EURASIANET
ТАДЖИКСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЕРЖИТ В СЕКРЕТЕ ДЕТАЛИ ВЗРЫВА АВТОМОБИЛЯ
После первого замешательства таджикские власти теперь все как один называют недавний взрыв в центре Душанбе терактом. Власти заявляют, что под подозрением находится прежде всего запрещенная исламская радикальная группировка, однако не приводят никаких фактов в подтверждение своих слов.
В преддверии парламентских выборов, назначенных на 27 февраля, власти усиливают меры безопасности в столице. Первый заместитель министра внутренних дел Абдурахим Каххоров объявил о том, что милиция в Душанбе приведена на режим усиленного несения службы, добавив, что число КПП в самом городе и вокруг него увеличено.
В первые часы после произошедшего 31 января рядом с министерством по чрезвычайным ситуациям взрыва власти выступали с самыми разноречивыми объяснениями инцидента. Противоречивая информация поступала и относительно пожара, вспыхнувшего в тот же день в одном из зданий министерства безопасности. И хотя некоторые представители правительства сразу признали, что взрыв, скорее всего, было делом рук террористов, другие заявили о случайном характере взрыва. [ Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] Сегодня власти готовы признать, что машина была взорвана умышленно.
Ответственность за взрыв не взял на себя никто - ни одна группировка и ни один человек, однако сосредоточили внимание на «Хизб ут-Тахрир», запрещенной организации, агитирующей за свержение правительств в странах региона и установление в Средней Азии исламского халифата. Единственной жертвой взрыва стал, по-видимому, водитель машины, 38-летний житель Душанбе Махмаднозим Муродов. Как сообщается, власти пока не установили, был ли он ничего не подозревавшей жертвой или же террористом-смертником.
На чрезвычайном заседании Совета национальной безопасности высшее таджикское руководство, как сообщается, решило как можно дольше держать информацию о взрыве и ход дальнейшего расследования под спудом, чтобы свести к минимуму возможность дестабилизации в последние недели избирательной кампании.
Представитель ООН в Душанбе Владимир Сотиров назвал взрыв «безусловно тревожным явлением», однако выразил убеждение, что инцидент не «связан с предстоящими парламентскими выборами и всей в целом политической ситуацией в стране», сообщило 1 февраля агентство ИТАР-ТАСС. Сотиров добавил к этому, что следствию необходимо «дать возможность сказать свое слово» в отношении инцидента.
Свидетельства, указывающие за «Хизб ут-Тахрир», носят в лучшем случае косвенный характер и основаны главным образом на том факте, что «Хизб» - единственная известная исламская радикальная организация, действующая в Таджикистане. За день до взрыва двое активистов Хизб были задержаны в городе Гафурове после того, как власти обнаружили в их квартирах листовки и другие печатные материалы антиправительственного содержания.
Вплоть до последнего времени «Хизб ут-Тахрир», транснациональная организация со штаб-квартирой в Лондоне, проповедовала ненасильственные методы. Ни одно среднеазиатское правительство пока не сумело установить очевидной связи этой группировки, действующей в регионе тайно, с терактами. В то же время, как отмечают некоторые эксперты, кое-какие элементы внутри «Хизб ут-Тахрир» разочаровались в идеях ненасилия, что говорит о возможном образовании новой группировки, отколовшейся от «Хизб ут-Тахрир» и исповедующей насилие. Узбекский лидер Ислам Каримов обвинил «Хизб ут-Тахрир» в причастности к терактам в Ташкенте в 2004 г., однако власти не представили никакой информации, которая бы подтверждала это обвинение. Некоторые представители таджикских властей считают, что приверженцы радикальной части «Хизб», возможно, установили связи с «Аль-Каидой». На видеокассете, которая недавно была распространена в соседнем Афганистане, записаны угрозы приверженцев «Аль-Каиды» устроить теракты в Таджикистане.
В сделанном в Лондоне заявлении «Хизб» решительно отвергла обвинение в причастности к взрыву. «Хизб ут-Тахрир» не причастна к терроризму, насилию и вооруженной борьбе и является исламской интеллектуальной и политической организацией, стремящейся изменить мышление людей с помощью рациональной дискуссии и спора», говорится в заявлении, обнародованном 2 февраля.
Таджикистан - единственное среднеазиатское государство, в котором религиозная партия, Партия исламского возрождения Таджикистана, открыто участвует в политической жизни. По словам некоторых аналитиков в Душанбе, заметное желание правительства обвинить во взрыве исламских радикалов может в конечном итоге нанести ущерб имиджу ПИВТ и тем самым повлиять на результаты голосования в конце февраля. ПИВТ - одна из главных оппозиционных политических партий Таджикистана.
Как и в случае со взрывом автомобиля, власти хранят молчание и о причине пожара в министерстве безопасности. Власти объясняют пожар, уничтоживший столовую, актовый зал и повредивший переговорную комнату, тем, что в электропроводке произошло короткое замыкание. Однако, как сообщается, следствие не исключает возможности поджога. Некоторые эксперты в Душанбе выражают удивление тем, что случайный пожар мог нанести столь сильные повреждения в таком хорошо охраняемом здании.