Реджеп ГЕЛЬДЫЕВ, Ашхабад, "Деловая Неделя", Казахстан.
О земле, воде, налогах и хлебе насущном
Народный совет Туркмении принял законы, призванные укрепить экономику страны.
25 октября в Ашхабадском Дворце духовности - Рухыет - завершилось XV совместное заседание высшего законодательного органа власти Халк Маслахаты (Народного совета), Государственного совета старейшин и Общенационального движения «Галкыныш» («Возрождение»).
2507 народных представителей, единодушно проголосовали за изменения в системах налогообложения, водо- и землепользования, предложенных им бессменным председателем Всенародного форума и президентом страны Сапармурадом Ниязовым. Начиная тему земельной реформы, глава государства обнародовал цифры, предоставленные ему Комитетом по картографии и Государственным институтом статистики и информации. По его словам, в Туркмении из 49 миллионов 200 тысяч гектаров земли 40 миллионов га пригодны для пользования. В том числе 2 миллиона 250 тысяч гектаров - орошаемые плодородные земли. Остальная площадь - пастбища, государственные заповедники, лесные угодья. «Земля - наше богатство. Земля не продается, не дарится. Поэтому возникла необходимость издать новый закон о земле. Прежний Закон о земле от 1993 года уже нас не удовлетворяет. Его надо изменить», - объяснил он делегатам.
Согласно новому закону «О земле» право на пользование землей могут получать все желающие туркменистанцы, а также иностранные граждане, убедившие Кабинет министров страны в обладании достаточного капитала для выплаты долгосрочной аренды. «Каждый гражданин Туркмении может взять до 10 га земли на 10 лет, - прокомментировал законопроект Ниязов. - Если в течение 5 лет будет наблюдаться хороший уход за землей и хозяйство разбогатеет, тогда можно узаконить землю в собственность». Выданные ранее земли, неиспользуемые по назначению, будут отбираться.
Такое условие, по мнению президента, должно в корне изменить отношение к земле. В новом законе главная роль отведена акционерным обществам. В АО войдут отраслевые министерства (водного хозяйства, текстильной промышленности), сельскохозяйственные ассоциации и государственные концерны по производственно-техническому и агрохимическому обслуживанию, а также «Дайханбанк» («Крестьянский банк»). Созданные акционерные общества будут брать у государства землю в больших размерах, они вправе раздавать земли, обеспечивать крестьян всем необходимым для плодотворного труда и нанимать на работу нужных специалистов. В то же время Министерству сельского хозяйства запрещено вмешиваться в работу АО, его деятельность, пока ограничиваться лишь консультативными функциями. Принятый Закон о воде определил государственную политику в области водопользования. Согласно новому закону в Туркмении начнут нормировать водопользование по счетчикам. Два года назад Ниязов говорил, что вода - это дар Божий, поэтому отдельную плату за воду в стране вводить не будут. С тех пор много воды утекло в бассейны неимоверного количества фешенебельных отелей, построенных по указу президента, и фонтаны (архитектурное пристрастие главы нации - Туркменбаши). Теперь введение водных счетчиков глава государства аргументировал тем, что очень много воды расходуется впустую.
Новый «Закон о налогах» продекларировал изменение структуры налогообложения, выраженное в 20-процентном отчислении налогов в государственную казну. Отныне оставшиеся 80 процентов будут оседать в ведомстве, взимающем этот налог. При таком раскладе полученные средства будут расходоваться на целевые нужды, так как, по словам Ниязова, цель государства - не обогащаться за счет налогов, а лишь повысить ответственность граждан. От прежних 17 налогов осталось всего 4 основных вида налога, два специальных и пять местных. Налог на недра составит от 30 до 50 процентов. Налог на имущество остался прежним - 1 процент. Заметно снижены ставки налогов на добавленную стоимость - с 20 до 15 процентов, подоходный - с 12,5 до 10 процентов и на прибыль - с 35,5 до 20 процентов. Ярким примером реформирования налогового законодательства явилось введение в Уголовный кодекс страны наказания для предпринимателей и руководителей организаций за уклонение от уплаты налогов в виде лишения свободы сроком до трех лет. До этого были только штрафы и исправительные работы.
Отметим, все предложенные на Маслахат законопроекты «О земле», «О воде», «О налогообложении» были тщательно проработаны отраслевыми министерствами. Однако ради протокольного обсуждения ораторы спешили на высокую трибуну. Все они выражали единое мнение: новые законы стратегически ускорят прогресс в развитии страны и «значительно повысят уровень жизни населения». Общий смысл всех выступлений сводился буквально к следующему: «Туркмены достигли беспрецедентных успехов в своем развитии благодаря политической воле и глубочайшей государственной прозорливости Великого Туркменбаши, пробудивший в народе национальную гордость».
Заявление президента о повышении на 50 процентов с 1 января окладов в бюджетных организациях, а также студенческих стипендий и пенсий делегаты встретили бурными овациями. Итак, чуть более двух с половиной тысяч человек, а это в основном руководители бюджетных структур и прошедшие жесткое сито отбора «представители народа», поддержали все инициативы, исходящие от главы государства.
Принятые решения и законы, несомненно, являются судьбоносными для шестимиллионого населения страны, но некоторые из них не всем туркменистанцам понятны. В частности, громогласное ликование народных избранников по поводу увеличения заработной платы большинство граждан, следящих за работой форума по телевизору, не разделили.
Источник в Министерстве финансов объяснил равнодушие обывателей тем, что предстоящее «очередное повышение заработной платы в высшей степени популисткое, ничем реальным не подкрепленное решение». По его утверждению, в настоящее время государственная казна пуста. К началу Халк Маслахаты, то есть только к 23 октября с трудом удалось погасить задолженность почти во всех бюджетных организациях по сентябрь месяц.
В то же время на проведение всенародного форума, включая премии и подарки делегатам и гостям, из бюджета изъято свыше 20 миллиардов манатов ($1=М 5200). Помня предыдущие годы, нетрудно спрогнозировать, что до декабря выплат по зарплате не предвидится, исключение составят только столичные организации. А в начале будущего года по всей стране вступят в силу подготовленные на сегодняшний день всеми министерствами и ведомствами списки очередных сокращенцев. Но это не спасет бюджет.
Увеличение заработной платы с 1 января 2005 года может означать очередную эмиссию Центробанка, которая может означать лишь одно - обесценивание выплаченных денег, разгон инфляции. Курс доллара на черном рынке подскочит вверх. Уже к Маслахату его стоимость увеличилась на 1,5 процента. Соответственно цены на рынке поползли вверх. К Новому году рынок подорожает в полтора раза, это и без дара ясновидения любой туркменистанец предскажет. В то же время обещанную увеличенную зарплату несокращенным счастливчикам выплатят лишь в марте будущего года.
В Туркмении, богатой природными ресурсами, за 13 лет государственной независимости средняя заработная плата трудящихся выросла в 6 тысяч раз, причем абсолютно не влияя на социальное благосостояние населения. Более того, за этот период значительно ухудшилось положение в области образования, здравоохранения, а также культурно-просветительской сферы. И обыватель, которому недосуг вникать в экономические преобразования, расчитанные на десятки лет в национальной программе «Стратегия экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 года», недоумевает: в чем же дело?