CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

rosvesty.ru

Казахстанское политическое пространство сужается

17 ноября 2004

Казахстанское политическое пространство сужается

Девлет ОЗОДИ, " Российские вести "

Этой осенью в Казахстане состоялись парламентские выборы. Власти попытались, помимо обращения к административному ресурсу, разыграть схему контролируемой двухпартийности.

19 сентября, а затем 3 октября 2004 года в казахстанский 77-местный Мажилис (парламент) прошли четыре партии - "Отан" ("Родина") - 42 места, "Ак Жол" ("Правильный путь") - 1 место, "Асар" ("Вместе") - 4 мандата, Демократическая партия - 1 место и Аграрно-индустриальный союз трудящихся (АИСТ)- 11 мест. Все остальные мандаты достались независимым кандидатам. Однако главная интрига заключалась в том, что партия, формально возглавляемая президентом Нурсултаном Назарбаевым и называющаяся "Отан", должна была конкурировать с партией "Асар", созданной под руководством могущественной дочери президента Дариги Назарбаевой. В случае реализации этого проекта можно было бы полностью исключить прохождение в парламент любой оппозиционной силы и одновременно создать двухпартийную управляемую систему. Однако задуманное не удалось.

Сейчас официальная Астана, вероятнее всего, постарается трансформировать внутрипарламентский расклад сил по другой схеме: объединив силы "Отан" и "Асар", с одной стороны, и скрепив "Ак Жол" с АИСТом, с другой. При этом администрация президента Назарбаева, активно занимавшаяся выборами, будет стремиться получить от двух последних гарантии в смягчении любой критики в адрес властей в обмен на соответствующие позиции руководителей и функционеров двух партий в системе государственного управления и распределения мест в комитетах Мажилиса. Более того, не исключено и постепенное перемещение президентской партии "Отан" под контроль дочери президента Д. Назарбаевой, которая при определенных условиях будет способна занять уже официальный государственный пост, готовясь к реализации операции "Наследник" в казахстанском варианте.

Как отмечал в своем недавнем интервью казахстанской независимой газете "Навигатор II" ведущий казахстанский политолог Юрий Булуктаев, "партийная система Казахстана развивается весьма своеобразно. Специфические особенности заключаются в том, что правовое поле деятельности политических партий чрезвычайно сужено. Это касается прежде всего самого закона о политических партиях, принятого в 2002 году. Норма о членстве в партии 50000 человек для ее регистрации, согласитесь, препятствует партийному строительству. И второе: в парламенте у нас до сих пор политические партии представлены крайне низко, всего лишь 10 мест отводится по партийным спискам. Все это и предполагает, что сама партийная система у нас не развита по-настоящему. Это - результат управляемой демократии". Начавшаяся сессия нового Мажилиса выявила и основную идею, вокруг которой разгорается все больше дискуссий и которая свидетельствует об усилении использования национал-патриотических тезисов для придания работе парламента соответствующего направления. В ряде многочисленных интервью казахскоязычной прессе новые депутаты Мажилиса заявляют о необходимости усилить внимание развитию национального языка и национальной идеологии. Один из них, Мухтар Шаханов, сообщил газете "Айкын" о своем стремлении создать в рамках парламента депутатскую группу "Духовность и государственный язык".

Вообще в ряде общественно-политических кругов Казахстана все популярнее становится идея резкой национальной идентичности, о чем свидетельствует интервью казахского драматурга Дулата Исабекова газете "Айкын", в котором он заявил: "Невозможно создать единую (казахстанскую) нацию, потому что у всех народов, населяющих Казахстан, есть своя родина, они никогда по-настоящему не привяжутся к этой земле, их всегда будет волновать историческая родина. Поэтому Казахстан для других народов - это территория, где они просто живут. Если здесь им будет плохо, уедут туда, где лучше живется. С казахами могут объединиться только те, у кого нет своей исторической родины. А раз мы живем по соседству с Россией, русские, живущие здесь, никогда не будут считать Казахстан своей родиной".

В принципе, плачевное состояние государственного языка в Казахстане не является секретом для большинства объективных наблюдателей, но не исключено, что за усиленным обсуждением этой темы стоит не только забота о статусе и судьбе казахского языка, а нечто большее, нередко используемое властями, чтобы направить недовольство в нужном направлении. Система "управляемой демократии" в случае ее окончательного торжества возьмет на вооружение и национально-патриотическую риторику. Будущее покажет, насколько эта схема оправдает себя.

rosvesty.ru

Предыдущая статьяТуркменская сага
Следующая статьяОстанется ли Россия с Содружеством