Мадина Маратова, Бишкек. "Деловая Неделя", Казахстан
В Кыргызстане началась «информационная» война
Обнародованы «секретные» документы правительства, по которым оппозиция, независимые СМИ и международные организации объявлены в опалу. Власти все отрицают. Но и власти, и оппозиция констатируют начало информационной войны.
19 января 2005 года в центре столицы Кыргызстана Бишкеке прошла самая массовая за последние два года акция протеста, организованная оппозиционными силами. 350 кыргызстанцев вышли на митинг против информационной войны и травли лидеров оппозиции, развязанной властями. Среди лозунгов были: «Жирный крест» - заказ Акаева» и «Власть использует методы террористов».
Как заявил один из лидеров оппозиционной партии «Арнамыс» и организатор митинга Эмиль Алиев: «Пикет организован теми, кто возмущен методами и тактикой властей в отношении притеснений оппозиции и ограничения деятельности независимых СМИ и международных организаций в Кыргызстане».
В начале января 2005 года на интернет-сайте, а позже на страницах двух оппозиционных газет «Республика» и «МСН» были опубликованы два сенсационных материала, доказывающих, что власть начала целенаправленную борьбу с оппозицией, независимыми СМИ и международными организациями.
Первый документ, получивший в народе название «Жирный крест», - стенограмма «секретного» совещания правительства, в котором премьер-министр Николай Танаев дает задание районным и областным чиновникам, руководителям правоохранительных органов не допустить к участию в парламентских выборах, вплоть до физического устранения, некоторых лидеров оппозиции и оппозиционных депутатов.
Второй документ - проект комплексных мер и оперативно-розыскных мероприятий «по предотвращению дестабилизации политической обстановки в стране» и «минимизации эффекта действий деструктивных элементов в период выборов в ЖК КР». Документ подготовлен и подписан первым заместителем руководителя администрации президента КР, генерал-лейтенантом милиции Болотом Джанузаковым в сентябре 2004 года.
В пункте 5 документа говорится: «Уточнить личности дипломатических представителей и сотрудников дипломатических миссий (посольство США, НДА, ОБСЕ, Freedom House, IWPR, Internews и др.), имеющих активные связи с оппозиционно настроенными политиками, партиями и движениями. При необходимости установить за ними непрерывное негласное наблюдение». Ответственными за реализацию данных мер назначены председатель СНБ Калык Иманкулов, его заместитель Токон Мамытов.
В 10 пункте значится: «Для противодействия негативной деятельности оппозиционно настроенных СМИ создать Рабочую подгруппу, в состав которой включить ведущих журналистов Национальной телерадиовещательной корпорации, ТРК «КООРТ», газет «Слово Кыргызстана», «Вечерний Бишкек» и т. д. Определить их функциональные обязанности по мерам оперативного противодействия публикациям оппозиционно настроенных изданий». Ответственный за этот пункт аппарат премьер-министра.
Однако официальная власть полностью опровергла факт проведения «секретного» совещания и документа. 27 января премьер-министр Николай Танаев в ходе прямого эфира на канале национального телевидения заявил: «Распространяемая в Интернете стенограмма «секретного» заседания правительства является фальшивкой». В появлении данных публикаций Танаев видит «черный пиар» против правительства, нацеленный на дестабилизацию обстановки на юге страны и выходящий за рамки человеческих отношений. Он также потребовал публичных извинений от СМИ, опубликовавших стенограмму «секретного совещания», в противном случае он не исключает принятия адекватных мер в рамках Конституции и существующего законодательства.
Кроме того, правительство официально заявило о передаче дела в Генпрокуратуру для выявления автора фальшивки, дискредитирующей президента и правительство.
17 января 2005 года законодательное собрание Жогорку Кенеша Кыргызстана приняло постановление о поручении Генеральной прокуратуре провести расследование о появлении данных публикаций в Интернете и ряде средств массовой информации.
18 января 2005 года в информационном агентстве «Акипресс» дал пресс-конференцию первый заместитель руководителя администрации президента КР Болот Джанузаков. Он также заявил, что данных документов не существует. «Я знаю, кто является автором данных инсинуаций, но подавать в суд не собираюсь, это ниже моего достоинства».
Он так прокомментировал ситуацию: «Это начало черной пиар-кампании, которая сопровождается в период крупных политических событий. Подобная война компроматов впервые применяется в Кыргызстане».
По мнению Джанузакова, распространение «фальшивок» направлено на то, чтобы «сеять раздор и разногласие в обществе, привести к различного рода конфликтным ситуациям и непредсказуемым последствиям. Эти два материала - звенья одной цепи, цель - дискредитировать власть».
По поводу слежки за деятельностью международных организаций Джанузаков заявил: «Упоминание там некоторых международных организаций сделано специально, чтобы противопоставить эти организации властным структурам, в том числе. Я скажу откровенно: в Кыргызстане уважают все международные организации. В любое время любая государственная организация готова сотрудничать с любой международной организацией».
Однако большинство депутатов и представителей общественности уверены: такие совещания и документы скорее реальность, чем фальшивка.
Толекан Исмаилова, руководитель общественной оганизации «Гражданское общество против коррупции», заявила: «Тот факт, что господин Джанузаков, якобы зная автора фальшивых материалов, не собирается отстаивать свои честь и достоинство в суде, косвенно подтверждает реальность данных материалов». По ее мнению, подобные методы работы властей возможны, так как большинство руководителей страны - «продукты старой тоталитарной системы, которые стояли еще в советское время у руля правления».
Адахан Мадумаров, депутат парламента и член политического движения «Атажурт», сказал: «Я уверен, что такое совещание проводилось по прямому указанию президента Акаева. Наверное, они рассчитывали на то, что те депутаты, которые попали в «черный список» под грифом «ликвидация объекта», испугаются и откажутся от своего политического курса. Ничего подобного. Мы доведем до каждого избирателя содержание «секретного» совещания и проекта Джанузакова, пусть народ убедится, какую опасную предвыборную игру затевает власть».
Депутат Омурбек Текебаев заявил: «Я допускаю, что совещания правительства могут проходить на таком уровне. Возможно, у кого-то есть аудиозапись, так как сейчас техника достаточно развита, кто-то из присутствующих на всякий случай записал разговор».
Текебаев так характеризует данные методы властей: «Наглое, неприкрытое давление на избирателей, нарушение избирательного кодекса».
Депутат Марат Султанов уверен: обнародование данных документов - начало информационной войны. Он сказал: «Возможно, такое совещание было, но манера его изложения немного гипертрофированна. Думаю, была фактура, и с ней поработал политтехнолог. Возможно, он и добавил красок, чтобы возник конфликт между кандидатами. Это одна из форм предвыборной технологии - создать конфликт между определенными кандидатами, вызвать ревность у определенных политических сил».
Он считает, если правительство проводило такое совещание, то это практически равно преступлению, оно антизаконно и антиконституционно.
Ишенгуль Болжурова, одна из членов политсовета «Народное Движение Кыргызстана», сказала: «Информационная война давно началась. В проекте Джанузакова есть предписания и для правительственных СМИ. Мы почувствовали реализацию этого проекта на себе. Руководство государственных газет и телерадиокомпания проводят целенаправленную политику: «Оппозицию не снимать, потому что ее не существует. Зачем нам крикунов, болтунов, драчунов показывать». Ни на одну пресс-конференцию или мероприятие не пришли журналисты правительственных изданий, хотя мы постоянно их приглашаем. Мы либо в информационном вакууме, либо деятельность оппозиции подается исключительно в негативной форме».
Сотрудник правительственной газеты, побоявшийся назвать свою фамилию, сказал: «В этой информационной войне тяжелее всего, нам журналистам правительственных СМИ. Нам очень сложно работать, так как в редакции существует жесткая цензура. Мне часто стыдно от того, что я не могу освещать деятельность оппозиции объективно. У нас есть журналисты-киллеры, чьи фамилии указаны в записке Джанузакова. Они готовят материалы определенной направленности, критикующие оппозицию. За это они получают более высокие гонорары, квартиры, поездки за границу в свите президента, а кого-то продвигают вверх по карьерной лестнице».
Как показывают январские события, страсти в Кыргызстане в преддверии парламентских выборов накалены до предела. Однако подобные пиар-технологии вызывают резонанс в стране лишь по одной причине: для кыргызской демократии - это новшество. Для международной общественности - это пройденный этап. Валентин Богатырев, директор Института стратегических исследований, считает: «Информационная война - это нормальное явление для любой выборной кампании, то, что участники той и другой стороны обвиняют друг друга в неэтичности, неправильно, поскольку политика сама по себе неэтична».