22 July 2004
Помощник Государственного секретаря США Джонс усматривает прогресс в демократизации Казахстана
(На пресс-конференции она также обсуждает предстоящие выборы, нефть, дело Жакьянова и ситуацию в Узбекистане)
"Для США и всего международного сообщества очень, очень важно, чтобы парламентские выборы в Казахстане были свободными и честными", - заявила 16 июля на пресс- конференции в Алматы помощник Государственного секретаря США по делам Европы и Евразии Э. Элизабет Джонс.
Джонс попросили сравнить сегодняшнюю демократию в Казахстане с ситуацией 1995 года, когда она работала послом США в этой стране. В качестве примеров она привела прогресс в допуске международных наблюдателей к наблюдению за выборами и признание оппозиционных партий.
"На мой взгляд, достигнут огромный прогресс, - сказала она, - но необходимо сделать еще больше для того, чтобы уверить граждан и все международное сообщество в том, что предстоящие парламентские выборы будут по-настоящему свободными и честными".
Ниже приводится текст пресс-конференции Джонс, предоставленный Государственным департаментом США:
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПОМОЩНИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США ПО ДЕЛАМ ЕВРОПЫ И ЕВРАЗИИ Э. ЭЛИЗАБЕТ ДЖОНС
ДЖОНС: С момента моего приезда вчера у меня состоялся ряд очень интересных встреч - как с правительством, так и с лидерами политических партий и представителями неправительственных организаций. Мне бы очень хотелось обсудить с вами итоги этих встреч сегодня утром.
ВОПРОС 1: Насколько вы уверены в возможности проведения свободных и честных выборов в сентябре?
ДЖОНС: Позвольте мне ответить следующим образом: для США и всего международного сообщества очень, очень важно, чтобы парламентские выборы в Казахстане были свободными и честными. США, Европейский союз, ОБСЕ, различные международные и неправительственные организации немало потрудились для обеспечения того, чтобы эти выборы были свободными и честными. Будь то обучение местных наблюдателей, подготовка к параллельному подсчету голосов, подготовка к проведению опросов после голоцования - все эти системы очень важны для обеспечения того, чтобы выборы были свободными и честными. Важно, чтобы граждане Казахстана испытали систему голосованием. Думаю, очень важно, чтобы граждане Казахстана участвовали в выборах в качестве избирателей, чтобы продемонстрировать, что им это небезразлично.
ВОПРОС 2: Как вы относитесь к использованию электронных систем голосования?
ДЖОНС: Электронное голосование вызывает большие споры в США. Насколько мне известно, оно вызывает споры и здесь. Важно, чтобы правительство Казахстана - да и правительство США - продемонстрировало надежность этой системы, продемонстрировало, что система будет работать, чтобы избиратели были уверены в том, что их голоса будут подсчитаны должным образом. Поскольку электронное голосование вызывает такое множество вопросов здесь и в США, параллельный подсчет голосов и опросы населения приобретают особую значимость.
ВОПРОС 3: Обсуждался ли во время вашего визита вопрос об освобождении Жакьянова?
ДЖОНС: Да, я поднимала здесь этот вопрос. Мы регулярно поднимаем этот вопрос по линии посольства. Я поднимаю этот вопрос во время своих визитов в посольство Казахстана в Вашингтоне. Это для нас важный вопрос, и я думаю, что ответ Казахстана лучше всего охарактеризовать следующим образом - существует понимание того, что этот вопрос имеет большое значение для всего международного сообщества.
ВОПРОС 4: Предпримите ли вы какие-либо действия, если Жакьянов не будет освобожден до 2 августа?
ДЖОНС: Мне бы не хотелось предвосхищать события. Несомненно, этот вопрос обсуждается, но с моей стороны было бы неправильно в данный момент пытаться спрогнозировать возможную реакцию на ту или иную гипотетическую ситуацию.
ВОПРОС 5: Вы сказали, что приехали из Узбекистана и что американская помощь Узбекистану будет сокращена. Не произойдет ли то же самое с Казахстаном?
ДЖОНС: В США для разных стран Центральной Азии предусмотрены разные законы. Закон, который применяется к Узбекистану, не применяется к Казахстану. Он применяется только к Узбекистану. Есть другие законы, которые применяются к Казахстану и которые требуют проведения с правительством Казахстана аналогичных обсуждений таких вопросов, как свобода средств массовой информации, прогресс в демократизации, экономические реформы, права человека, но эти законы отличаются от закона, который применяется к Узбекистану.
ВОПРОС 6: Правительство Казахстана выразило желание выкупить долю компании "Бритиш гэз" в Кашаганском проекте. Для чего и где, по вашему мнению, правительство возьмет необходимый для этого миллиард долларов?
ДЖОНС: Я думаю, что ведущиеся сейчас деловые переговоры лучше оставить в ведении участвующих в них деловых людей и правительства. Правительству США не пристало комментировать подобные вопросы. Но, тем не менее, для США очень важно, чтобы существовало множество различных маршрутов экспорта добываемой в Казахстане нефти. Вот почему мы проводим консультации и обсуждения с правительством Казахстана и различными его органами по вопросу о том, как направить добываемую в Казахстане нефть из Актау в трубопровод Баку-Джейхан после его открытия. Очень важно, чтобы возможности транспортировки нефти использовались прозрачным образом и чтобы была соответствующая конкуренция для того, чтобы стоимость транспортировки не была слишком высокой.
ВОПРОС 7: Как вы могли бы прокомментировать опасения оппозиции в отношении возможности того, что в 2013 году государственная власть в этой стране может быть передана по наследству? И еще вопрос: сейчас, когда до выборов осталось два месяца и когда вы - вместе с вашими партнерами в Европе и ОБСЕ - настаиваете на необходимости проведения добросовестных и честных выборов, в средствах массовой информации здесь доминируют две партии, возглавляемые Президентом и его дочерью. Другие партии практически лишены доступа к СМИ.
ДЖОНС: Позвольте мне вначале ответить на вопрос о средствах массовой информации. В наших беседах с членами правительства мы регулярно поднимаем вопрос о том, что доверие к правительству повышается, когда существуют свободные СМИ и когда общественность имеет доступ к различным мнениям и различным источникам информации. Решение Президента Назарбаева наложить вето на закон о средствах массовой информации был весьма позитивным шагом. Это был позитивный шаг. Можно сделать еще больше. Одним из секторов, которые США поддерживают своей денежной помощью, является поддержка свободных СМИ, поддержка способности СМИ привлекать рекламу и печатать новости. Этому посвящена значительная часть нашей программы здесь.
Ваш первый вопрос касался позиции США по вопросу о наследовании государственной власти - в частности, если на смену Президенту Назарбаеву придет его дочь. США не верят в возможность наследования государственной власти. Для нас и для Казахстана очень важно - и мы постоянно слышим это от казахстанских государственных деятелей, - чтобы по окончании срока пребывания у власти Президента Назарбаева в стране прошли свободные и честные президентские выборы. Мы в США также не исключаем возможности того, что Президентом станет кто-то из членов семьи действующего Президента. Это произошло в США; но это должно быть сделано посредством свободных и честных выборов, а быстрый путь во власть кому- либо из родственников действующего Президента должен быть закрыт.
ВОПРОС 8: В средствах массовой информации выражалась озабоченность в связи с тем, что Казахстан может пытаться повлиять на процесс по делу Джеймса Гиффена в Нью-Йорке.
ДЖОНС: На дела, рассматриваемые американскими судами, в принципе нельзя повлиять, и, разумеется, данное дело не является исключением. Этого не может сделать никто - ни Государственный департамент, ни я, ни правительство Казахстана.
ВОПРОС 9: А что, если окажется, что г-н Гиффен оказывал услуги ЦРУ или был его агентом?
ДЖОНС: Я видела сообщение СМИ, в котором высказывалось предположение, что он будет строить на этом свою защиту. Я не имею ни малейшего представления о том, что решит суд.
ВОПРОС 10: Повлияет ли напряженная обстановка на Кавказе на реализацию проекта строительства трубопровода Баку-Джейхан? А также не могли бы вы дать комментарии к инвестиционному климату в Казахстане?
ДЖОНС: Что касается трубопровода Баку-Джейхан, то я не ожидаю, что текущие трудности в Грузии окажут какое-либо влияние на строительство этого трубопровода. Проделан громадный объем работ по страхованию от политических рисков, связанных с сооружением этого трубопровода, и я думаю, что в различных подписанных соглашениях уделено должное внимание всем возможным непредвиденным обстоятельствам.
Что касается вашего второго вопроса, то для иностранных инвесторов - для американских инвесторов, о которых я могу говорить - очень важно, чтобы была определенность с подписанными ими контрактами. Манера правительства менять основные правила после подписания контрактов весьма затрудняет для нынешних инвесторов продолжение здесь бизнеса. Священность и стабильность контрактов очень важны, поскольку правительство пытается привлечь инвесторов.
ВОПРОС 11: Какие изменения, по вашему мнению, произошли в демократической ситуации в Казахстане за период с того момента, когда вы работали здесь послом?
ДЖОНС: Я приехала сюда в 1995 году, сразу же после того, как правительство Казахстана приняло ряд весьма спорных мер. Была громадная озабоченность в отношении выборов, проведенных в декабре 1995 года. Тогда главным вопросом было то, смогут ли местные наблюдатели зарегистрироваться. Другим большим вопросом было то, пригласит ли правительство Казахстана наблюдателей ОБСЕ. В конце концов, оно это сделало, но за это пришлось, так сказать, побороться.
Эти вопросы больше не стоят. Без сомнения, существуют другие вопросы, но наблюдатели получили громадное признание. Политические партии получили признание. Получили признание и смогли зарегистрироваться подлинно оппозиционные партии. На мой взгляд, достигнут огромный прогресс, но необходимо сделать еще больше для того, чтобы уверить граждан и все международное сообщество в том, что предстоящие выборы будут по-настоящему свободными и честными.
Мне кажется, что сейчас ведутся серьезные обсуждения по всем этим вопросам. Эти вопросы всем хорошо известны. Они активно обсуждаются, и это хорошо.
ВОПРОС 12: Не могли бы вы поподробнее рассказать нам о вашей поездке?
ДЖОНС: Вчера я встретилась с одним из заместителей министра иностранных дел, г-ном Волковым. Мы обсуждали различные вопросы, связанные с Афганистаном, и другие вопросы, связанные с ситуацией в этой стране. Мы говорили об Ираке. Мы говорили о воинском контингенте Казахстана в Ираке, и о том, какие потребности ООН в Ираке можно было бы удовлетворить. Мы также говорили о предстоящих выборах и о некоторых других связанных с этим важных вопросах.
Сегодня я встретилась с г-ном Тажиным из администрации Президента. Мы обсуждали те же самые вопросы, а также более подробно вопросы, связанные с выборами, в том числе ситуацию вокруг лидеров оппозиционных партий и г-на Жакьянова. Вчера вечером я встретилась с г-жой Балиевой, чтобы обсудить различные вопросы, связанные с предстоящими выборами, - в частности, с электронным голосованием.
ВОПРОС 13: Не могли бы вы поподробнее рассказать нам, что сказала г-жа Балиева?
ДЖОНС: Она весьма пространно рассказала о проделанной ею работе по обеспечению надежности компьютерных систем, которые будут использоваться при электронном голосовании. Она говорила о требованиях, которые она будет предъявлять для обеспечения того, чтобы система электронного голосования там, где она используется, действительно работала. Она обсудила эти вопросы с телекоммуникационными органами, а также с органами электроснабжения. Мы говорили о важности заверения казахстанских избирателей в том, что правительство не сможет манипулировать системой электронного голосования.
ВОПРОС 14: Вы доверяете электронной системе голосования?
ДЖОНС: Мы ведем схожие обсуждения и сталкиваемся со схожей озабоченностью американского электората в отношении использования электронной или компьютерной системы голосования. Это и для нас новая система, и в нашей стране она пока в диковинку. Я голосую в штате Мэриленд. В последний раз там пытались использовать компьютерную систему голосования, и в ряде мест она не сработала. Компьютеры не работали. Это большая проблема. Поэтому я думаю, что обсуждения здесь, в США и в различных других местах будут продолжаться до тех пор, пока мы не сможем довести эту процедуру до конца, чтобы она действительно работала и люди были уверены в том, что их голоса действительно учитываются. Я считаю, что эта система вполне работоспособна, но я также считаю, что необходимо убедить избирателей в том, что эта система будет работать надлежащим образом.
ВОПРОС 15: Хотелось бы спросить вас об отношениях США с Узбекистаном, учитывая решение Государственного департамента сократить помощь этой стране. Более двух лет тому назад США подписали с Узбекистаном соглашение о партнерстве, которое предусматривало улучшение положения с правами человека и демократией в этой стране - улучшение, которого не произошло. Есть ли у вас какая-либо надежда на то, что правительство Узбекистана, в конечном счете, решит эти вопросы?
ДЖОНС: Стратегическое рамочное соглашение, которое было подписано с Узбекистаном в 2002 году, содержало ряд положений: права человека, политические реформы, экономические реформы и военное сотрудничество. Тогда Конгресс отдельно принял закон, который требовал, чтобы мы каждый год удостоверялись в том, что Узбекистан делает успехи в каждой из этих областей.
В этом году мы смогли сказать: "Да, достигнут прогресс в области прав человека". Международный Комитет Красного Креста получил доступ в камеры предварительного заключения. Улучшилась подготовка полиции, в ней стал делаться акцент на необходимости проводить допросы без применения пыток. Это работает. Но не было достигнуто прогресса в том, что касается регистрации политических партий, развития свободных средств массовой информации, а также в некоторых из тех областей, которые необходимы для достижения прогресса в проведении политических реформ и демократизации.
Мы также не увидели достаточного прогресса в проведении экономических реформ, потому что экономическая жизнь страны характеризуется весьма значительной стагнацией. Не было принято достаточных мер для поощрения развития малых и средних предприятий, экспорта и тому подобного. В экономике Узбекистане нет никакого прогресса.
Может ли в этих областях быть достигнут прогресс? Я считаю, что может, потому что, мне кажется, правительство Узбекистана рано или поздно - надеюсь, рано - поймет, что развитие экономики и обеспечение политического выбора создает стабильность в стране, а не наоборот.
ВОПРОС 16: Бывший глава агентства по чрезвычайным ситуациям Заманбек Нуркадилов заявил о своем намерении баллотироваться на пост Президента. Как вы можете прокомментировать это?
ДЖОНС: Я не думаю, что с моей стороны было бы уместным комментировать кандидатуры тех, кто объявил себя кандидатом в Президенты. Хочется надеяться, что будет еще много людей, которые задумаются о возможности стать кандидатами в Президенты. Эта страна заслуживает хорошего руководства. Избиратели этой страны заслуживают права выбирать среди различных кандидатов.
(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: