Людвиг Гибельгаус, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА, 03.10.2004
Немецкое общество по техническому сотрудничеству намерено расширить своё присутствие в Афганистане
"Мы пришли в Афганистан по просьбе ООН",
Немецкое Общество по техническому сотрудничеству (GTZ) представляет собой оперирующую в международном масштабе коммерческую организацию, реализующую проекты содействия гуманитарному и экономическому развитию в основном в странах «третьего мира». Такое необычное предприятие было основано в 1975 году федеральным правительством Германии, которое - в лице министерства экономического развития - и является главным партнёром и заказчиком GTZ. Кроме того, организация сотрудничает со Всемирным банком, Европейской комиссией, частными фирмами и иностранными правительствами. Более чем в 130 странах ведёт свою деятельность Немецкое общество по техническому сотрудничеству, являясь работодателем почти 10 тысяч человек. Строит дороги и школы, помогает повысить эффективность сельского хозяйства. Так чем же отличается GTZ от обычного крупного концерна? А тем, что реализует проекты окупаемые, но не ставит своей целью получение прибыли. То есть не извлекает выгоду в и без того бедных странах, а работает, так сказать, «в ноль». Вот такой своеобразный баланс между капитализмом и благотворительностью. GTZ работает во всех республиках Центральной Азии, но поговорим мы сегодня об Афганистане - самой проблемной и небезопасной стране региона. О том как и при каких обстоятельствах GTZ пришло в Афганистан рассказывает директор азиатско-тихоокеанского подразделения организации Ютта Цинель:
Мы работаем в Афганистане с конца 2001 года. Начинать свою деятельность нам пришлось совершенно внезапно, в кратчайшие сроки, когда стало ясно, что падение режима талибов ожидается со дня на день. Старт нашей работе был дан на конференции в Петерсберге под Бонном тогда же, в декабре 2001 года. Незадолго до Рождества к нам обратились представители Верховного комиссариата ООН по делам беженцев и спросили, можем ли мы помочь им организовать возвращение беженцев из приграничных государств в Афганистан. Мы тотчас дали согласие, поскольку GTZ располагает большим опытом при решении подобных задач в различных регионах планеты, например в Африке. Главная сложность состояла в том, что события разворачивались в праздничное, предрождественское время, а действовать нужно было быстро. И вот между Рождеством и Новым Годом мы занялись поисками персонала, специалистов. Это было непросто, потому что многие в это время находятся в отпуске или заняты своими делами и отнюдь не настроены отправляться на работу в столь отдалённый и специфический регион.
Тем не менее, GTZ нашло достаточно мотивированных сотрудников, которые сказали «да, мы готовы ехать в Афганистан и начнём работу в Кабуле ещё до Нового Года». Естественно, тотчас возникли вопросы, в каком состоянии находятся дороги в стране, как обстоит дело со средствами связи, имеются ли отели и так далее. Вот что рассказывает об этом Ютта Цинель:
Первые наши сотрудники отправились в Афганистан со спальными мешками и на месте искали себе пристанище. Некоторым пришлось встречать новый 2002 год в буквальном смысле среди руин. Однако миссия, которая им предстояла, придавала людям силы. Некоторые сотрудники из этого первого набора работают в Афганистане до сих пор.
GTZ как коммерческая организация, оперирующая в международном масштабе, обладает большим штатом персонала. Тех, кто работает в Германии, организация может мобилизовать и задействовать очень быстро и в случае с Афганистаном GTZ действовало именно таким образом. Но в то же время при краткосрочных или специфических заданиях приходится прибегать к услугам специалистов, вербуемых на международном рынке рабочей силы. Главное, по мнению директора азиатско-тихоокеанского подразделения GTZ, как можно быстрее направить квалифицированные кадры в то место, где в них есть необходимость:
Чтобы выполнять задания, на которые мы отправляем наших специалистов, людям необходимы значительный личный потенциал и мотивация. Но этого недостаточно, нужна ещё высокая профессиональная квалификация. Мы очень внимательно относимся к этому вопросу, особенно если речь идёт об операциях за рубежом. Это делает возможной экстренную отправку специалистов в такие кризисные регионы как Афганистан. И мы очень внимательно относимся к проблеме обеспечения безопасности наших сотрудников на таких заданиях. К примеру, в Афганистане мы тесно координируем свою работу с посольством ФРГ, представительствами ООН и решаем, насколько реалистично в том или ином месте выполнить поставленные перед нами задачи.
Сотрудничество с другими немецкими структурами и организациями в Афганистане, по мнению Ютты Цинель, находится на высоком уровне. Она считает, что это - один из залогов успеха. Налажена кооперация и с международными миротворческими силами. К примеру, GTZ оба раза участвовало в подготовке и проведении Лоя Джирги и миротворцы были ближайшими партнёрами организации. А вот какие задачи ставит перед собой GZT в Афганистане в настоящий момент:
Мы реализуем сейчас очень интересные проекты в Афганистане и тесно сотрудничаем при этом с различными международными организациями, выступающими в роли заказчиков. Кроме того, GTZ участвует и в осуществлении большого проекта правительства ФРГ. Все они направлены на восстановление инфраструктуры Афганистана. Например, ООН финансирует проект, в рамках которого во всех 32 провинциях страны оказывается поддержка крестьянским семьям с целью поднять сельское хозяйство. Причём конкретные идеи нам подают сами жители кишлаков, которые и решают на что употребить предоставляемые им средства. Подобные программы особенно важны в связи с тем, что в отличие от Кабула, где реализуется множество гуманитарных проектов, провинция в этом смысле очень отстаёт. Ещё один пример: ЕС финансирует внедрение прогрессивных сельхозтехнологий на востоке Афганистана, позволяющих малоземельным крестьянам получать со своих наделов доход, достаточный для обеспечения их семей. Поднимать при нашем участии сельское хозяйство республики намерен и Азиатский банк развития. А Исламский банк развития выделяет средства для строительства школ и интернатов для детей-сирот. Мы как раз приступили к реализации этого проекта. Об осуществлении многих других программ мы ведём сейчас конкретные переговоры с нашими партнёрами.