16 June 2004
Крейнер о серьезных недостатках в области прав человека в Узбекистане
(Помощник Госсекретаря по правам человека Лорн Крейнер на слушаниях в Палате представителей)
Соединенные Штаты по-прежнему "глубоко озабочены плохим соблюдением международно признанных стандартов по правам человека" правительством Узбекистана и "неутешительными результатами", достигнутыми им при выполнении обязательств по Рамочному соглашению 2002 года о стратегическом партнерстве и сотрудничестве, заявил Лорн Крейнер, возглавляющий в Государственном департаменте Бюро по демократии, правам человека и труду.
"В последние несколько месяцев, - сказал он 15 июня в Комитете по международным отношениям Палаты представителей, - мы видим серьезные недостатки, особенно перемены к худшему, препятствующие работе американских партнеров по реализации соглашения".
Ниже приводится его заявление в подкомитете:
Госпожа председатель Рос-Летинен и члены подкомитета, благодарю вас за проведение этих слушаний и за предоставленную мне возможность выступить по вопросу об Узбекистане - авторитарном государстве с ограниченными гражданскими правами, где работа правительства в области прав человека остается очень слабой, с многочисленными серьезными нарушениями.
Почти три года назад Соединенные Штаты и Узбекистан встали на новый путь в своих двусторонних отношениях. Теракты 11 сентября объединили две наши страны в общей борьбе против глобального терроризма. Самым наглядным символом этих новых отношений стал 12 марта 2002 года исторический визит Президента Узбекистана Каримова в Белый дом. Оценивая эволюцию наших отношений, представители Белого дома, Государственного департамента и Пентагона рассматривали этот визит как историческую возможность углубить сотрудничество - не только по вопросам безопасности, но и по правам человека, политическим и экономическим реформам. С самого начала мы считали все эти области необходимыми элементами прочных и длительных отношений, которые мы надеялись построить.
Международное сообщество, особенно правозащитные группы, беспокоилось, что эти новые отношения дадут узбекским властям "зеленую улицу" для безнаказанного нарушения прав человека, поскольку США будут закрывать глаза на такие нарушения. На самом деле наши стратегические отношения означали еще более пристальное внимание к правам человека. Мы стали еще шире освещать положение с демократией и правами человека в Узбекистане. Мы отстаиваем права человека, зорко следя за действиями правительства в этой области и обращая внимание правительства на любые нарушения. И самое главное - мы откликаемся на любые репрессивные действия, призывая правительство Узбекистана провести содержательные реформы. Наши новые, более тесные отношения мы используем для того, чтобы расширять не только нашу повестку дня, но и круг правительственных чиновников, с которыми мы ведем диалог о демократии и правах человека. Мы используем более частые визиты и взаимодействие по линии правительства США для реализации повестки дня по правам человека и демократии в полном объеме. Мы подкрепляем слова финансированием. За три года после 11 сентября наша помощь на развитие демократии удвоилась по сравнению с нашей помощью за трехлетний период перед 11 сентября.
В ходе визита Президента Каримова в марте 2002 года Госсекретарь Пауэлл подчеркнул в беседе с Каримовым, что долгосрочная стабильность и безопасность региона неразрывно связана с необходимостью укреплять права человека, демократические институты и экономические реформы. Тогда наши страны подписали Рамочное соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве. Этим документом мы закрепили в наших двусторонних отношениях убежденность в том, что подлинная безопасность может быть основана только на рыночной экономике, прозрачной и демократической политической системе. В этом историческом документе не только правительство Узбекистана подтверждает свое обязательство и намерение еще более усилить демократическую трансформацию своего общества, но и США подчеркивают свое намерение давать консультации и оказывать помощь в этой области. В итоге мы рассчитывали на прогресс во всех областях демократических реформ, включая обеспечение прав и свобод человека, создание настоящей многопартийной системы, обеспечение независимости средств массовой информации и укрепление гражданского общества.
В каком же положении мы находимся сейчас, почти через три года после углубления нашего сотрудничества? Дало ли наше усилившееся взаимодействие удовлетворительные результаты? Нынешний момент особенно подходит для исторического анализа прошедших трех лет.
Как изменилась ситуация с демократией и правами человека в Узбекистане, и что мы сделали для их продвижения?
Я рад сообщить, что Соединенные Штаты выполняют свою часть Рамочного соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве. Мы существенно расширили нашу поддержку в области демократии и прав человека. Мы поддерживаем эти возросшие уровни поддержки правозащитных и демократических организаций, особенно помогаем политическим и правозащитным группам, выступающим за мирные перемены. Мы финансируем лабораторию прав человека в Ташкентском государственном юридическом институте, первую в Центральной Азии, а вторая откроется этой осенью в Ферганской долине. В марте посол Пернелл присутствовал на открытии первой в Узбекистане адвокатской фирмы, занимающейся исключительно защитой прав человека и оказывающей свои услуги бесплатно. Этот проект тоже финансируют США. Кроме того, США финансируют в Узбекистане пять центров государственных защитников (ЦГЗ), предназначенных для оказания бесплатных услуг по защите подсудимых малоимущим с момента задержания. Как мы знаем из нашего доклада о правах человека, пытки и издевательства в узбекской правоохранительной системе происходят в значительной степени на стадии предварительного заключения. Цель этого проекта - предотвращать принуждение, пытки и самооговор на этой важнейшей стадии и обеспечивать эффективную адвокатскую помощь в ходе судебного процесса. Всего один пример ценности этого проекта: ранее в этом году адвокатам одного из ЦГЗ удалось добиться освобождения людей, незаконно задержанных в Фергане после взрывов в конце марта.
Помимо этой деятельности по укреплению власти закона, США выделили средства на создание двух Центров правозащитных ресурсов (третий откроется в этом году), которые создают безопасные условия для взаимодействия и объединения правозащитников; Центры предоставляют необходимый доступ к информационным технологиям и в Интернет. Чрезвычайно популярные учебные программы Центров дают новому поколению правозащитников инструменты, необходимые им для эффективной деятельности и контроля над своим правительством. Начатая этой весной новая программа, финансируемая США, уже продемонстрировала выдающиеся результаты: под руководством организации "Фридом хаус" коалиция ведущих правозащитников, журналистов, медиков и юристов сформировала гражданскую коалицию по борьбе с пытками. Эта группа выработала правозащитную стратегию, предусматривающую проведение двух важных "круглых столов", где члены коалиции вели дискуссию с высокопоставленными представителями правоохранительных органов из Министерства внутренних дел (МВД). Позднее один из правозащитников, участвовавших в этой встрече, заметил: "Об этом мы мечтали годами ". За "круглыми столами" последовали конкретные результаты, в том числе недавно заключенное соглашение между МВД и коалицией, позволяющее группе осуществлять независимый мониторинг условий в тюрьмах в дополнение к прямым контактам между правозащитными группами и сотрудниками МВД на местном уровне.
Мы также неукоснительно выполняем заявленное нами намерение поддерживать становление подлинно многопартийной системы. США выделили средства Национальному демократическому институту и Международному республиканскому институту на активную работу с оппозиционными и проправительственными партиями Узбекистана, руководство по вопросам организационной деятельности на местах, отношений с прессой и выработки партийных платформ. Учебные программы НДИ и МРИ помогли Партии аграриев и предпринимателей, Партии свободных фермеров и организации "Бирлик" организоваться и сформировать навыки, необходимые для проведения региональных и национальных съездов и подачи заявок на регистрацию.
Хотя правительство продолжает отказывать им, как и партии "Эрк", в регистрации, эта политическая деятельность, беспрецедентная в Узбекистане, охватила тысячи людей по всей стране. Наши усилия привели к невиданному за многие годы росту политической активности граждан, несмотря на серьезный риск преследований.
Наконец, приоритетными направлениями нашей деятельности остаются расширение доступа к объективной информации и поддержка усилий журналистов, готовых работать на пределе своих возможностей.
Финансируемые США учебные программы помогли познакомить перспективных журналистов печатных и электронных СМИ с современными методами независимой журналистики. Несмотря на правительственные преследования и отказ в перерегистрации, на средства США Институт по освещению проблем войны и мира провел занятия, призванные расширить освещение правозащитной тематики в Узбекистане.
В 2001 году, в начале расширения наших отношений, нам предстояло решить грандиозную задачу: с момента провозглашения независимости Узбекистана парламентские и президентские выборы не были ни свободными, ни честными. Зарегистрированных правозащитных групп не было, правозащитников преследовали спецслужбы. Оппозиционные политические партии не регистрировались, им не разрешали свободно действовать и публиковать свои взгляды. Широко практиковалась цензура, правительство нетерпимо относилось к критике его действий. 7500 человек находились в тюрьмах по политическим или религиозным мотивам. В течение года Международный Комитет Красного Креста (МККК) приостановил свою только что начатую программу посещения тюрем, поскольку ему не удалось получить согласие правительства на посещение мест предварительного заключения. В 2004 году мы видим картину, которая остается тревожной: положение с правами человека в Узбекистане остается очень плохим, продолжаются серьезные нарушения и гибель людей в тюрьмах - по меньшей мере, четыре подозрительных смерти с момента прошлогодней оценки положения с правами человека.
Последовательные президентские амнистии уменьшили число политических и религиозных заключенных примерно до 5300- 5800, и все же многие были арестованы вновь, продолжают содержаться под стражей лица, подозреваемые в исламском экстремизме, часто на основании таких шатких доказательств, как личные молитвы пять раз в день. Хотя Узбекистан предпринял достойный одобрения шаг, пригласив специального докладчика ООН по пыткам, правительство не предприняло никаких конкретных шагов по выполнению его рекомендаций после того, как был сделан вывод о систематическом характере пыток в Узбекистане. Закон о неприкосновенности личности, который мог бы сыграть большую роль в предотвращении пыток в местах предварительного заключения, не принят парламентом, несмотря на заверения в обратном.
Несмотря на неоднократные попытки, ни одна из четырех оппозиционных партий не смогла зарегистрироваться, что не позволит им участвовать этой зимой в парламентских выборах. Хотя предварительная цензура в СМИ отменена, новые поправки к закону о средствах массовой информации подталкивают к самоцензуре. Хотя независимый журналист Руслан Шарипов условно досрочно освобожден из тюрьмы, другие остаются в местах лишения свободы и подвергаются преследованиям, а некоторые журналисты были вынуждены бежать из страны. Хотя зарегистрированы две независимые правозащитные организации, другим в этом отказывают.
Мы по-прежнему глубоко озабочены плохим соблюдением международно признанных стандартов по правам человека правительством Узбекистана и неутешительными результатами его деятельности по выполнению обязательств, взятых им на себя в нашем двустороннем рамочном соглашении о стратегическом партнерстве. В последние несколько месяцев мы видим серьезные недостатки, особенно перемены к худшему, препятствующие работе американских партнеров по реализации соглашения. Институту "Открытое общество" было отказано в перерегистрации, новый нормативный акт по банковской деятельности расстраивает наши попытки оказывать помощь местным НПО, общинам и даже ученым из бывшего ВПК. В апреле парламент принял закон, запрещающий любую иностранную помощь политическим партиям, включая учебу и учебные поездки за границу. Правозащитные организации и "Фридом хаус" публично обвиняются правительством Узбекистана в "неконституционной деятельности".
Думаю, в заключение можно сказать, что правительство Узбекистана еще не воспользовалось предоставленной ему возможностью стать полноправным партнером Соединенных Штатов. Правительство Узбекистана предпочло не начинать и не проводить реальных реформ, остро необходимых для того, чтобы обеспечить долгосрочную стабильность и безопасность. Как заявил недавно Президент Буш (в своем обращении к Академии ВВС 2 июня 2004 года):
"Америка всегда в меньшей безопасности, когда отступает свобода. Америка всегда в большей безопасности, когда свобода на марше".
Однако мы не теряем надежды, поскольку действительно видим признаки искреннего желания провести реформы. Некоторые руководители в правительстве Узбекистана продемонстрировали явное желание осуществлять реформы, но их сдерживают другие, менее заинтересованные в реформах. Высокой оценки заслуживают Министерство иностранных дел и Министерство внутренних дел за их бесценное сотрудничество при обеспечении независимого контроля над расследованием недавней смерти в тюрьме, продолжающегося в духе профессионализма и сотрудничества. Нас также обнадеживает диалог между представителями Министерства внутренних дел и коалицией против пыток. Отмечаю также усилия посла Камилова по снятию нашей озабоченности и поискам способов решения проблем. Эти конструктивные шаги мы приветствуем.
Оценивая успехи нашей политики за прошедшие три года, мы не можем упустить из виду ряд важных достижений в содействии формирующемуся сектору гражданских активистов. Благодаря нашему взаимодействию выиграли многие. Выиграл народ Узбекистана. Несколько открылось политическое пространство - например, в прошлом году независимые оппозиционные партии проводили национальные заседания и делали смелые шаги, добиваясь регистрации. После многолетней снижающейся оппозиционной деятельности партии, по крайней мере, надеются, что они смогут соперничать на предстоящих парламентских выборах. А правозащитники имеют возможность встречаться и выступать за перемены. В мае правительство Узбекистана пригласило работающую с "Фридом хаус" независимую группу специалистов по судебно-медицинской экспертизе для расследования подозрительной смерти заключенного. Наблюдая за собственным расследованием, проводимым Узбекистаном, группа пришла к выводу, что смерть наступила в результате самоубийства, а не жестокого обращения со стороны полиции. Правительство Узбекистана заявило, что это сотрудничество "создало прецедент". Хотя сейчас мирные перемены могут казаться далекими, надежда среди мужественных граждан Узбекистана продолжает жить.
Еще раз спасибо за проведение этих слушаний. Мы рассчитываем на сотрудничество с комитетом, чтобы побудить Узбекистан придерживаться международно признанных стандартов и норм по правам человека.
(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: