CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

akipress.org

Роковая граница Узбекистана

28 июля 2004

28-07-2004

Роковая граница Узбекистана

Новая смерть на границе не разжалобит руководство Узбекистана.

Коллектив IWPR из Лондона

На этой неделе произошло новое столкновение между узбекскими пограничниками и местными жителями, возмущенными жесткой политикой властей в охране границ, в результате чего погиб один человек.

Это уже вторая смерть на узбеко-казахстанской границе за последние два месяца. Ранее в результате ссоры с узбекскими пограничниками был застрелен гражданин Казахстана. В результате чиновник узбекского правительства, отвечавший за охрану границ, был отправлен в отставку.

19 июля пограничники заставы Гишт Куприк, прикрывающей основные дороги, ведущие из Ташкента в Казахстан, организовали преследование мотоциклиста, подозреваемого в незаконном пересечении границы с казахстанской территории с целью контрабанды товаров.

Мотоциклиста настигли в узбекском поселке Сарке примерно в пятистах метрах от границы, но когда пограничники уже были готовы схватить нарушителя, неожиданно собралась толпа возмущенных местных жителей, и пограничникам пришлось звать подкрепление. Вскоре подоспели еще около 30 солдат.

На условиях анонимности военнослужащий местной погранзаставы сообщил, что солдаты запросили подмоги в связи с возникшей для них опасностью. По его словам, жители Сарке активно вступились за подозреваемого контрабандиста.

Пограничники сделали несколько предупредительных выстрелов в воздух, но это не возымело действия. И тогда они открыли огонь на поражение, стараясь, по их уверениям, при этом не задеть жизненно важные участки тела.

И все-таки 35-летний житель Сарке Талгат Досымов, отец двоих малолетних дочерей, получил пулю в голову и скончался на месте. Еще двое мужчин были доставлены в одну из ташкентских больниц с тяжелыми ранениями.

Погиб также один из пограничников при неудачной попытке уничтожить конфискованный мотоцикл.

«Мой сын увидел, что собралась толпа гражданских и солдат, и подошел поближе, чтобы выяснить, что случилось. Тут его и застрелили», - говорит отец Толгата Досымова Бегасин, едва сдерживая слезы.

Бегасин Досымов рассказал, что его сын - сам военный, преподавал начальную военную подготовку в местной школе. «Он просто, что называется, попал под горячую руку», - сказал Бегасин.

«Что же это за солдаты, которые стреляют в собственный народ?» - сказал Бегасин на похоронах сына.

Раненые также утверждают, что явились невинными жертвами и не имели никакого отношения к разъяренной толпе.

«Я был у дяди. Шел домой, - рассказывает Сафаргали Бегалиев, лежа на больничной койке. - Увидел толпу. Затем раздались выстрелы, и я почувствовал, что в меня попали. Я посмотрел и увидел, что из раны идет кровь».

Бахром Алимов получил ранение, когда гнал свое стадо с пастбища домой.

«Солдаты в панике палили во все стороны, и шальная пуля попала в меня», - говорит Алимов, большая часть тела которого перевязана бинтами.

Когда началась беспорядочная стрельба, местные жители поспешили скрыться. «Было страшно. У нас семеро детей, мы спрятали их всех в одну комнату, - рассказывает жительница одного из близлежащих домов. - Жить становится все страшнее. Уже не в первый раз военные открывают огонь по безоружному населению».

Военный прокурор Ташкентской области Умид Мирзаев заявил об открытии уголовного дела по этому факту, но пока отказывается сообщить, будет ли предъявлено обвинение виновникам происшествия.

Когда-то граница между Узбекистаном и Казахстаном была открытой, но с января 2003 года Ташкент последовательно усиливает охрану своих рубежей, и теперь перейти границу стало совсем не просто и опасно для жизни.

Укрепление границ происходит одновременно с их демаркацией и формализацией, но, пожалуй, основной причиной инцидента стало резкое повышение в Узбекистане "импортных пошлин". Когда цены на завозные товары на внутреннем рынке непомерно возросли, узбекистанцы ринулись за покупками в соседние Казахстан и Кыргызстан.

Тогда, стремясь прекратить ввоз в страну дешевых импортных товаров и утечку капиталов, правительство Узбекистана ввело ограничения на проезд и провоз товаров через границу. Отныне, к примеру, если человек везет через границу более трех пар джинсов, он автоматически считается контрабандистом.

Как рассказали жители Сарке, провоз товаров чаще всего происходит на неохраняемых участках границы, но это становится все более опасным по мере того, как узбекские пограничники расширяют географию патрулирования. Нередко торговцы прибегают и к подкупу пограничников.

В отличие от своих казахстанских коллег, узбекские пограничники достаточно часто применяют оружие.

Аналогичные проблемы существуют на восточной границе Узбекистана - с Кыргызстаном. Совсем недавно один гражданин Кыргызстана погиб в результате противостояния между узбекскими пограничниками и возмущенными кыргызстанцами, требовавшими большей свободы перемещения через границу. По этому поводу 18-19 июля дипломатические службы двух государств обменялись весьма резкими заявлениями, возлагая вину за случившееся друг на друга.

Личный состав погранзаставы Гишт Куприк понимает возмущение и страх местных жителей, однако пограничники настаивают, что просто выполняют свой служебный долг.

«В Казахстане все дешевле, а в Узбекистане люди зарабатывают мало. Естественно, они стремятся отовариваться в соседнем государстве, а пограничники им не дают, - сказал IWPR один из военнослужащих погранзаставы. - Они начинают нас ненавидеть, но ведь это не мы закрыли границу. Мы просто выполняем приказ».

По словам пограничника, гнев населения столь велик, что на лобовое стекло автомашин им приходится ставить металлическую сетку, чтобы защититься от камней.

Отец Талгата говорит, что в последнем противостоянии между пограничниками и местными силы были явно неравны. «У них - оружие, а у нас - ничего. Пограничники, убившие моего сына, прекрасно понимали, что стреляют в безоружного».

akipress.org

Предыдущая статьяВ Бишкеке пройдет конференция по улучшению доступа и открытости информации для населения
Следующая статьяФридом Хауз: Попытки защитить жертв пыток не означают, что мы поддерживаем взгляды и верования экстремистских группировок