CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

izvestia.kz

Казахстан в отношениях с Россией все эти годы вел себя как самый стабильный и надежный партнер

28 июля 2004

АНДРЕЙ КОКОШИН: Казахстан в отношениях с Россией все эти годы вел себя как самый стабильный и надежный партнер

Евгения ДОЦУК, "Известия-Казахстан" -

Идея интегрирования постсоветских стран в последнее время реализуется все интенсивнее и эффективнее. Это, видимо, связано еще и с тем, что на фоне событий, происходящих в мире, пришло понимание: странам, которые лишь начали осваивать свои суверенные дороги, трудно, почти невозможно в одиночку добиться наиболее выгодных условий интеграции в мировую экономику, обеспечить свои интересы, противостоять давлению Запада. Андрей КОКОШИН - председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Государственной думы России, бывший секретарь Совета безопасности России, известный российский ученый-международник - непосредственный участник формирования новых международных структур на территории СНГ.

- Андрей Афанасьевич, вы возглавляете в Государственной думе Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, чем он занимается?

- Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками - это часть законодательной власти, и наша задача - прежде всего через законы обеспечивать взаимодействие стран СНГ, защищать интересы соотечественников. Немало проблем возникает в связи с гражданством, приграничным сотрудничеством, миграцией. Мы осуществляем мониторинг действующего законодательства, обсуждаем возможные поправки к нему. У нас есть совет по работе с соотечественниками, который сейчас модернизируется. Работаем мы с соотечественниками дальнего и ближнего зарубежья. Хотя ближнее зарубежье, конечно, - приоритет.

Много занимаемся законодательным обеспечением формирования Организации Договора о коллективной безопасности, ЕврАзЭС и, конечно, новым образованием - Единым экономическим пространством (ЕЭП), политической поддержкой этих, на сегодняшний день наиболее динамичных структур. Во всех этих интеграционных образованиях постсоветского пространства Казахстан благодаря активной позиции президента Нурсултана Назарбаева играет исключительно важную роль.

У Комитета по делам СНГ - интенсивные межпарламентские связи. По ЕЭП нам, в частности, пришлось много поработать с парламентариями Украины, поскольку у них было наибольшее количество вопросов по поводу этого соглашения. Но мы достигли очень значимого результата, и не только потому, что ратифицировали его синхронно с украинцами, в один день, с разницей буквально в полчаса, чего у нас вообще никогда не было. Важен был и новый уровень понимания между нашим и украинским парламентами по проблемам экономической интеграции. Здесь «думцы» хорошо поработали на всю «четверку». Буквально через день это соглашение ратифицировали парламенты Казахстана и Белоруссии. Так что сейчас есть очень важный четырехсторонний рамочный документ. Теперь идет подготовка соответствующих секторальных соглашений, в чем принимают участие и депутаты Госдумы.

Я считаю, что у нас очень хорошие связи и с нашими казахстанскими коллегами - деловые, конструктивные и в то же время дружеские. - Насколько эффективны эти интеграционные образования?

- Убежден, что, например, ОДКБ превращается в современную организацию безопасности, не обремененную наследием «холодной войны» - колоссальной бюрократией, огромной инфраструктурой, которая есть у НАТО. Могу утверждать, что ОДКБ значительно более подходит для парирования именно современных угроз и вызовов безопасности, чем НАТО. В этом важную роль играет новый генеральный секретарь ОДКБ Николай Николаевич Бордюжа и, конечно, сами руководители стран-участниц. Сейчас в рамках ОДКБ нам важно создать коллективные миротворческие силы. Необходимо усилить процесс взаимодействия в оборонно-промышленной сфере, в области исследования и разработок нового вооружения, в подготовке кадров в области обороны и госбезопасности. В этом, я надеюсь, свою роль сыграет и Казахстан, где есть для этого серьезный потенциал, о котором я знаю не понаслышке. Особая тема - формирование взаимодействия между ОДКБ и теми странами, которые в эту организацию не вошли. Я не исключаю, что у ОДКБ могут оформиться определенные отношения сотрудничества с Украиной. Явно на подъеме ЕврАзЭС, где генеральным секретарем работает руководитель международного масштаба Григорий Алексеевич Рапота.

- Как вы относитесь к тому, что в Казахстане рассматривается вопрос о приобретении техники ПВО на Западе?

