Deutsche Welle, "Фокус", 24.01.2005
Нуркадилов: пирамида коррупции в Казахстане.
В последние два года в странах Запада идет активное обсуждение коррупции в высших эшелонах государственной власти в Казахстане. Главным объектом внимания западной прессы, а также политиков и юристов стал так называемый Казахгейт - скандал, связанный со взятками, которые предположительно получали самые высшие руководители республики, включая президента, от ряда западных фирм в обмен на получение выгодных контрактов на добычу и переработку казахстанской нефти. (Это дело сейчас рассматривается в Нью-Йоркском суде).
Новый виток истории с коррупционными разоблачениями возник после того, как в марте 2004 года с резкой критикой президента выступил Заманбек Нуркадилов, тогдашний глава республиканского агентства по чрезвычайным ситуациям, в течение 25 лет входивший в число близких Нурсултану Назарбаеву людей. В эти дни уже бывший государственный чиновник прибыл в Германию и посетил нашу радиостанцию.
Господин Нуркадилов, чрезвычайно резкая критика в адрес президента со стороны главы Агентства по чрезвычайным ситуациям в марте стала настоящей сенсацией. Во многом потому, что вы до той поры никак не обозначали симпатий к оппозиции и, больше того, как говорится, сор из президентской избы не выносили. Хотя, насколько я знаю, на конфликты с ним шли не раз. Почему девять месяцев назад вы решили это сделать публично?
ЗН: Я понял, что он ведет Казахстан к пропасти. Дальше молчать было нельзя. Естественно, мои амбиции тоже были не малые, откровенно могу признаться, но я никогда не рвался занять его место. Я до сих пор жалею, и готов нести наказание перед народом - если бы я лично не предпринял меры к разгону ну хоть немного демократичного парламента в 1993 году - Верховного совета Казахстана, может быть, мы пошли бы по другому пути.
Казахстану ни от кого материальной помощи не надо. По природным богатствам, по потенциалу, который он имеет, он в два раза богаче, чем Арабские Эмираты. Нефть, газ, все периодические элементы системы Менделеева. Мы производим ежегодно по тонне зерна на семью! А сейчас мы ничего не производим.
Какие колхозы были, совхозы-миллионеры! Всех разогнал! Казахи работают, они, в отличие от того, что говорит Назарбаев, не лентяи, но так как свою продукцию они не могут вывезти и продать за 200 километров, а покупатель у них берет продукцию по ценам ниже, чем те средства, которые они затрачивают, все идет прахом. Главное в рыночной экономике - это производитель, посредник и покупатель. Вот этот посредник исчез. В Казахстане посредник занимается только коррупцией. Вот эта разорванная цепь, завязанная на коррупцию, полностью завязала сельские местности, где проживают казахи. Молодежь в поисках счастья устремилась в поселки городского типа, в маленькие города. За неимением работы они чем занимаются? Если работы нет, а семью кормить надо? Молодыми казахами сегодня заполнены тюрьмы. Акимов и своих приближенных, которых уличают в миллионной коррупции, не сажают, а за пару кур посадят на пять лет!
Мы уничтожили нашу легкую промышленность, пищевую промышленность, весь средний бизнес. Если турки или россияне перестанут поставлять нам продукты питания, мы помрем с голоду, имея такие богатства.
В чем же, по-вашему, корень зла?
ЗН: Надо же, человеческая слабость: хоть половину народу отдавал бы из того, что украл, все равно мы жили бы, как в Арабских Эмиратах: Самая главная проблема сейчас - это коррупция. Коррупция Казахстана - это не только коррупция в Казахстане. Она превратилась в большую международную корпорацию коррупции. Туда втянуты все соседи, и Европа, и Америка. В любой стране найдется защитник Назарбаева: Если только с Россией в любом бизнесе любой рубль или теньге делится как минимум пополам: половина - коррупции, половина - государству. Свидетельство? Аренда Байконура. Две трети денег ушло в коррупцию. Заместитель председателя фракции «Единая Россия» делает заявление, что ушедшие за аренду Байконура деньги в Казахстане «сожрали» и мы доказали то же самое, но: Путин берет Назарбаева под защиту!
Как по-вашему, побороть коррупцию возможно изменением государственной системы или сменой персоналий во власти?
ЗН: Это бесполезный разговор. У нас некоторые с юношеским задором именно с таким призывом выступают - надо государственную систему менять. Понимаете, обычно коррупционная пирамида стоит как египетская пирамида. А в Казахстане она стоит вершиной вниз, и внизу - Назарбаев! Он ее всю держит. В египетской пирамиде верхушку уберешь, все останется, а у нас - уберешь Назарбаева, и вся система развалится.
Коррупция в Казахстане - неизменна, или же вы, находясь во власти, наблюдали ее динамику?
ЗН: В последние четыре года коррупция не имеет пределов. Уже губернаторы областей, зная, что скоро будет принят земельный кодекс, вместе с родичами и окружением Назарбаева разделили Казахстан. Каждый по сотни тысяч гектар уже сегодня имеют. И Назарбаев знает, что они имеют колхозы бывшие, совхозы, и они ему служат. Мы в развитии глобализации, имея доступ к СМИ, пришли к феодализму 18-го века, только в виде развитого гражданского общества.
Если допустить, что новые люди пришли к власти, как они должны поступить с проворовавшимися, по вашим словам, чиновниками старого аппарата?
ЗН: В любом случае, каждый из окружения, который вольно или невольно влез сейчас в коррупцию, имеет «запасной аэродром». В России или где-то еще. Но если Назарбаева завтра не будет, ты ведь из под земли новых администраторов не найдешь! Ты же им должен сказать: то, что взял, верни, а мы тебе простим. Я думаю, такая постановка вопроса людей больше устроит. Они наверняка думают: если Назарбаев уйдет, я пойду каяться. Я знаю немало администраторов, которые готовы хоть сегодня, в случае, если почувствуют, что Назарбаев может уйти, готовы перейти в лагерь радикалов.
В.Волков