25.04.2004
Немецкая Волна, Хроника Центральной Азии / 25.4.2004
26 апреля - годовщина аварии на ЧАЭС и день памяти жертв радиационных катастроф.
26 апреля - годовщина аварии на ЧАЭС и день памяти жертв радиационных катастроф. В Таджикистане сейчас около 2150 «чернобыльцев». 97% из них безработные. Государство не хочет взваливать на себя обязательства по предоставлению «чернобыльцам» положенных им по закону льгот. Распространённая отговорка чиновников: «Мы вас туда не посылали, что вы от нас хотите»?
Почти каждый день в Душанбе к председателю Республиканского совета общества «Союз-Чернобыль» Фаридуну Хакимову приезжают живущие в разных уголках Таджикистана участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Некоторые только сейчас, спустя 18 лет после аварии, узнают, что, оказывается, когда-то много лет назад правительство взяло на себя обязательства по их социальной защите. Эти обязательства закреплены в постановлении правительства Таджикистана 1992-го года за номером 233. Из четырех с половиной тысяч посланцев тогда ещё Таджикской ССР сегодня в республике проживает более двух тысяч ста ликвидаторов катастрофы. Общество «Союз-Чернобыль» до сих пор продолжает выискивать их в отдалённых горных районах. Именно для этих людей и членов их семей правительство определило порядка 35 видов различных льгот, привилегий, выплат и компенсаций. Из всего этого они получают от местных властей, в лучшем случае, единовременную компенсацию за ущерб здоровью в размере трех минимальных зарплат, а это около 7 долларов в год. Кое-где, в городах и райцентрах дела обстоят получше - даже путёвки в санатории выделяют, а вот в глубинке чиновники, порой, и знать не хотят о социальных гарантиях чернобыльцам:
СНХ: Ежедневно приезжают к нам в общество чернобыльцы со всех регионов нашей республики: сплошь и рядом идёт ущемление их прав, прав их семей, их детей. Многие чиновники, в основном, в дальних районах Таджикистана не знают и, возможно, не хотят знать о существовании правительственного постановления 233, которое гарантирует социальные права чернобыльцам, пока мы сами не выедем на места и не разъясним чиновникам, о чём гласит это постановление. Самое обидное для чернобыльца, когда ему говорят: «Иди к тому, кто тебя туда отправил». Ведь все мы были военнообязанными и подчинялись приказам военкоматов. Поэтому одна из причин той боли, которая есть у чернобыльцев, - это недопонимание наших нужд и невыполнение того постановления, которое есть, и которое никто ещё не отменял. Они просят землю, для того чтобы работать на этой земле и содержать свои семьи, но многим из них отказывают в выделении земельных участков. А в постановлении 233 чётко и ясно сказано, что чернобыльцам должны выделять земли как для строительства жилья, так и для ведения подсобного или фермерского хозяйства, вне очереди и без всяких оговорок. В постановлении также сказано, что чернобыльцам должны выплачивать долгосрочные денежные кредиты, чтобы он мог организовать своё подсобное хозяйство или занялся каким-то видом деятельности. Но и это не выполняется: ни один банк не даст чернобыльцу долгосрочный беспроцентный льготный кредит.
К сожалению, «недопонимают» особенность положения ликвидаторов радиационной катастрофы не только на местном, но и на правительственном уровне. Несколько месяцев назад таджикское правительство отклонило разработанный самими чернобыльцами, но одобренный всеми министерствами и парламентскими комитетами проект Закона «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС». Власти сочли невозможным принятие такого законопроекта, хотя, по словам Хакимова, он не выходит за рамки уже существующих в правительственном постановлении норм:
СНХ: Правительство написало в своём заключение, что принятие этого законопроекта не приемлемо. Мотивируют это тем, что служба в Чернобыле не даёт нам права иметь какие-то социальное льготы. Они приводят пример, что в пунктах 8 и 9 нашего законопроекта предусмотрены такие льготы, которые не имеют даже участники Великой отечественной войны и Герои Таджикистана.
Абсолютное большинство таджикских чернобыльцев - безработные. Местные работодатели относятся к ним предвзято, ссылаясь на то, что больные работники им не нужны. На самом деле, по словам Хакимова, им просто не очень хочется выплачивать чернобыльцам положенные компенсации и брать на себя ответственность за обеспечение их прав. Вот и вынуждены ликвидаторы, как и сотни тысяч других таджикистанцев искать заработок за пределами своей страны. Однако им это обходится гораздо дороже:
СНХ: Сегодня около 97% чернобыльцев влачат нищенское существование, не работают, а перебиваются, кто как может. Они выживают только за счёт того, что основная часть едет на заработки в Россию. Но у чернобыльца слабый иммунитет, и, естественно, проработав год-два в России, они возвращаются оттуда настоящими инвалидами и в дальнейшем уже не могут поехать и заработать для свой семьи какие-то средства.
Распавшиеся семьи, более 900 родившихся инвалидами детей - это тоже боль и трагедия чернобыльцев в Таджикистане. За 18 лет их стало на 170 человек меньше. Некоторые из них покончили жизнь самоубийством от безысходности. 26-го апреля, в День памяти жертв радиационных катастроф и аварий, в обществе «Союз-Чернобыль» в Душанбе ликвидаторы по традиции встретятся, чтобы помянуть своих ушедших товарищей.
Н. Бухари-заде