- Конечно, Казахстан, как суверенное государство, имеет на это право. Но мне представляется, что если такое решение будет принято, оно было бы ошибочным. В области противовоздушной обороны Российская Федерация по технологическим параметрам, по системе подготовки кадров, в оперативно-стратегическом отношении остается одной из лучших стран мира. Во всяком случае, Россия в этой сфере сильнее, чем любое западноевропейское государство. У меня в этом нет никаких сомнений. Качество наших зенитно-ракетных комплексов, средств разведки, оповещения, контроля за воздушным пространством, нашей радиолокационной техники остается на самом высоком уровне. По электронно-вычислительной технике для этих задач Россия очень сильно прибавила. Сейчас наш оборонно-промышленный комплекс, включая те предприятия, которые разрабатывают и производят средства ПВО, начинает развиваться и за счет российского государственного оборонного заказа - до этого они жили в основном за счет экспорта, побеждая, кстати, на мировых рынках в очень жесткой конкурентной борьбе. Уверен, что если будут приобретены российские средства ПВО, от этого Казахстан только выиграет.

- Андрей Афанасьевич, каково отношение российской стороны к затянувшемуся присутствию американских военных на территории Центральной Азии?

- Если взять российское общественное мнение, то в целом оно относится к этому достаточно негативно, причем небезосновательно.

- А профессионалы?

- Должностные лица, которые занимаются проблемами безопасности, включая большинство моих коллег-депутатов, тоже, по моим наблюдениям, от этого присутствия, мягко говоря, не в восторге. При этом есть понимание, что американское военное присутствие возникло в результате проведения совместной антитеррористической операции в Афганистане. И, конечно, официальная позиция России состоит в том, что американцы там находятся временно, в строго ограниченных масштабах, только для объявленных задач и пробудут в Центральной Азии недолго. По этому поводу, кстати, есть разные точки зрения и в самом Вашингтоне.

Но хотел бы заметить, что мы совместно с Казахстаном и центральноазиатскими государствами вполне можем обеспечивать нашу безопасность без такого присутствия третьих стран как на основе многосторонних соглашений, имея ввиду прежде всего ОДКБ, так и на основе двусторонних.

- А какова роль российско-казахстанских отношений в обеспечении безопасности в регионе и в целом на постсоветском пространстве?

- Я бы оценил эту роль весьма высоко, хотя мы еще не выбрали весь потенциал нашего сотрудничества, которое, как представляется, в силу соседских отношений, многообразных культурных и родственных связей должно носить особый характер.

- В одном из своих интервью президент Назарбаев предложил России, вместо того чтобы возводить погранпосты по всей огромной территории российско-казахстанской границы, подумать о совместных усилиях для охраны южных границ Казахстана с целью предотвращения, в частности, наркотрафика из Афганистана, что, собственно, по большому счету, является головной болью не только Казахстана, но и России. Как вы к этому относитесь?

- Разумеется, никаких «пограничных заборов» между Россией и Казахстаном городить нет смысла, да это и невозможно практически. Что касается обеспечения общего периметра безопасности России, Казахстана, среднеазиатских государств - бывших республик Советского Союза, то я считаю, что это очень жизненная тема, требующая внимания, разработки целого комплекса практических подходов.

- Андрей Афанасьевич, чем, на ваш профессиональный взгляд, завершатся события в Ираке?

- На этот вопрос, я думаю, сейчас никто не сможет дать ответ. Ясно одно, ситуация крайне тяжелая. Думается, что ее решение потребует весьма значительного пересмотра ряда параметров американской внешней политики. Без масштабных, креативных и интенсивных усилий американской дипломатии по формированию какой-то новой коалиции по послевоенному урегулированию в Ираке, без радикально иной роли ООН и ее Совета безопасности не обойтись. Надо наладить отношения по этому вопросу хотя бы с несколькими ведущими исламскими государствами, поработать над направлением своего облика в мусульманском мире. Придется США как-то поаккуратнее вообще относиться к идеям развития демократии в других странах по их образу и подобию, да еще в форс-мажорных вариантах. Естественно, Америке, по логике вещей, необходимо гораздо больше полагаться на сотрудничество с такими постоянными членами Совета безопасности ООН, как Франция, Россия, Китай. Ясно, что война в Ираке, отказ строго следовать букве международного права и нормам, которые содержатся в документах ООН, очень дорого стоит Соединенным Штатам и, к сожалению, международному сообществу тоже. Глобальные условия для борьбы с экстремистскими организациями, использующими террористические методы, не улучшились, а ухудшились. Есть вероятность, что это же коснется и проблемы распространения оружия массового поражения. К сожалению, России, Франции, Германии, Китаю, Индии не удалось остановить «единственную сверхдержаву» от этой войны в Ираке.

- Соединенные Штаты все время находят какие-то способы давить на руководство Казахстана, «борясь» то за казахстанскую демократию, то за права казахстанских граждан, то за нашу свободу слова. В России такое тоже происходит?

