Узбекскую газету "Зеркало XXI" вынудили напечататься раньше срока
Фергана.Ру, Соб. инфо., 15.11.2004
Очередной выпуск узбекской русскоязычной газеты «Зеркало XXI», известной как относительно правдивый печатный орган Узбекистана, вышел в свет на два дня раньше срока - 16 ноября. Это удивило читателей газеты, увидевших любимую газету в киосках вместо четверга во вторник, удивило днем раньше и самих журналистов, которым накануне «самым их большим руководством» - Агентством по делам печати и информации республики в лице его бессменного председателя Рустама Шагулямова - было объявлено, что «кровь из носу» газета должна выйти немедленно. И кто бы мог подумать, вышла. За один день и половину ночи было сверстано все 16 страниц газеты. Более того, вместе с работниками газеты не спал весь издательский дом «Узбекистон», который является ее издателем.
Как рассказали нашему корреспонденту журналисты вышеназванной газеты, причиной ее скоропостижного выхода стало то, что руководству Агентства срочно понадобилось разместить в каком-либо русскоязычном издании один «острый материал». Поговаривают, материал этот был заказан лично «самым высшим руководством республики». Какой именно, большинство самих журналистов узнали в последний момент.
Статья эта - перевод с узбекского публикации, вышедшей 13 ноября в газете «Узбекистон овози», и подписанной неким А. Ахмедовым. Материал называется «Несколько вопросов г-ну В. Божко» или «Наблюдения и замечания журналиста по поводу пресс- конференции, проведенной первым заместителем председателя Комитета национальной безопасности Казахстана Владимиром Божко в Астане 11 ноября 2004 года». В статье приводятся дословные выдержки из выступления Божко, основное содержание которого сводится к тому, что «в Казахстане благодаря усилиям КНБ выявлена и пресечена деятельность «глубоко законспирированной террористической группировки «Жамаат моджахеды Центральной Азии», действовавшей на территории Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и России и являющейся одним из звеньев организации «Аль-Каида».
По словам В. Божко, пишет Ахмедов, «: руководители разоблаченной группировки до 2002 года входили в Исламское движение Узбекистана, прошли боевую подготовку в Афганистане, в ходе которой обучились взрывному делу и организации разведывательно-подрывной деятельности у инструкторов «Аль-Каиды». :В течение 2-х лет указанные лица завербовали около 50 узбекских и 20 казахстанских граждан, которые затем прошли подготовку в лагерях «Аль-Каиды» и движения «Талибан». Мы встретили противника, который в своей деятельности применял все формы и методы, присущие нелегальной разведке: это строжайшая конспирация, тщательно отработанные способы связи с использованием Интернета, моментальных встреч, тайников». В то же время, по словам автора статьи, Божко заявил: «Мы отрицаем и стоим на позиции, что лагерей и баз подготовки террористов на территории нашей страны не было».
Далее идут рассуждения самого автора публикации и, собственно, вопросы к Божко. Ахмедов пишет: «По сути дела, слушателям и читателям материалов пресс-конференции пытаются навязать мысль о том, что все, что происходит на территории страны, в том числе и деятельность «Жамаат моджахеды Центральной Азии» не имеет никакой серьезной почвы в Казахстане. Делается постоянный акцент на граждан Узбекистана, Кыргызстана и других стран и сквозь зубы признается факт участия в террористической группировке граждан Казахстана. В этой связи возникает естественный вопрос: о каких гражданах Узбекистана ведется в данном случае речь? Разве не в первую очередь о лицах, нашедших приют в Казахстане, которые еще в 90 годы совершили тягчайшие преступления на территории Ферганской долины и других областей, а в 1999 г. организовали взрывы в г.Ташкенте, были объявлены в розыск, в том числе по линии Интерпола.
Господину Божко должно быть хорошо известно, что по абсолютному большинству так называемых граждан Узбекистана, о которых он говорит сегодня, в свое время были сделаны неоднократные запросы спецслужбами Узбекистана в адрес КНБ Казахстана. Чем эти лица занимались долгое время на территории юга Казахстана, кто обеспечивал им прикрытие и легализацию, каким образом они приобретали паспорта граждан Казахстана?»
В общем, общий смысл вопросов Ахмедова к Божко сводится к мысли о том, что напрасно Казахстан открещивается от своей, пусть косвенной, причастности к терактам в Узбекистане, мол, от действий экстремистов ни одна страна в мире не застрахована и «трагические последствия подобной беспечности затем очень трудно будет поправить».
Что ж, позиция Агентства по делам печати вполне понятна: любой гражданин Узбекистана, равно как и само государство имеет право на свою точку зрения, а также на ее открытое высказывание в прессе, и почему бы ее не опубликовать. Однако для чего понадобилось фактически принуждать газету перепечатывать чужой материал, ранее уже опубликованный в одной из местных газет, да еще ради этого выходить раньше срока, вот это непонятно. Вернее, понятно одно. Конечно, «точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции», но принуждение редакции высказывать эту чужую точку зрения - есть самый наглядный пример прежнего отсутствия в стране, как свободы слова, так и права на свою собственную точку зрения.// Соб. Инф