Дата публикации: 31 августа 2004 г.
"Навигатор-2", Есен СМАГУЛОВ
Газ - китайцам, мобильную связь - россиянам. Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него
Еще один глоток свободы
По данным радио "Азаттык", лидер ДВК Галымжан Жакиянов в минувшую субботу вышел из-за колючей проволоки. После того, как 28 августа закончился срок карантина, Жакиянову позволили выйти за пределы колонии АП 162/10. Самый известный заключенный Казахстана поселился в доме одной из жительниц поселка Шидерты Павлодарской области, где незадолго до этого устроилась супруга Жакиянова Карлыгаш.
Сообщается, что 29-31 августа партия Демократический выбор Казахстана проводит пресс-тур в колонию-поселение, в ходе которого журналисты и правозащитники смогут пообщаться с Жакияновым. Как сказал в интервью радиостанции один из инициаторов проекта, Виктор Ковтуновский, "30 августа окончательно истекает срок карантина у Галымжана Жакиянова, и никаких законных оснований дальше ему запретить встречаться с людьми на территории колонии-поселения, общаться с теми, с кем он хочет, на территории Шидерты больше нет".
Лидер организации "Журналисты в беде" Розлана Таукина уверена, что на пути организаторов автопробега возможны трудности:
- Конечно, потому что в Казахстане всегда возникают препоны, которые касаются оппозиционных общественных деятелей, политиков и политических заключенных. Мы тоже готовимся к тому, что нас могут не пропустить, не дать возможность встречи, сделать какие-то препоны на дороге. Обо всем этом мы с удовольствием расскажем - по пути следования сотовые телефоны у нас будут с собой.
Листовки "Хизб-ут-Тахрир" в южной столице
В Израиле заметили факт распространения в Алматы антиамериканских и антисемитских листовок. Об этом ставшем достаточно привычным для нас событии информирует сайт Arutz Sheva - Israel National News в сообщении, вышедшем под заголовком "Казахские экстремисты призывают к войне с США и евреями".
Как говорится в публикации, "листовки, недавно оказавшиеся в почтовых ящиках жителей двух многоэтажных жилых домов, призывают мусульман "построить объединенное исламское государство и бороться против США и евреев". Подобные листовки распространялись в общественных местах по всему городу".
Хотя лидеры организации "Хизб-ут-Тахрир", запрещенной в Казахстане и нескольких других центральноазиатских и арабских странах, официально утверждают, что призывают к установлению законов шариата, используя ненасильственные средства, эксперты утверждают, что идеология движения предполагает насилие. Узбекское правительство обвинило членов "Хизб-ут-Тахрир" в причастности к террористической деятельности.
Казахстан и Китай свяжет газопровод
На минувшей неделе в центре внимания прессы оказалось несколько крупных экономических проектов, касающихся строительства газопровода в Китай и покупки российской фирмой одного из ведущих операторов мобильной связи Казахстана. Итак, обо всем по порядку.
Китай и Казахстан рассматривают возможность строительства трубопровода, который будет поставлять природный газ из западного Казахстана в Синьцзян-Уйгурский автономный район, расположенный на западных рубежах Китая. Об этом информирует китайская газета China Daily. Данное сообщение вызвало интерес многих западных СМИ и попало на ленты таких агентств, как UPI и France Press.
Новая международная магистраль в будущем состыкуется с действующим трубопроводом, связывающим запад и восток Китая, по которому газ из бассейна Тарим в Синьцзяне транспортируется в Шанхай. В конце этого года изучением условий проекта займется нефтегазовая компания PetroChina. Пекин рассматривает возможность трубопроводных поставок газа из таких стран Центральной Азии, как Казахстан и Туркменистан как важный шаг к решению проблемы нехватки энергетических ресурсов. К тому же в самом Китае, несмотря на прилагаемые огромные усилия, так и не обнаружено крупных месторождений, которые позволили бы смягчить дефицит.
China Daily не называет ни предполагаемой стоимости китайско-казахстанского газопроводного проекта, ни его транзитной мощности, указывая со ссылкой на информированные источники, что строительство обойдется в миллиарды американских долларов и позволит транспортировать несколько миллиардов кубометров газа. Среди долгосрочных перспектив проекта называется его продление на запад к месторождениям Узбекистана и Туркменистана, а также состыковка с трубопроводными магистральными сетями России и Ирана, что позволит сформировать "паназиатский глобальный энергетический мост".
Однако, судя по публикации, еще преждевременно говорить о начале реализации проекта, а на его тщательное технико-экономическое обоснование могут уйти годы.
После того, как проект был предложен несколько лет назад, в рамках его осуществления достигнут очень незначительный прогресс, если о таковом вообще можно говорить, замечает издание. Экспертов беспокоит, что поставка газа на китайский рынок по трубам за тысячи миль станет слишком дорогой.
