Рельсы с промежутками
Текст: Антон Варшавский, «Газета.Ru».
Казахстан обещает в 2005 году приступить к строительству железной дороги из Китая в Европу, которая станет альтернативой российскому Транссибу. О начале строительства казахи заявляли и раньше, а с маршрутом до сих пор много неясного. Главная же проблема - невозможно прогнозировать, в какие сроки стройка века сможет окупиться.
В среду вечером министр транспорта Казахстана Хаджимурат Нагманов сделал сенсационное заявление: в 2005 году начнется строительство железной дороги, которая соединит Южную Азию с Европейским союзом, причем колея будет европейского стандарта.
Говоря точнее, речь идет о проекте железной дороги из Китая в Европу. Идея не новая: казахское руководство ведет переговоры с государствами, по территории которых будет проложен маршрут, уже несколько лет. И, как казалось до заявления Нагманова, без особых успехов.
Предновогоднее обещание казахских властей выглядит не слишком убедительным. В первую очередь, потому что сам министр не смог рассказать никаких подробностей о проекте, кроме того что он оценивается в $3,5-4 млрд, а срок реализации составит около 15 лет. По словам министра, железная дорога свяжет Китай с Туркменистаном и Турцией.
Это заявление дает лишь приблизительное представление о маршруте, поскольку помимо названных государств новая колея должна пройти по территории еще как минимум одного: Азербайджана или Ирана. Об этом министр не обмолвился ни словом.
И вряд ли это случайность: скорее всего, все дело в том, что только с упомянутыми казахским министром Турцией и Туркменией уже достигнуты какие-то межгосударственные договоренности по данному вопросу.
По сведениям «Газеты.Ru», не так давно сотрудники ОАО РЖД пытались хотя бы схематично нарисовать возможный маршрут, но на нем осталось слишком много белых пятен. Российские железнодорожники не зря ломают голову: если амбициозный проект когда-либо будет реализован, новая железнодорожная колея станет реальной альтернативой Транссибу, который они давно, но безуспешно пытаются превратить в Транскорейскую магистраль. У «казахской» трассы будет серьезное преимущество перед Транссибом: она значительно короче, то есть грузы в Европу по ней будут доставляться быстрее. С другой стороны, у нее есть и серьезный недостаток: транзит через территории нескольких государств с их специфическими законами - дело непростое (тем более когда речь идет о постсоветском пространстве).
Немаловажно и то, что в качестве конечной точки казахского маршрута назван Китай. Понятно, что это государство - один из крупнейших экспортеров и импотреров мира. Но проект, предложенный российскими железнодорожниками, в случае его реализации позволяет включить в транспортную цепочку Южную Корею, то есть перевозить грузы практически со всего региона, которые сейчас перевозятся по морю.
К тому же большая часть пути, а именно - Транссиб, давно построена и действует, а реконструировать железнные дороги Северной Кореи и Китая гораздо дешевле, чем построить новую трассу. Тем не менее по политическим причинам проект Транскорейской магистрали уже много лет не может выйти из переговорной стадии.
Как считают в РЖД, в случае реализации нового проекта Казахстан столкнется с серьезной проблемой: ему придется решать, что делать с изношенными и никак не соответствующими евростандартам путями в Китае, а возможно, и строить параллельную колею.
Так что вопросов относительно проекта гораздо больше, чем подробностей о нем. Именно поэтому слова Хаджимурата Нагманова и выглядят неубедительными, уверены эксперты. Начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Наталья Одинцова была удивлена заявлением казахских властей. «Возможно, существует несколько альтернативных маршрутов. Независимо от того, будет ли трасса проходить через Иран или Азербайджан, проект будет одинаково сложным из-за того, что направо горы и налево горы, - убеждена Одинцова. - Такой рельеф делает проект не только сложным, но и крайне дорогостоящим. Поэтому совершенно непонятно, когда именно он окупится».
И не в последнюю очередь тут дело в том, что россияне могут манипулировать тарифами на транзит грузов. В РЖД это знают, а потому, похоже, относятся к инициативе казахов не слишком серьезно. «Если трассу построят, мы подумаем о том, как снизить тарифы», - пояснил «Газете.Ru» источник в компании.
30 ДЕКАБРЯ 08:51