Проблемы нацменьшинств Ирана
Одни считают себя их жертвами, другие - не признают их существование
Р.ОРУДЖЕВ ,"Эхо"
Профессор политических наук из государственного колледжа Штата Юта (США), этнический иранец Масуд Каземзаде выступил вчера на сайте Iranian с материалом под названием "Две стороны одной медали". В статье дается анализ отношения официального Тегерана к различным этническим меньшинствам Ирана и их национальным правам. Автор констатирует, что государственная политика в этом отношении, как при шахском правлении, так и при нынешнем исламском режиме, отличалась крайней степенью персидского национализма и шовинизма. Сторонников такого отношения к гражданам своей страны других национальностей Каземзаде именует "пехлевистами-хомейнистами".
"Являются ли этнические чистки или геноцид единственными способами создания современного суверенного государства или для этого существует плюралистический и демократический путь?" - задается вопросом автор.
"В Иране существовали ужасные репрессивные режимы (Каджары, Пехлеви, исламские фундаменталисты), где персы были исключительной группой. Руководство их составляло ужасные зверские клики, которые угнетали людей по их национальному признаку".
"Действительно ли для того, чтобы создать современное государство, Гитлеру было необходимо выделить и исключить иудеев или цыган? Действительно ли это было необходимо Mилошевичу, который боролся против цыган, хорватов, боснийцев и косоваров-албанцев? Было ли это необходимо Резе Мирпангу Пехлеви, который выдвинул персидский шовинизм в качестве официальной государственной идеологии, заменил им общеиранский национализм и затем принялся жестоко подавлять наших азербайджанцев, курдов, кашкайцев, бахтиарийцев...
Был ли Иран территориально целостной страной под Сефевидами? Да. Были ли Сефевиды персами? Первые Сефевиды были азербайджанцами. Они выбрали для себя ислам шиитского толка и с помощью меча перевели в эту веру всех иранцев, которые до того были суннитами. Перед ними стоял выбор - или уничтожить всех иранцев, или обратить их в шиитов, во имя создания "суверенного государства".
Наши азербайджанские соотечественники заново создали современное иранское государство при Сефевидах в 1501 году. Факт истории - то, что наши азербайджанцы защитили Иран и его территориальную целостность от русских и Османской империи при Сефевидах. В результате, иранцы из всех других этнических групп зажили мирно в одной стране.
Фактически многие из нацменьшинств защищали интересы Ирана и его территориальную целостность. В 40-е годы, благодаря президенту США Гарри Трумэну и подавляющему большинству наших азербайджанцев, которые являются замечательными проиранскими лицами, мы смогли противостоять планам Сталина по расчленению нашей страны.
Хомейни в национальном вопросе продолжил политику, которую проводили Пехлеви. Ужасающая дискриминация и этнические чистки против азербайджанцев, курдов, евреев, бахаистов, суннитов, зороастрийцев, кашкайцев и других продолжались в течение прошедших 25 лет".
Каземзаде пишет, что именно это заставляет сегодня нацменьшинства Ирана сочувствовать идеям раскола и сепаратизма. "Несправедливость и гнет по отношению к этим нациям выделили среди них некоторые группы, стремящиеся подорвать власть центрального правительства и поставить под угрозу нашу территориальную целостность".
"Именно модель межнациональной политики Резы Мирпанга почти привела к победе Сталина, который едва не отобрал у нас провинции Азербайджан и Курдистан.
Мы должны модернизировать старые архаичные формы администрирования и работы чиновной бюрократии. Вопрос - по какому пути пойти. Один путь - фашистский метод этнических чисток и дискриминации, который использовали Гитлер, Реза Мирпанг и Милошевич. Другой метод - плюралистический и демократический, использованный во всех многоязычных, полиэтнических, многонациональных обществах. Эта задача непроста. Но фашистский путь привел ко многим длительным конфликтам и, в случае Югославии, к распаду этой страны. До расистской политики Резы Мирпанга большинство наших нацменьшинств жили вместе. Однако после этой политики многие из меньшинств выбрали сепаратизм. Мы должны бороться и против расизма "пехлевистов", и против сепаратизма. Реза Шах, Moхаммед Реза Шах и Хомейни ответственны за рост возмущения и протестных настроений среди различных нацменьшинств.
Наследие "пехлевистов-хомейнистов" произвело обратный эффект - многие наши нацменьшинства решили, что единственный способ обезопаситься от этой политики геноцидов состоит в том, чтобы иметь собственные "суверенные государства".
Полярной противоположностью политике "пехлевистов-хомейнистов" были бы равноправие, конституционализм, демократия, свобода слова, индивидуальные привилегии, правовые нормы, уважение к правам человека.