Предложение попало в центр внимания в июне прошлого года, когда Китай и Казахстан подписали соглашение об ускорении оценки проекта в ходе визита президента Китая Ху Цзиньтао в Казахстан. Высокопоставленный технический сотрудник компании China National Petroleum Corp (CNPC), чьим дочерним предприятием является PetroChina, сообщил газете, что обе страны все еще находятся на начальной стадии технико-экономического обоснования. "Рассматривается несколько потенциальных маршрутов и располагающих запасами газовых месторождений, - сказал инженер, отказавшийся назваться. - Преждевременно говорить о проекте".
Двум сторонам предстоит решить множество проблем, среди которых называют поиск источника крупных инвестиций, нестабильность газовых цен и неуверенность в наличии достаточных залежей газа, которые позволят сделать проект жизнеспособным. Определенные трудности связаны и с продолжающейся борьбой за контроль над каспийским регионом - вторым по величине потенциальных запасов углеводородов после Персидского залива - между такими странами, как Соединенные Штаты и Россия.
Высокопоставленный представитель PetroChina отметил низкую вероятность осуще ствления проекта в ближайшие годы. Скорее, он будет играть роль стратегического резерва в долгосрочном плане. Китайское правительство намерено втрое увеличить потребление природного газа до 2010 года. Пекин надеется заменить часть потребляемых нефти и угля на газ, чтобы уменьшить его серьезную зависимость от нефтяного импорта, а также улучшить состояние окружающей среды, сжигая меньше угля. Но в КНР пока не обнаружены достаточные собственные запасы голубого топлива. Согласно оценкам, дефицит природного газа в стране к 2020 году составит 80 млрд. кубометров. Чтобы удовлетворить спрос, Китай рассматривает возможности закупки трубопроводного газа из таких соседних стран и регионов, как Россия и Центральная Азия, а также импорт сжиженного газа в прибрежных провинциях.
Известно, что в этом году Казахстан и Китай уже начали строительство второй секции нефтепровода между двумя странами, по которому намечается перекачивать до 20 млн. тонн сырья в год. Обсуждение этого проекта, об осуществлении которого официальные договоренности были достигнуты еще в середине 90-х гг., также долгое время откладывалось. Но теперь есть все основания утверждать, что в 2005 году трубопровод войдет в строй, хотя и возможны некоторые осложнения и незначительные отсрочки. Таким образом, каспийские углеводороды Казахстана становятся для Пекина одним из самых важных источников энергоносителей.
Впрочем, кое-кто на Западе сомневается в том, что в будущем Каспий станет достойной альтернативой Персидскому заливу, по крайней мере в том, что касается нефти. Как пишет итальянская газета la Stampa (перевод inopressa.ru), "теплится надежда, что в ближайшие годы Запад в значительной мере сумеет снизить свою зависимость от поставок нефти с Ближнего Востока".
Альтернатив Заливу совсем немного, в данной публикации называются лишь две: бывший Советский Союз и Африка. Что касается России, то, хотя она и является вторым в мире производителем и единственной не входящей в ОПЕК страной, сумевшей значительно поднять объемы добычи (с 6 млн. баррелей в день в 1998 году до почти 8,5 млн. в 2003-м), автор ставит под сомнение ее долгосрочные перспективы. Это объясняется тем, что, "по данным 2004 года, Россия сможет рассчитывать на 60 млрд. баррелей, что выводит ее лишь на 7-е место в мире (первые шесть мест принадлежат странам ОПЕК)". Из чего, видимо, следует, что в будущем место России на мировом рынке энергоносителей станет более скромным.
В отношении нашей страны оптимизма еще меньше: "От Казахстана следует ждать еще меньшей добычи: как производитель нефти он в настоящее время занимает лишь 19-е место, а по запасам находится на 16-м месте с 9 млрд. баррелей, иными словами, запасы меньше, чем даже у такого производителя средней руки, как Норвегия". Еще ниже потенциал Азербайджана, который оказался на 18-м месте с 7 млрд. баррелей. Таким образом, отмечает итальянское издание, "в районе Каспия разведано много новых месторождений, но и речи не идет о нефтяном Эльдорадо".
С одним выводом итальянского журналиста трудно согласиться. В частности, он пишет, что "в то время как Центральная Азия представляет интерес прежде всего для Европы из-за доступности благодаря наземным нефтепроводам, Черный континент считается зоной интересов американцев". На самом деле в каспийском регионе присутствие корпораций из США достаточно весомо, а им для выгодного бизнеса вовсе не обязательно направлять всю добываемую каспийскую нефть в Америку. Ведь дело не в протяженности маршрутов поставок, гораздо важнее сохранять общий баланс на мировом рынке углеводородов. И Каспий, естественно, вряд ли перестанет привлекать повышенное внимание Вашингтона.
