CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Концепция развития по Исламу Каримову: Курс новый, темп прежний?

4 февраля 2005

Андрей САИДОВ, Ташкент. "Деловая Неделя", Казахстан

Концепция развития по Исламу Каримову: Курс новый, темп прежний?

На первом после декабрьских выборов совместном заседании законодательной палаты и сената Узбекистана президент Ислам Каримов выступил перед вновь избранными парламентариями, а также присутствовавшими в качестве наблюдателей иностранными дипломатами с программной речью, названной им самим стратегической концепцией развития в 2005 году и долгосрочной перспективой. Главная задача его политики, по словам Каримова, остается прежней - твердо и неуклонно вести страну по пути демократического строительства, углубления рыночных реформ и формирования гражданского общества.

- Мы по-прежнему будем придерживаться узбекской модели поэтапности реформ, которая оправдала себя за истекшие годы, - разъяснил Каримов, по-видимому, специально для тех политиков Узбекистана и других стран, кто имел бы наивность воспринять очередную его декларацию как провозглашение резкого поворота внешней и внутренней политики режима в сторону кардинальной либерализации экономики или политики. Но, по высказанному Каримовым мнению, так называемая узбекская модель, оказывается, и так не имеет ничего общего с «регулируемой экономикой» и «управляемой демократией».

- Много мы слышим в последнее время о том, что, мол, народы, живущие в нашем регионе, еще не созрели для демократии, им нужно сначала решить проблемы с бедностью и нищетой, и только тогда появятся условия для демократии и реформ в экономике, - заявил Каримов, чем удивил многих присутствующих. Ведь рассуждения об «особенностях узбекского менталитета», будто бы не приемлющего многие общечеловеческие, демократические ценности, особенно часто звучали в последнее время из его собственных уст и со страниц местной прессы.

- Подобные заявления и подходы - это прежде всего результат незнания нашей истории, неверия в созидательный потенциал нашего народа и непонимания объективных глобальных процессов, меняющих современный мир. Только на фундаменте демократии и обновления общества можно и нужно решать проблемы по ликвидации бедности и отсталости страны, - резюмировал президент Узбекистана очевидную истину.

«Эй, вы, там, наверху!»

Заявленных целей, по словам президента Узбекистана, можно добиться, лишь усилив в жизни страны роль политических партий и гражданских институтов. - Накопление политической зрелости, финансовая самостоятельность и нахождение настоящей опоры на электорат - этот путь должны пройти все наши партии независимо от их платформы и ориентации, - сказал Каримов, имея в виду, разумеется, лишь те пять официально зарегистрированных в Узбекистане и абсолютно послушных его воле партий, которые он допустил к участию в минувших парламентских выборах, но отнюдь не политическую оппозицию, загнанную его режимом в подполье. И тут же президент Узбекистана публично предостерег посольства иностранных государств и представительства международных организаций от любых попыток оказания финансовой и иной поддержки оппозиционным движениям.

- Деятельность отдельных, созданных за счет спонсорских средств неправительственных организаций, как показали проверки, выходит далеко за рамки их уставов и преследует заказные цели. Излишне говорить, что подобные проекты, противоречащие нашему законодательству, не могут иметь будущего в Узбекистане. Мы глубоко убеждены, что демократию и различные так называемые «модели открытого общества» нельзя экспортировать и импортировать, нельзя извне навязывать универсальный и подходящий для всех проект построения государства. Я думаю, те, кто сидит наверху, меня поняли, - обратился Каримов к послам и дипломатам иностранных государств, наблюдавшим за его выступлением с гостевого балкона.

- Мы выступаем за эволюционный характер реформ, которые нужно тесно увязывать с ходом трансформации всех общественных отношений, уклада жизни и сознания людей, - напомнил президент про основные тезисы узбекской модели развития и «особенности узбекского менталитета».

«НЕЛЬЗЯ САЖАТЬ ЗА ВЕДРО ЧЕРЕШНИ»

Говоря о либерализации судебно-правовой системы, Ислам Каримов вспомнил о том, что под его руководством в Узбекистане уже «значительно смягчена классификация преступлений». В результате за последние два года не были лишены свободы около 5000 лиц, совершивших проступки, не имеющие особой опасности для общества, и возместивших материальный ущерб в размере свыше 11 млрд. сумов ($11 млн.).

Президент также привел данные, согласно которым сегодня количество заключенных на 100 тыс. населения составляет в Узбекистане 158 человек, тогда как в США - 715, России - 584, в Казахстане - 386, Кыргызстане - 390.

- Я всегда говорил, что если, к примеру, какой-то крестьянин собрал в колхозном саду ведро черешни и отнес его на базар, это еще не значит, что он - уголовник, - сказал Каримов, обращаясь, очевидно, к сотрудникам правоохранительных органов, милиции и прокуратуры Узбекистана, которые, как утверждают многие жители этой страны, уже после упомянутой либерализации Уголовного кодекса собрали немалый урожай «материальных возмещений», не исчисленный, разумеется, официальной статистикой, но вряд ли уступающий тем 11 миллионам долларов, что были возвращены в бюджет.

- Тем, кто стоит на страже закона, необходимо также полностью отказаться от наследия советских времен в отношении к предпринимательству, бизнесу и частному сектору. Пора отказаться от предвзятого, заведомо обвинительного подхода к их деятельности, чтобы они могли свободно трудиться для своей семьи и на благо страны.

