Deutsche Welle, 06.12.2004
Нарушения прав человека в психиатрических клиниках Киргизии носят системный характер
Пациенты имеют право на информацию о назначаемых препаратах, но этот закон попросту игнорируется
Принудительный труд больных стал одним из наиболее грубых и в то же время распространённых нарушений
Нарушения прав человека в психиатрических клиниках Киргизии наблюдаются повсеместно и к тому же носят системный характер. К таким неутешительным выводам пришла неправительственная организация "Психическое здоровье и общество", которая провела мониторинг в больницах закрытого типа.
В психиатрических лечебницах Киргизии сегодня находятся около двух тысяч человек. Однако условия содержания в этих больницах порой не лучше, чем в тюрьмах, если не хуже. Как отметила в интервью "Немецкой волне" директор НПО "Психическое здоровье и общество" Бурул Макенбаева, злоупотребления служебным положением со стороны врачей приобрели системный характер. Принудительный труд больных стал одним из наиболее грубых и в то же время распространённых нарушений. По словам Бурул Макенбаевой, в ходе мониторинга было зафиксировано немало фактов, когда доктора вывозят пациентов за пределы клиники и просто заставляют их работать у себя дома, у своих родственников или даже на сельхозплантациях.
- Использование психбольных в качестве рабов. Это теперь широко распространённая практика.
Между тем, ещё ни один из врачей не был привлечён к ответственности за подобные действия. Доказать вину в этой ситуации почти невозможно. Ведь больные невменяемы, а значит и верить им якобы нельзя. Руководитель НПО "Психическое здоровье и общество" Бурул Макенбаева говорит, что основная причина нарушения прав пациентов в клиниках закрытого типа - это их изолированность. Многие больницы расположены в отдалённых и труднодоступных районах республики. Контролировать их крайне сложно. В одну из таких лечебниц, которая расположена в Джалал-Абадской области на юге Киргизии, Бурул Макенбаева и её коллеги смогли добраться только на автомобиле повышенной проходимости.
- Она находится так далеко в горах, что мы поражались - как можно было разместить больницу в таком месте. Оказывается, раньше это был рудник. И чтобы инфраструктура не пропала, там разместили больницу. Там нет ни телефона, ни почты. Когда водитель нас вёз, он думал, что мы заблудились. По его мнению, в таком месте никаких больниц быть не может. Но она там есть. Ещё мы хотим отметить, что не хватает внимания других секторов. В частности, речь идёт об образовании. Если ребёнок страдает нарушениями интеллекта, то его не надо держать в больнице. Нарушение интеллекта - это не болезнь. Ему нужны специальные обучающие программы. Но получается, что большая часть этих людей находится в больницах годами.
С тем, что служба охраны психического здоровья Киргизии нуждается в срочном реформировании, согласна и замдиректора Республиканского центра Светлана Беспалова:
- Люди просто боятся обращаться к психиатрам, в клиники. Таким образом, люди лишаются одного из своих гражданских прав - права на получение квалифицированной и своевременной медицинской помощи.
Стоит отметить, что ещё в 1991 году в Киргизии был принят специальный Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании". Но в больницах республики Закон этот, похоже, попросту игнорируется. К примеру, все пациенты имеют право на информацию о своём заболевании и назначаемых препаратах. Однако исследования правозащитников показали, что получить эту информацию не могут не только сами больные, но даже и их родственники.
Виталий Катаргин, Бишкек