Смогут ли образовать свою фракцию социал-демократы?
Акрам Бойназаров, zamon.info
Прошли выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики, опубликованы их итоги, охладели волнения и страсти. Но результаты выборов теперь будут находиться под пристальным вниманием социологов, политологов и других аналитиков.
Первые наблюдения показывают, что подтасовка и фальсификация фактов, вошедшие в обиход во всех сферах нашей социально-экономической жизни, не осталось в стороне и в деятельности Центрального избирательного комитета (ЦИК).
К такой мысли подталкивает распространенное через СМИ официальное сообщение ЦИКа по итогам выборов в Законодательную палату. В нем отмечается, в парламенте наибольшее количество депутатских мест получила Либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП), от которой избрано 34,2% депутатов, от Народно-демократической партии Узбекистана (НДПУ) 23,3%. Также депутатами избраны 18 членов национально-демократической партии «Фидокорлар» («Самоотверженные»), 11 выдвиженцев демократической партии «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»), 10 - от социал-демократической партии «Адолат» («Справедливость»). Число прошедших в парламент депутатов от инициативных групп граждан составило 14 человек (11,6%).
Возникает вопрос: почему количество депутатов, избранных от партии УзЛиДеП и НДПУ, указывается не в конкретных цифрах, а в процентах? Если 120 депутатских мест указывать в процентах, то, по сообщению ЦИКа получается, что в Законодательную палату избраны не 120 депутатов, а 122. Для ясности рассмотрим список депутатов, опубликованный в СМИ. По списку представители от партии УзЛиДеП составляют 41 (34,2%), от НДПУ - 28 (23,3%), от «Фидокорлар» 18 (15%), от «Миллий тикланиш» 11 (9,1%), от «Адолата» 8 (6,6%), от инициативных групп граждан 14 (11,6%).
Раз так, почему в официальном сообщении указывается, что представители от партии «Адолат» получили не 8, а 10 депутатских мест? Число «8» как раз дало повод указать в процентах количество депутатских мест партий УзЛиДеП и НДПУ. Потому что, в законе «О Законодательной палате Республики Узбекистан» четко указано, что правом на образование фракции или депутатской группы обладают не менее девяти депутатов Законодательной палаты. В нынешнем состоянии социал-демократы не смогли бы образовать свою фракцию в Законодательную палату. Чтобы не обидеть социал-демократов ЦИК им приписывает двух депутатов и создает возможность для образования фракции.
Так, откуда взялись два депутата? Если внимательно рассмотреть список, из 14 депутатов, избранных от инициативной группы граждан, 6 являются членами той или иной партии (3 из НДПУ, 2 - «Адолата», 1 от «Фидокорлар»). ЦИК, не мудрствуя лукаво, двух депутатов - членов партии «Адолат» приписывает к числу избранных от партии социал-демократов. При этом не уменьшает количество избранных депутатов от инициативных групп граждан.
К сожалению, ни одна партия не отмечает победы этих депутатов как своих. Этого, во-первых, не разрешает законодательство. В вышеупомянутом законе фракция или депутатская группа характеризуется так: «Фракция - депутатское объединение, создаваемое депутатами, выдвигаемыми от политической партии в целях выражения ее интересов в Законодательной палате, и зарегистрированное в установленном порядке.
Депутаты, избранные в состав Законодательной палаты, выдвинутые не от политических партий, вправе создавать депутатские группы». Также в законе четко установлено, что решение о вступлении депутата Законодательной палаты во фракцию или депутатскую группу принимается на их заседаниях, он может быть членом только одной фракции или депутатской группы. Депутат, выдвинутый от политической партии и избранный в Законодательную палату, может быть членом фракции только этой партии или вправе не вступать ни в одну из фракций или депутатскую группу.
Во-вторых, сами депутаты не имеют на это морального права. Потому что каждая партия хорошая или плохая, похожая или непохожая, - имеет свою платформу. Отступление от этой платформы - неуважение к воле своих избирателей.
Таким образом, социал-демократы не смогут образовать свою фракцию в палате.
Создай они свою фракцию, они естественно, пользовались бы определенным авторитетом и имели большой шанс для реализации выдвигаемых предложений партии. Потому что фракция имеет полномочия по внесению предложений и замечаний по повестке дня заседания палаты, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов. Имеют они и право на гарантированное предоставление слова представителю фракции, депутатской группы в прениях по каждому вопросу и распространение мнения фракции, обсуждаемом на заседании палаты. Обращается к должностным лицам государственной власти и управления с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию по вопросам, входящим в их ведение, ставит вопрос о заслушивании на заседании Законодательной палаты членов правительства по вопросам их деятельности. Запрашивает у государственных органов и их должностных лиц материалы и документы, необходимые для деятельности фракции. Вносит свои предложения по законопроектам и проектам иных решений, обсуждаемым палатой.
Необразование своей фракции в палате не дает им также возможности на занятие ими должностей на посту председателя комитетов, их заместителями или членами. Потому что должности в комитетах определяются пакетным (общим) решением с учетом партийной или групповой принадлежности депутатов и количества голосов избирателей, полученных в выборах.
В тоже время оставляет социал-демократам возможность быть, к примеру, Спикером Законодательной палаты или его заместителями. Потому что порядок выдвижения и избрания на эти должности определяется регламентом Законодательной палаты. А регламент, как известно, можно направить в любое русло: