Правозащитник обвиняет омбудсмана
Эльдар Зейналов комментирует обращение Эльмиры Сулеймановой по поводу арестованных членов ООК
Р.ОРУДЖЕВ, Echo
На днях омбудсман Азербайджана Эльмира Сулейманова обратилась к председателю Апелляционного суда Говхар Рзаевой с просьбой об освобождении арестованных и осужденных на разные сроки членов Организации освобождения Карабаха (ООК).
В ее письме отмечается, что участниками акции протеста, совершенной 22 июня перед отелем "Европа" против приезда в Баку армянских офицеров, являются лица, которые потеряли свое здоровье, защищая территориальную целостность Азербайджана, они пережили Ходжалинскую трагедию, сопровождавшуюся массовыми нарушениями прав мирных жителей, являются свидетелями жестокости армянских агрессоров по отношению к мирному населению, издевательств над родственниками и соотечественниками, которые превратились в беженцев, вынужденных переселенцев и заложников.
"В результате они не смогли контролировать свои чувства и, находясь во власти эмоций, допустили правонарушения. Несмотря на то, что во время акции имели место случаи хулиганства, и эти действия стали также причиной нарушения общественного порядка, целью участников являлся протест против приезда армянских офицеров в Азербайджан", - говорится в письме.
Уполномоченный по правам человека отмечает также, что в настоящее время судьба лишенных на различные сроки свободы членов ООК находится в центре внимания общественности, которая ожидает их освобождения. Учитывая мнение общественности, обращения представителей различных слоев населения, а также родителей и членов семей осужденных, Э.Сулейманова обратилась с просьбой к председателю Апелляционного суда оценить наказание членов ООК в соответствии с совершенными ими правонарушениями.
Ранее омбудсман Сулейманова ни разу не позволяла себе выступать с заявлениями в поддержку тех или иных граждан, которых уже осудили. То есть как только в обращении к омбудсману речь заходила о том, что тот или иной гражданин уже осужден, тут же следовал ответ, что судебная система в Азербайджане независима и оказывать давление на судебные инстанции она не может. Что же произошло на сей раз, что Сулейманова вдруг обратилась напрямую к главе Апелляционного суда?
В течение двух дней с самой Эльмирой Сулеймановой для выяснения этих обстоятельств связаться не удавалось, хотя это настойчиво рекомендовала "Эхо" глава пресс-службы аппарата омбудсмана Земфира Магеррамлы. Затем пресс-секретарь все же изложила свою точку зрения на поступок шефа. По ее словам, действия Э.Сулеймановой оправданы потому, что "осуждение членов ООК вызвало широкий резонанс среди общественности и политиков. С протестами выступили многие НПО, депутаты и даже сам президент заявил, что считает меру осуждения чересчур жесткой. Вот исходя из всего этого омбудсман и нашла возможным обратиться к главе Апелляционного суда".
"В данном случае у представителей СМИ есть полный резон проверить, насколько поступок Э.Сулеймановой соответствует статьям закона "Об омбудсмане", - считает видный азербайджанский правовой эксперт, директор Правозащитного центра Эльдар Зейналов. - Дело в том, что ведь сейчас в стране проходят и другие процессы. Например, закончился апелляционный суд по делу Эльчина Амирасланова и омоновцев, до этого прошел такой же суд по делу Рагима Газиева, сейчас идет суд по делу участников октябрьских событий прошлого года. И всем понятно, что омбудсман не имеет права вмешиваться в работу судей, так же как и министры, и президент, и вообще никто".
Правозащитник напомнил, что ранее в этом духе были выдержаны ответы омбудсмана на все жалобы, где вообще встречалось слово "суд". "Даже если речь там шла не о самом суде, а о задержках в процессе, о волоките. А омбудсман, между прочим, как раз имеет право вмешиваться в ситуацию, когда госорганы обвиняются в волоките. Но даже в этих случаях Сулейманова ранее неизменно повторяла, что судьи независимы, и она не будет вмешиваться".
Вообще, считает Зейналов, "в работе нашего омбудсмана наблюдается некоторый перекос, связанный с защитой государственных интересов так, как это понимает правительство". То есть, например, произошли события в Нардаране, после которых жители села официально обратились к Сулеймановой с просьбой повлиять на ситуацию, поскольку село находилось в блокаде, были арестованы и подвергались пыткам аксакалы. Но омбудсман сказала тогда, что она не имеет права вмешиваться, и воздержалась вообще от каких-либо комментариев. Потом были октябрьские события, и тогда Сулейманова позволила себе политическое заявление с осуждением действий оппозиции. При этом она ни словом не обмолвилась о преступных действиях полицейских, разгонявших акцию, - приводит примеры правозащитник.