- Возможности такого рода давления на Россию в последние несколько лет приблизились к нулю. Россия стала активнее защищать свои национальные интересы, свой реальный суверенитет. А сейчас, когда происходит более тесная интеграция наших государств, создаются и более благоприятные возможности для каждой из стран СНГ, которые участвуют в этом процессе, противостоять давлению каких-либо третьих стран. Это давление со стороны Запада часто носит довольно лицемерный характер и отражает явно двойные стандарты его политики. Недавно, как вы знаете, лидеры стран СНГ выразили свою совместную критическую позицию в отношении ОБСЕ. Это, я считаю, знаковый акт. Вместо того чтобы заниматься прежде всего реальными и очень грозными проблемами безопасности, представители этой организации начали указывать странам СНГ, что им надо делать у себя в стране, а чего не надо. В этом в том числе выражается явное намерение изменить политическую ситуацию во многих странах СНГ таким образом, чтобы усилить там свое политическое, а затем и экономическое влияние, усилить свои конкурентные позиции в мире. У России в этом смысле - совершенно другая позиция. Россия, пройдя очень тяжелый, сложный период 90-х годов, во многом трагических, если вспомнить события 93-го года, осознала: да, нам нужна демократия, нужна рыночная экономика, но надо двигаться к этому эволюционно, без рывков, без новых революционных изменений. Мы считаем, что подобным же образом это должно происходить в соседних странах с учетом их традиций и национальных особенностей. На сегодняшний день Россия выступает как важнейший фактор стабильности на постсоветском пространстве - причем эволюционной стабильности, стабильности, основанной на постепенной трансформации политических систем, политических и деловых элит, на росте экономик с сохранением и развитием богатого научно-технического и культурного наследия Советского Союза. Россия при этом выступает и как наиболее заинтересованное государство в суверенитете своих соседей - дружественных стран, имеющих с нами равноправные и взаимовыгодные отношения.

Нам всем, для того чтобы выжить в жесточайшей конкурентной борьбе, нужен как можно больший общий рынок, единое экономическое пространство. Только тогда мы получим «проходной билет» в сообщество наиболее развитых государств.

Сейчас для многих стран постсоветского пространства, которые только-только почувствовали воздух суверенитета, есть опасность снова оказаться под контролем посторонних сил. Я помню, как в одной прибалтийской стране политики и чиновники говорили мне, что они по-прежнему каждый серьезный вопрос «согласовывают с обкомом или ЦК» в зависимости от значимости вопроса. Только «обкомом» они теперь называют посольство одной крупнейшей западной державы, а «Центральным комитетом» - непосредственно органы власти в ее столице.

- Как, по-вашему, развиваются партнерские отношения между Казахстаном и Россией?

- Казахстан в отношениях с Россией все эти годы вел себя как самый стабильный и надежный партнер. Наряду, пожалуй, с Белоруссией. У Казахстана довольно непростое геополитическое положение - огромные территории, богатые природные ресурсы и сравнительно небольшое население. Государство молодое, еще только переживающее период самоидентификации и становления, оформления своего реального суверенитета. Россия заинтересована в том, чтобы это была не просто стабильная и процветающая страна, но и дружеский сосед. Я еще раз повторяю, что Россия может пойти в развитии своих отношений с Казахстаном гораздо дальше, чем со многими другими государствами СНГ.

- Как вы относитесь к разговорам о том, что в России начался откат от ранее завоеванных демократических рубежей?

- Отрицательно отношусь. Это очень упрощенная, поверхностная оценка. В России в свое время произошел очень быстрый процесс демократизации, начавшийся, кстати, еще до распада СССР в ходе «перестройки». Но он не сопровождался, к сожалению, экономическим ростом. Сейчас Россия, как и Казахстан, имеет впечатляющие темпы роста, причем во все большей мере за счет обрабатывающей промышленности. Что касается демократии, то здесь отката нет, идет консолидация достигнутого, выверка того, что сделано в предыдущий период. Для движения вперед в экономике в социальном, культурном развитии для выхода из тяжелейшего демографического положения нам нужна эффективная центральная власть. На последних очень жестких и честных выборах пропрезидентская «Единая Россия» добилась конституционного большинства в Государственной думе, и это позволяет нам вместе с президентом Путиным продолжать непростой путь создания современной экономики, развития социальной сферы, обеспечения обороноспособности России, а также наших друзей и союзников, чем мы с пониманием долга занимаемся.

izvestia.kz

Предыдущая статьяФридом Хауз: Попытки защитить жертв пыток не означают, что мы поддерживаем взгляды и верования экстремистских группировок
Следующая статьяТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА НАМЕРЕНЫ ПРОВОДИТЬ СОВМЕСТНЫЕ АНТИТЕРРОСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