Жажда Азии. Трубопровод из Казахстана в Китай может "выпить" нефть, предназначенную для транзита через Россию и Азербайджан
© Игорь Ивахненко, RusEnergy
В Казахстане будет построен трубопровод, пуск которого изменит вектор развития экспортной стратегии страны. Вместо западного направления, на первое место может выдвинуться восточное, по крайней мере, в политическом смысле. Эти перемены способны сильно повлиять на судьбу самых разных нефтяных проектов в Каспийском регионе.
Началось
Вчера Казахстан сделал первый шаг к тому, что освободиться от влияния транзитных государств на свой экспорт нефти. Страна, не имеющая прямого трубопроводного выхода на мировые рынки за пределы бывшего СССР, приступает к строительству первого такого трубопровода. Он будет проложен по маршруту Атасу - Алашанькоу из Восточного Казахстана в Западный Китай.
Протяженность трубопровода составит 938 км, пропускная способность 10 млн т на первом этапе с перспективой увеличения объема прокачки до 20 млн т в год. Строительство должно быть завершено в конце следующего года, а реальные поставки нефти Казахстан надеется начать в 2006 году. Стоимость строительства, вероятно, составит $1.0-1.2 млрд. Осуществляют трубопроводный проект в равных долях Национальная компания "КазМунайГаз" (КМГ), являющаяся Уполномоченным органом государства во всех казахстанских нефтяных проектах, и Китайская национальная нефтяная корпорация (КННК).
Находящийся в эти дни в Казахстане министр энергетики и промышленности России Виктор Христенко сделал по этому поводу внешне вежливые, но, по сути, недовольные заявления в адрес официальной Астаны. Христенко сказал, что "Казахстан действует абсолютно правильно, открывая новые направления, в том числе и поставки нефти в Китай". Но затем министр добавил: "Наши (России и Казахстана) перспективы по добыче и направлениям должны быть как можно более на ранней стадии известны друг другу и согласованы. Тогда мы будем, с одной стороны, лишены сюрпризов, с другой стороны, - готовы к любым вариантам развития событий".
Представитель российского правительства фактически дал понять, что считает казахстано-китайский проект сделкой за спиной официальной Москвы, ущемляющей ее интересы. Сомнительно, что Россия боится потерять для собственного сбыта гигантский китайский рынок из-за перспективы поставок казахстанской нефти . Более вероятно, что кремлевские боссы одолевают министра Христенко запросами, не перестанет ли Казахстан ориентироваться в своей экспортной и внешней политике на Россию, получив прямой нефтепроводный маршрут в Китай?