Политический альянс России с Центральной Азией
New York Times рассказывает о присоединении России к центральноазиатскому региональному альянсу. "Четыре государства Центральной Азии в субботу формально одобрили членство России в их экономическом блоке, обеспечивая Москве возможность восстановить свое влияние в стратегически важном регионе, богатом энергетическими ресурсами", - пишет издание.
О присоединении России к учрежденной в 2001 году Организации Центральноазиатского Сотрудничества было объявлено еще в мае. А в субботу министры иностранных дел Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана на переговорах в казахской столице одобрили членство России. Впрочем, корреспондент скептически оценивает деятельность этого интеграционного объединения, которое "не добилось заметного прогресса в экономической интеграции за прошедшие три года после ее основания из-за пограничных споров, этнической напряженности, экономических трудностей и проблем безопасности".
Целью России автор называет "намерение восстановить влияние в Центральной Азии, где эти четыре страны управлялись Москвой до распада Советского Союза. Соединенные Штаты развернули отряды в Центральной Азии с 2001 г. в рамках антитеррористической кампании в соседнем Афганистане. Этот шаг вызвал раздражение России, которая рассматривает регион как часть собственной сферы влияния".
Несколько иначе расценивает американское присутствие газета Washington Times (перевод сайта inopressa.ru). "Новое или усиленное американское военное присутствие - в виде военных баз или мобильных подразделений - в таких странах, как Узбекистан, Киргизия и Азербайджан, создает США ряд политических проблем. Политические элиты в Центральной Азии, в той или иной степени, ограниченно легитимны в глазах людей, которыми они правят. Коррупция распространена на всех уровнях власти, а экономическое развитие не обнадеживает. Соблюдение прав человека тоже не является сильной стороной".
Столичное издание полагает, что "сочетание слабых и непопулярных режимов с усилением террористической угрозы является наихудшим сценарием для таких режимов, которые окажутся зажатыми между военной сверхдержавой, преследующей свои цели в сфере международной безопасности, и местным населением, недовольным правящими элитами и иностранным военным присутствием". Кремль, по мнению автора публикации, рассчитывает именно на такой сценарий. Даже если Америка и добьется определенных успехов в борьбе с международным терроризмом, политические издержки будут слишком велики. Репутация Вашингтона в регионе будет сильно подмочена, а народ может начать свержение местных режимов. При таких обстоятельствах России остается выждать момент и занять сильную позицию в Центральной Азии. "Россия с удовольствием будет ждать окончания американской миссии в Центральной Азии, двигаясь в кильватере Америки, пока Центральная Азия не будет готова броситься в объятия к России", - сказано в заключение статьи.
Прощай, K-Mobile. Здравствуй, "Би-Лайн"
Политическое сближение Москвы с азиатскими партнерами по СНГ подкрепляется и приходом в Казахстан одной из ведущих российских телекоммуникационных фирм. Компания "ВымпелКом" (известная по своему бренду "Би-Лайн") объявила о приобретении второго оператора мобильной связи Казахстана, фирмы KaR-Tel (торговые марки K-Mobile и Excess). Покупка обойдется россиянам в 350 млн. долларов, включая задолженность компании в размере 75 млн. долларов.
Информационный портал RCR напоминает, что KaR-Tel обладает национальной лицензией на связь в формате GSM в диапазоне 900 МГц и в настоящее время, по оценкам компании, обслуживает приблизительно 600 тысяч абонентов, что составляет порядка 31 процента казахстанского рынка.
Признавая преимущества привлечения специалистов, знающих специфику местного рынка, "ВымпелКом" объявил о том, что в настоящее время ведутся переговоры с неназванным казахстанским партнером по продаже блокирующего пакета акций вплоть до 50 процентов минус одна акция. Сам "ВымпелКом" намеревается сохранить в своих руках контрольный пакет KaR-Tel (как минимум 50 процентов плюс одна акция). Завершение сделок по покупке фирмы KaR-Tel "ВымпелКомом" и продаже ею части акций местному партнеру ожидается во второй половине 2004 года.
"Мы очень рады объявить о приобретении в Казахстане как о начале расширения деятельности "ВымпелКома" за пределами России, - сказал исполнительный директор компании Александр Изосимов. - Этот шаг открывает новую главу в нашем развитии, отражая наше видение "ВымпелКома" как международной компании с масштабным присутствием на развивающихся рынках, особенно в пределах СНГ".
В сообщении "ВымпелКома" отмечается, что Казахстан обладает самыми высокими показателями ВВП на душу населения в СНГ после России, при этом уровень распространенности мобильной связи составляет 13 процентов.
Российские СМИ дают первые комментарии. Так, агентство CNews отмечает: "Казахстан представляет собой весьма привлекательный рынок для российских компаний, особенно в связи с перспективой скорого насыщения внутреннего рынка. Это обусловлено как близостью страны к России и значительным населением (15 млн. чел.), так и быстрым и устойчивым экономическим ростом - в 2003 году прирост национального ВВП составил 9,2%. Казахстан является крупным экспортером нефти, газа и других полезных ископаемых. Он также - единственная страна в СНГ, получившая инвестиционный рейтинг как от S&P, так и от Moody's".
Также аналитики отмечают слабую конкурентность казахстанского рынка мобильной связи и указывают на то, что экспансия российских операторов на постсоветском пространстве в последнее время приобрела отчетливые формы. Так, компания МТС представлена в Узбекистане, Белоруссии и на Украине, "МегаФон" - в Таджикистане.
О намерении российских операторов освоить казахстанский рынок заговорили еще в начале года, когда в марте должен был пройти тендер по предоставлению лицензии на частоту GSM-1800. Тогда писали, что заинтересованы могут быть все три крупнейшие российские компании - МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом", причем участие последнего многие аналитики считали наименее вероятным. Как известно, конкурс на частоту GSM-1800 несколько раз откладывался, однако фирма из России нашла другой способ выхода на наш рынок.
Сейчас представители "ВымпелКома" отмечают, что пока нет необходимости получения нового частотного диапазона, так что перспективы создания двухчастотной сети на базе этой фирмы пока откладываются. А газета "Время новостей" отметила, что сотовый оператор сменит свой бренд K-mobile на "Би Лайн".
К этому можно добавить, что сделка по приобретению акций компании KaR-Tel станет одной из крупнейших в истории деловых отношений Казахстана и России. Прежде самые крупные проекты были связаны преимущественно с энергетическим сектором ("Лукойл" участвует в освоении нескольких углеводородных месторождений, РАО ЕЭС контролирует энергетические мощности в Экибастузе). Не так давно было объявлено о строительстве в Казахстане крупного алюминиевого завода стоимостью в миллиарды долларов при участии Евразийской группы и "Русского алюминия", за которым стоят Дерипаска и Абрамович.
Приход "ВымпелКома", судя по всему, станет крупнейшей сделкой года в секторе телекоммуникаций. Следует ожидать усиления конкуренции в этой сфере, связанной с неизбежным выходом на рынок оператора GSM-1800. Впрочем, вряд ли компании пойдут на значительное снижение цен, ведь тот же "ВымпелКом" заплатил очень приличные деньги, которые, естественно, захочет вернуть, к тому же наш рынок очень быстро растет (в ближайшие три года число обладателей трубок вырастет с нынешних двух до шести миллионов). В условиях такого подъема вряд ли будет разумным пойти на такой маркетинговый ход, как снижение цен на свои услуги, хотя многие потребители считают действующие тарифы завышенными, сетуя на монопольный статус наших операторов.
Экспансия банков Казахстана в Россию
О движении капиталов в обратном направлении говорится в следующей публикации, вышедшей под заголовком "Казахи завалят Россию деньгами".
Как сообщает агентство RBC daily, "ТуранАлем", второй по величине активов банк Казахстана, уже инвестировавший в Россию порядка 400 млн. долл., продолжает свою экспансию. В конце прошлой недели банк привлек крупнейший синдицированный кредит в истории СНГ - 360,2 млн. долл., 20% из которых пойдут на финансирование российских проектов. Причем со временем, по мере поступления заявок от клиентов, объем инвестиций в Россию может возрасти. Причем, кроме "ТуранАлем" активны на российском рынке и другие банки, в том числе крупнейший банк "Казкоммерцбанк". Как полагают аналитики, экспансия казахских банков хотя и вряд ли приведет к серьезному обострению конкуренции, но какую-то часть рынка у средних банков они, возможно, смогут забрать.
Как отмечает агентство, "ТуранАлем" сейчас наращивает свою экспансию в бывшие союзные государства. Наступление связано с тем, что банку становится тесно на рынке Казахстана. Благодаря высокому кредитному рейтингу он может занимать за рубежом средства под более низкий процент и длительный срок. Но размещать средства в собственной стране ему становится все труднее. Рынок банковских услуг Казахстана уже насыщен. В результате у "ТуранАлема" образуются свободные средства, которые он с готовностью размещает на соседние рынки.
Мнение о том, что казахам удастся потеснить некоторые российские средние банки, разделяет начальник управления развития межбанковского бизнеса банка "Евротраст" Игорь Ключников. Как указывается в сообщении, он считает, что наступление казахского банка следует рассматривать в общей тенденции экспансии иностранных банков. "Все они имеют хорошие технологии, и российской банковской системе сложно с ними конкурировать из-за меньших возможностей по привлечению дешевых ресурсов", - подчеркивает Ключников.
***