Мы должны изучить уроки как Царской России, так и СССР, история которых завершилась распадом на 15 независимых стран.
Или мы продолжим расистскую и авторитарную политику "пехлевистов-хомейнистов", или придумаем новую политику, которая превратила бы Иран в демократичекую республику, где нет никакой дискриминации против любой этнической, лингвистической или религиозной группы. Именно так мы можем сохранить территориальную целостность Ирана. Мы должны найти способ, чтобы все иранцы могли жить в одной стране, где никто не лишен прав на политическую деятельность, на использование родного языка, свободы вероисповедания и других гражданских свобод.
Намного более предпочтительно видеть наших азербайджанцев, выкрикивающих на их красивом языке "Яшасын Иран!", чем увидеть их отделение от Ирана или их подавление расистскими методами. То же самое относится и ко всем другим иранцам. И этнический и лингвистический плюразлизм совместимы. Это непросто, но это единственный ответ на наши проблемы", - заключает иранец из США.
Один из представителей азербайджанских диссидентов Ирана, глава Бакинского бюро Движения национального возрождения Южного Азербайджана Хусейн Тюркелли заявил "Эхо", что он согласен с американским ученым в той части, что после урегулирования национальных проблем этнических меньшинств Ирана действительно многие вопросы могут быть сняты с повестки. "Однако говорить о том, что после таких преобразований азербайджанцы или другие нацменьшинства Ирана прекратят борьбу за свою независимость, было бы преждевременно. Об этом с уверенностью никто сказать не может".
Хотя естественно, говорит Тюркелли, что в случае обеспечения многочисленных нарушаемых прав нацменьшинств Ирана, "очень многие проблемы смогут найти свое урегулирование". При этом, если в Иране будет создано демократическое государство, то, согласно существующим среди населения этой страны национальным пропорциям, "азербайджанцы, как один из наиболее многочисленных народов, должны будут быть представлены в руководстве этой страны. Кроме того, азербайджанскому языку необходимо будет придать статус официального государственного, то есть все надписи в стране должны быть продублированы и на азербайджанском".
Тюркелли считает, что при этом необходимо будет соблюсти равноправие и в отношении других иранских нацменьшинств. Он согласен с мнением профессора из Юты, что с решением всех этих проблем может уйти в прошлое и проблема сепаратизма в Иране.
В свою очередь генсекретарь Исламской партии Азербайджана кербалаи Ровшан Ахмедлы выразил несогласие с выводами американского ученого. "То, что Каземзаде постоянно проживает в США, уже говорит о многом. Конечно, каждый человек имеет право на свое мнение. Однако, по-моему, взгляды профессора сильно совпадают с мнениями на этот счет официального Вашингтона". Исламист согласен с тем, что в каждой стране мира имеются определенного рода национальные проблемы. "Но я, как человек, не раз бывавший в Иране, хочу сказать, что для изучения межнациональных отношений в этой стране надо прожить там достаточно продолжительный период, чтобы не ошибиться. И нужно, конечно, понять то, как видят этот вопрос сами иранские нацменьшинства".
Лично генсек ИПА считает очевидным, что нынешние власти Ирана относятся ко всем своим гражданам с позиции исламского права. "А законы ислама не делают различий между национальностями".
Р.Ахмедлы отметил, что верховным органом власти в Иране является Высший исламский совет, "а его руководителем - Хаменеи, азербайджанец. И, кроме того, очень многие важные государственные посты занимают азербайджанцы, множество военачальников являются нашими земляками - ничего подобного не было во время правления шахской династии Пехлеви". По его словам, и среди крупных иранских капиталистов множество этнических азербайджанцев, "они работают во многих отраслях промышленности и хозяйства".
Кербалаи говорит, что в Иране издается множество газет и журналов на азербайджанском языке. "Конечно, нельзя говорить, что Иран - идеальное государство. И там чиновники нарушают законы по отношению к гражданам, но я не думаю, что делают они это исходя из националистических воззрений, скорее, им нет разницы, кого обманывать".
Р.Ахмедлы говорит, что Иран - действительно пестрое, многонациональное государство, "но очень сложно принять как факт, что там на государственном уровне целенаправленно ущемляют права "неперсов".
"Я категорически не согласен с тем, что отношение к нацменьшинствам в Иране не изменилось после свержения шахского режима. Я лично убежден, что это не так". Слова Каземзаде о том, что если не будут решаться национальные вопросы, то Иран может распасться, генсек ИПА расценивает как выражение "большого желания американской стороны".
Между прочим, говорит Ахмедлы, власти США сейчас стремятся к реставрации монархии в Иране, воцарению той же династии Пехлеви. "Потому что последний иранский шах был самым верным слугой Америки и исправно следовал соблюдению интересов Вашингтона в этом регионе".