Карнавал в Таджикистане: "Улыбайтесь, изображайте радость!"
2004-11-22 14:43 GMT+03:00
Роман Кожевников. ОЧЕРК
ДУШАНБЕ (Рейтер) - Восьмилетняя Мехриниссо стоит под холодным ноябрьским дождем, дрожа в легкой курточке, накинутой поверх пышного белого платьица. Школьница вместе с одноклассниками ждет приказа выйти колонной на праздничную демонстрацию, но команды все нет.
Наверное, Мехриниссо занялась бы в минувшую субботу чем-нибудь более интересным, чем участие во взрослых торжествах по случаю 80-летия Душанбе.
Однако ее маму, школьного библиотекаря, предупредили, что лучше не рисковать рабочим местом, так что дочке пришлось обеспечивать массовость на этом карнавале, довольно непривычном для Центральной Азии явлении.
Под спасающим от дождевых капель козырьком на трибуне главной площади Душанбе стояли мэры двух столиц: таджикской Махмадсаид Убайдуллоев и российской Юрий Лужков. Одетые в кожаные плащи, они приветливо махали проходившим внизу черепашкам, львам и принцессам, в которых нарядили душанбинских студентов и школьников.
"Улыбайтесь, изображайте радость, машите цветами!", - кричал по-таджикски один из руководителей празднества колонне, которая вот-вот должна была выйти на площадь.
С началом карнавального шествия платформы, установленные на грузовики, двинулись в сторону площади. Площадь окружали надувные арки, а через каждые десять метров были установлены клумбы с искусственными цветами.
По информации мэрии, в длившемся два часа карнавале участвовало 10.000 человек, в основном учащихся.
Многие душанбинцы были рады празднику в городе, однако далеко не всем понравился его "добровольно-принудительный" характер.
"Деканат прямо сказал: не будете ходить на репетиции - отчислим", - сказал Рейтер 19-летний Далер, студент Таджикского технического университета, одетый в карнавальный мушкетерский плащ.
Подобные жалобы были припасены у многих студентов, однако они не называли своих фамилий, боясь отчисления. Студенты говорили, что уже привыкли к обязательному участию в подобных театрализованных мероприятиях, устраиваемых ежегодно - на день независимости и Навруз (Праздник весны).
Участники говорили, что начала шествия, прошедшего под лозунгами "Да здравствует наша столица!" и "Цвети мой край, Таджикистан!" им пришлось ждать около двух часов, под дождем и при температуре +5.
Отец школьницы Мехриниссо, 35-летний Рахимджон (месяц назад вернувшийся из России, где работал строителем) возмущен "карнавальной повинностью".
"Моей жене так и сказали: не будет твоей дочери на карнавале - мы найдем замену на твое место", - рассказал он.
Таджикистан постепенно восстанавливается от последствий разрушившей экономику гражданской войны 1990-х, но найти работу в семимиллионной стране по-прежнему непросто. Как утверждает Международная организация по миграции, половина трудоспособного населения или 900.000 человек ежегодно выезжают в другие страны на сезонные работы. В Таджикистане средняя зарплата на превышает $25 в месяц, а пенсия по старости составляет около $4-$8.
Организаторы отказались сказать журналистам, во сколько обошлись торжества, которые понравились высокопоставленным гостям.
"Я вижу, что ваша столица становится все краше, строятся новые здания. И народу уже нужен какой-то праздник", - сказал мэр Москвы, глядя, как перед трибуной проплывает сделанная из проволочного каркаса и тканей фигура, изображающая Исмаила Сомони - основателя и первого правителя государства Саманидов.
Но разделить радость от происходящего удалось далеко не всем: милиция не разрешила выйти на центральную улицу горожанам, не включенным в состав праздничных колонн.
"Этот карнавал только для членов правительства. Нас просто не пустили", - грустно говорит пришедшая с двумя детьми домохозяйка Мунира, а ее семилетняя дочь вытирает слезы трехлетнему брату.
Кульминацией празднеств должно было стать открытие символического монумента "Вечная жизнь". Однако построенное неподалеку от президентского дворца массивное сооружение развалилось за несколько дней до юбилея, чуть не раздавив пятерых рабочих.