panorama 2004 # 23 июнь
Как надо правильно служить народу.
Выборы в мажилис уже не за горами. Предприимчивые и продвинутые "циковцы" рьяно занимаются раскруткой стратегического пульта - чудо-техники, возможно, не только для постсоветского пространства. Отдельные политпросвещенные деятели считают, что это непрозрачный пульт, тем самым желая, чтобы мы отстали от белорусской хай-тек-индустрии.
И, как положено по классическому жанру развития экономики, будь то плановая или рыночная, в стране, где должны состояться выборы, потребители информации наблюдают активный выброс в массы реформаторских идей и желаний. Как известно, "исполнителями желаний" или "реализаторами обещаний", как удобно называть, по большому счету являются избранники народа. У мажилисменов просто такая работа. Не умаляя достоинства и профессионализма сенаторов, хотелось бы сказать (хотя это и не новость), что им отведена скромная, но очень ответственная роль "чистильщика" или "шлифовальщика" (как удобно) законопроектов. Основные словесные баталии и постановочные бои, изредка выходящие из-под контроля правительства, но всегда управляемые зорким взором главы мажилиса, как правило, проходят в нижней палате парламента. Это и понятно, в мажилисе собирается в основном, скажем так, разночинный народ. (Поэтому речь пойдет о мажилисе.).
Как бы то ни было, мажилис завершает свою трудовую "пятилетку" и выходит на финишную прямую. Завершается не только очередная сессия, но и срок полномочий депутатов. 5 лет - серьезный отрезок времени, чтобы оценить его в виде небольшой заметки. Не претендуя на роль эксперта, а только в качестве журналиста, имевшего возможность поучаствовать достаточно продолжительное время в процессе амортизации парламентских кресел, думаю, можно осмелиться на небольшие ремарки о становлении мажилиса. Как известно, его служение народу началось в 1999 году. Примерно тогда же пошли первые внушающие оптимизм официальные сводки о "постепенном экономическом росте и улучшении социальной ситуации" в стране.
Соответственно, как сказал недавно спикер мажилиса, появилась необходимость в более фундаментальных и стратегически дальновидных законах.
Нынешний парламент запомнится принятием именно фундаментальных и стратегических законов, кодифицированных актов: Налогового, Таможенного, Земельного, Бюджетного и других кодексов. Эти и другие не менее важные документы были бы рассмотрены и приняты в любом раскладе, независимо от того, какие депутаты сегодня представляют мажилис, потому что у правительства есть план законопроектных работ. Но, пожалуй, качество законопроектов и скорость их прохождения через мажилис оказались бы намного ниже, если бы документы рассматривались не этим депутатским составом. Почти половина сегодняшнего мажилиса представлена юристами, что в первую очередь свидетельствует об уровне компетентности депутатов в законотворческих вопросах. Соответственно, траектория прохождения проектов законов бывает выверенной и во многих случаях предсказуемой.
Сегодня вряд ли кого-нибудь насмешишь, если скажешь, зачем в Астане цирк, когда есть парламент. Здесь почти не осталось народных артистов и любителей экстремальной гребли против течения. С годами мажилисмены поняли, что какие бы "козыри" ни выкладывали такие игроки, они будут битыми, в противном случае - недействительными. С каждым пленарным заседанием мажилис все больше напоминает заводской цех, издающий монотонный однообразный гул, где в русле конструктивизма и в духе взаимовыгодного диалога, без особых эмоциональных потрясений, без срыва графиков выпускаются гайки и приводные ремни законодательной базы. Но нет в мире совершенства, даже Нефертити была лопоухой. За прошедшие годы мажилис стал более профессиональным и грамотным, в законотворческом процессе - все меньше "попсы" и популизма. Большинство депутатов постигло новые методы коллективизма - высказывать во время дискуссий множество мнений, а при голосовании нажимать стратегически важную "правильную кнопку". Вот они, уши Нефертити.
Тулеген ИЗДИБАЕВ.