ИРАН-АЗЕРБАЙДЖАН. Нереализованные возможности двустороннего взаимодействия
Zerkalo.az
В последнее время в мировой прессе то и дело муссируется информация о "злых замыслах" Ирана, его международно-антиправовых действиях по созданию атомного оружия и поддержке террористов. На фоне такой разворачивающейся антииранской пропаганды и попыток вызвать всеобщую апатию со стороны мировой общественности к Ирану характер взаимоотношений с этим приграничным государством для Азербайджана приобретает еще большую актуальность. На сегодняшний день геополитическая обстановка в мире претерпевает некоторые изменения, происходят определенные необратимые процессы. Лидеры мировой real-politics ведут стратегическую игру по достижению долгосрочных целей, отражающих, в первую очередь, национальные интересы представляемого ими государства. Процессы глобализации, экономический рост России, наблюдаемая политическая интеграция Европы и ее расширение на почве тесной экономической кооперации приводят к постепенному формированию многополюсного мира. Также формируются новые силовые центры в Азии - Китай, Индия, Иран, а также Турция (тяготеющая, правда, больше и, на наш взгляд, обьективно, к Западу), которые стараются проводить независимую внешнюю политику. Террористические силы и организации постепенно превращаются в новые субъекты - участники международных отношений. Несомненно, эхо этих процессов доходит и до Южного Кавказа и имеет непосредственное отношение к Азербайджану. Наша страна обладает уникальным геостратегическим и геополитическим положением. Через эту землю проходят транспортные коридоры Север-Юг и Запад-Восток. Кстати, этот фактор всегда влиял и в дальнейшем будет влиять на геополитическую обстановку вокруг Азербайджана и в определенной мере на ситуацию внутри страны. Отметим, что еще в начале 90-х годов нестабильность и внутренние распри в стране стали результатом прихода к власти покойного президента Азербайджана Г.Алиева. Ему удалось достичь договоренности с Арменией о временном прекращении огня. Подписав в сентябре 1994 года "контракт века", Г.Алиев создал благоприятные условия для интеграции с Западом и потока инвестиций в экономику страны. Такая политика дала результат и привела к многомиллиардным американским инвестициям, реализации мегапроекта Баку-Тбилиси-Джейхан и, наконец, стабильности, в которой так нуждалась азербайджанская государственность. Отношения же с соседними государствами отличались проблематичностью еще с 1991 года и в силу объективных причин не отвечали потенциалу двусторонних связей. В результате мы увидели акции России и Ирана, направленные на всестороннее усиление Армении, неурегулированность статуса Каспия и ряд других проблем.
Сегодня нефтегазовые проекты Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзрум практически превратились в реальный факт. Россия хотя и не является прежней супердержавой, но остается регионально мощным государством. Она в то же время пытается восстановить свои старые позиции на пространстве СНГ. С другой стороны, прямо перед нашими глазами в региональный центр силы превращается наш другой сосед - Иран. Иран превращается в государство, обладающее атомным и стратегически наступательными видами оружия. На данный момент численность армии Ирана достигает 1 миллиона человек, которая считается одной из самых сильных в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Это государство обладает мощными ВВС и ВМС. Создание такой армии в Иране во многом удалось благодаря его впечатляющим успехам в сфере экономики. Так, ВВП Ирана составляет 480 млрд. долл., бюджет - 90 млрд. долл., внешнеторговый оборот - 60 млрд. долл., валютные резервы - 8 млрд. долл., доход на душу населения - 1535 долл., а среднегодовой экономический рост достиг 67%. Внушительными темпами в Иране развиваются машиностроение (особенно производство автомобилей, в стране 12 автомобильных заводов), металлургия, энергетика, легкая промышленность и сельское хозяйство. Здесь по заказу японских фирм производятся даже микрочипы для компьютеров. Немаловажным фактором является также экспорт иранской нефти. На сегодняшний день Иран добывает в день 4 млрд. баррелей нефти (в мире всего добывается 80 млрд. в день), 300 млн.куб.м газа. На долю Ирана приходится 10% общемировых запасов нефти. Это государство занимает второе место после России по запасам газа. Нефть составляет 45% иранской экономики, 80% его экспорта. Иран находится на пересечении Ближнего и Среднего Востока, в то же время через его территорию проходят пути, соединяющие Россию с южными и юго-восточными странами. Азербайджан просто вынужден учитывать данные факты и проводить сбалансированную внешнюю политику в регионе. С другой стороны, очевидны и преимущества от такой политики. Маршрут Север-Юг, о котором за последнее время так много говорят обе стороны и который ждет своей реализации, рост торгового оборота между двумя странами, экспорт продуктов азербайджанского нефтяного машиностроения и нефтехимии в Иран, оттуда в другие страны Востока могли бы только ускорить социально-экономическое процветание Азербайджана. В целом в этом направлении со стороны официального Баку уже предпринимаются определенные шаги. В ходе недавнего визита президента Ирана в Азербайджан были подписаны до 10 важных документов экономического характера.
Расширение стратегического взаимодействия с Ираном могло бы повлиять и на ход урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Это государство на самом деле имеет действенные рычаги влияния на Армению. Иран занимает первое место по объему внешнеторгового оборота с Арменией. Но он не входит даже в первую пятерку государств, являющихся торговым партнером Азербайджана. Армения, не имеющая связи с Турцией, Азербайджаном и поддерживающая отношения с Россией через территорию прозападной Грузии, находится и в транспортной зависимости от Ирана. В то же время Иран признает территориальную целостность Азербайджана и считает Армению агрессором. Тегеран имеет свой весомый голос в некоторых международных и региональных организациях. Не случайно, что в деле признания Армении агрессором в рамках ИКТ роль Ирана была велика. Усиление сотрудничества с Ираном может создать условия для предотвращения контрабанды, наркоторговли, незаконной миграции через ирано-азербайджанскую границу.
Проблемой номер один в двусторонних отношениях является статус Каспийского моря. Отметим, что, несмотря на заключенные в 40-е и 70-е годы. ирано-советские договора, а также договора между Казахстаном, Россией и Азербайджаном, Иран требует разделения Каспия на 5 равных частей. Разделение на равные сектора может произойти за счет Азербайджана и Казахстана, на что ни одно из этих государств не согласится, и это понятно. Понятна и позиция Ирана. В освоении запасов гидрокарбонатов Каспия участвуют государства, враждебно настроенные против нашего южного соседа. Обеспечение участия Ирана в каспийских проектах могло бы стать благоприятной основой для преодоления неопределенности в двусторонних отношениях.
Политические заявления некоторых сил на Западе и внутри нашей страны о положении азербайджанцев в Иране раздражают Тегеран и оцениваются им как вмешательство во внутренние дела. Нельзя забывать, что азербайджанцы в Иране составляют большинство и играют ведущую роль в вооруженных силах, экономике, политической жизни страны. Как видно, переход ирано-азербайджанских отношений на уровень стратегического сотрудничества является просто востребованным. В этой связи политика "холодной войны" США с Ираном ничего хорошего Азербайджану не обещает. Правда, нереально, что США нанесут Ирану точечные удары и проведут операцию типа "Буря в пустыне". В Новом Свете, естественно, понимают, что Иран - это не Ирак или Афганистан. О потенциале же этого государства мы уже вкратце упомянули.
Развитие ирано-азербайджанских отношений может повлиять и на неопределенность, существующую в отношениях между Азербайджаном и США, на так называемые американские двойные стандарты и, наконец, на равновесие сил в регионе. Ведь известно, что сбалансированная внешняя политика США на Южном Кавказе, в первую очередь, учитывает потенциал южнокавказских государств. Сильный дисбаланс в потенциале государств этого региона является фактором, противоречащим американским интересам. Путем оказания финансовой, военной помощи, посредством демократии, политических заявлений, этнических и других лоббистских группировок США стараются ликвидировать такое неравенство. Поэтому оказание Соединенными Штатами всесторонней помощи Армении - государству, которое является союзником Ирана и России, источником международного терроризма, опорным пунктом наркотрафика, не является случайным и необычным событием. Следовательно, Азербайджан должен учитывать эти тенденции и, развивая свои отношения с соседними государствами, добиваться изменения баланса сил в регионе.
Аналитическая группа CGR.