Реджеп ГЕЛЬДЫЕВ, Ашхабад "Деловая Неделя", Казахстан.
Туркменбаши обезглавил Центр ОБСЕ в Ашхабаде
Туркменские власти отказали румынскому дипломату Параскиве Бэдеску, руководящей Центром ОБСЕ в Ашхабаде, в шестимесячном продлении аккредитации в стране. Пожизненный глава туркмен (Туркменбаши) принял свое безапелляционное решение как раз в то время, когда в Вене 15 -16 июля. проходила конференция ОБСЕ на тему «Избирательные стандарты и обязательства».
Скоропалительный отъезд госпожи Бэдеску, через неделю после ее ознакомления с отзывным приказом, вызвал недоумение в среде дипломатического корпуса, аккредитованного в Туркменистане. Тем более что официальных объяснений со стороны туркменских властей в связи с этим решением не было. 24 июля Параскива Бэдеску покинула Туркменистан. Накануне своего отъезда она устроила прощальный ужин. В числе приглашенных были и местные власти, которые единодушно проигнорировали последний прием посла. С дипломатом прощались ее друзья и коллеги: весь дипломатический корпус, руководители общественных организаций, журналисты. Посол Великобритании в Ашхабаде Пол Браммел зачитал резкое заявление от имени Европейского союза в адрес правительства Туркменистана, связанное односторонним решением туркменских властей прервать полномочия посла ОБСЕ Бэдеску. «Евросоюз сожалеет и протестует по поводу принятого правительством Туркменистана решения не продлевать аккредитацию послу ОБСЕ Параскиве Бэдеску. Мы не видим никаких оснований для такого решения, которое никак не согласуется с установленной практикой отношений между руководством ОБСЕ и страной пребывания... Евросоюз решительно призывает правительство Туркменистана пересмотреть свое решение и обеспечить условия для полноценной деятельности Центра ОБСЕ в Ашхабаде», - заявил посол.
Выступившая вслед за ним посол США Треси Анн Джейкобсон заявила, что она полностью поддерживает выступление своего коллеги. Посол Джейкобсон сочла необходимым ознакомить присутствующих с посланием помощника Госсекретаря США Элизабет Джонс, в котором высоко оценена деятельность Параскивы Бэдеску как руководителя Ашхабадского центра ОБСЕ. После распада СССР все постсоветские среднеазиатские республики вошли в состав Европейской организации по безопасности. Туркменистан вступил в ОБСЕ в 1992 году. Через три года в Ашхабаде открыли центр организации. Дипломат Бэдеску руководила Ашхабадским офисом с середины января 2002 года. По ее словам, она всегда стремилась в рамках своего мандата установить конструктивные рабочие отношения с властями в стране пребывания. Следует заметить, что посол Бэдеску весьма скромно оценила свою деятельность в Туркменистане. По ее собственному признанию, при назначении на должность в январе 2002 года ей охарактеризовали Туркменистан как спокойную центральноазиатскую страну, где не происходит никаких эксцессов. Миссия Центра, говорили ей, мониторить процессы в рамках мандата ОБСЕ и участвовать на дипломатических приемах...
Однако, по стечению обстоятельств, именно в период пребывания посла Бэдеску в Туркменистане произошли исторические события. Напомним, 25 ноября 2002 года произошла попытка государственного переворота с неудавшимся покушением на пожизненного президента Сапармурада Ниязова. После этого в стране прокатилась волна арестов. Заключали под стражу всех родственников и даже знакомых участников террористического акта, после освобождения многие из них были уволены из государственных структур. Спустя пять месяцев после ноябрьских событий вышел Указ Туркменбаши об одностороннем выходе из российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве, с последующим оттоком русскоязычного населения из страны. Позднее вышел правительственный документ о признании недействительными на территории Туркменистана иностранных дипломов (читать российских) и увольнения из госструктур их обладателей, равно как и многих русскоязычных специалистов, не владеющих туркменским языком. Около девяти месяцев назад Указом президента регламентирован порядок регистрации в министерстве юстиции всех неправительственных общественных организаций, после которого работа многих НПО в стране заморожена. Ко всему перечисленному можно добавить сужение информационного пространства на русском языке для рядовых граждан, выраженное в запрете на подписку российских печатных изданий и недавнем прекращении трансляции радиостанции «Маяк».
Ашхабадский аппарат ОБСЕ под руководством Параскивы Бэдеску никогда не отмежовывался от проблем, связанных с правами человека в стране. Достаточно сказать, что подготовленная ею информация по Туркменистану с констатацией фактов многочисленных нарушений прав человека была полностью использована в прошлогоднем докладе ОБСЕ, тогда приняли решение прислать в страну наблюдателей для обследования описанной ситуации. Но в то же время Центр не требовал от туркменских властей практического применения взятых на себя демократических обязательств. По словам одного дипломата, такая позиция связана рамками мандата ОБСЕ, и очень сложно в этих условиях заставить заработать конкретные механизмы по выполнению рекомендаций того же доклада. Несмотря на то, что деятельность Ашхабадского офиса ОБСЕ носила, скорее всего, консенсусный характер, многие туркменистанцы, в том числе и родственники тех, кого в стране провозглашенного «золотого века» заклеймили врагами народа, обращались сюда за консультациями. Активная позиция посла Бэдеску в этом направлении естественно вызвала ответную реакцию туркменских властей. Прощаясь с Туркменистаном, г-жа Бэдеску заявила, что верит в позитивное развитие отношений между ОБСЕ и Туркменистаном и установление демократического процесса в стране.