- Думаю также, что в Узбекистане, как в любом демократическом государстве, нужно осуществить передачу судам прав выдачи санкций на задержание, арест, - высказал Каримов поистине революционную для узбекского правосудия идею. - Однако этот процесс требует серьезной и тщательной проработки, как со стороны самой судебной системы, так и других правоохранительных органов, - пояснил он, возможно, вспомнив, что многочисленные аресты и задержания в Узбекистане производятся сегодня далеко не по одним уголовным делам.

«Убедить народ отменить смертную казнь»

Решительно высказавшись за отмену смертной казни, Ислам Каримов подчеркнул, что, по его мнению, речь должна идти даже не о моратории, «как это сделано в других странах, где осужденный годами ждет, что эта мера наказания будет исполнена», а о полной отмене - исключении смертной казни из системы наказания. Однако для такого решения, назревавшего все годы существования независимого государства, по словам президента, потребуется еще два-три года, чтобы, во-первых, убедить само население, в большинстве своем, оказывается, выступающее за смертную казнь, а, во-вторых, построить новые тюрьмы и колонии, приспособленные для отбывания в них пожизненных и особо длительных сроков.

«Сосед спокоен - ты спокоен»

Коснувшись внешнеполитического курса Узбекистана, Ислам Каримов подчеркнул, что главная цель его внешней политики - это интересы Узбекистана и еще раз интересы Узбекистана.

- Мы готовы активно сотрудничать со всеми странами, с которыми наши национальные интересы совпадают. И хотим поддерживать диалог с теми, с кем у нас есть расхождения по тем или иным принципиальным вопросам международной жизни. Мы категорически против любой попытки идеологизировать международные отношения. Важнейший приоритет внешней политики мы видим в сохранении мира и стабильности в Центральноазиатском регионе и превращении его в устойчивую зону безопасности. Наша страна всегда руководствовалась принципом: «Сосед спокоен - ты спокоен». Этого принципа мы будем придерживаться и впредь. Трезво оценивая нынешнюю ситуацию, приходится признать, что наряду с процессами стабилизации обстановки в Афганистане в регионе продолжает сохраняться стратегическая неопределенность, сталкиваются геостратегические интересы крупнейших мировых держав и соседних с нами стран. Сохраняются угрозы региональной безопасности. Мы считаем, что не может быть «транзитной» страны для наркоагрессии, международного терроризма, религиозного экстремизма и сепаратизма. Всякие попытки остаться в стороне от борьбы с этими угрозами являются серьезным заблуждением, опасным прежде всего для самих этих стран.

На пресс-конференции, состоявшейся сразу после заседания парламента, зарубежные журналисты попросили президента Узбекистана конкретизировать ряд позиций во взаимоотношениях с ближайшими соседями, в частности, то, насколько, по его мнению, эффективно совместное противостояние стран Центральной Азии террористической угрозе.

- О какой эффективности можно говорить, если в регионе Центральной Азии нет даже единого подхода к тому, считать ли «Хизб-ут-Тахрир» экстремистской организацией? - достаточно жестко выразил Каримов свою точку зрения. - При нынешнем состоянии границ, совершив преступления в одной стране, экстремисты спокойно переходят на территорию другой страны, где их не преследуют. Эта организация уже запрещена в России, в 16 арабских странах и даже в Пакистане. Но вот в Казахстане, видите ли, до сих пор нет закона «О противодействии терроризму». Они там дискутируют в парламенте о его принятии. Причем, заметьте, обсуждают закон не о борьбе с терроризмом, а только о противодействии... Даже если примут такой закон, следом начнут обсуждать закон «О судебном определении». То есть является ли «Хизб-ут-Тахрир» экстремистской и террористической организацией. И когда во время празднования Курбан-айта в Алматы толпа выходит с плакатами на митинг перед мечетью, их арестовывают, но суд спрашивает: а в чем их вина? В Узбекистане - это разжигание межрелигиозной розни и антиконституционные выступления, а в Казахстане - мелкое хулиганство. Вот вам конкретный пример, как несогласованность в подходе создает питательную среду для развития экстремизма. Ведь это граждане Казахстана в июле прошлого года совершили теракты в Ташкенте. А нам говорят, что это субъективное мнение наших спецслужб... Экстремисты до поры до времени могут не совершать ничего в стране пребывания. Дескать, мы ничего у вас взрывать не будем, и вы нас не трогайте. А если тронете, то и мы начнем. Но допустимы ли такие сделки?

По вопросу существования иностранных военных баз, убрать которые с территории страны Ислам Каримов еще в декабре прошлого года пообещал как только урегулируется обстановка в Афганистане, что многие связывали с завершением выборов в Кабуле, президент Узбекистана на сей раз дал более четкое определение:

- Я ничего не говорил про базу в Термезе. А что касается базы ВВС США в Ханабаде, то она будет существовать там до тех пор, пока американские войска, нуждающиеся в ее поддержке, находятся в Афганистане, выполняя очень серьезную миссию.

О перспективах участия его страны в ГУААМ президент Каримов сказал, что Узбекистан приостановил свое участие еще до известных событий в Грузии и на Украине и вопрос дальнейшего участия будет зависеть от того, какую внешнеполитическую позицию займут в ближайшее время такие члены ГУУАМ как Грузия, Украина и Молдова.

- Я не склонен ставить знак равенства между Грузией и Украиной, - подчеркнул Ислам Каримов. - Я не сравниваю Саакашвили с Ющенко. Это делают только те, кто хотел бы, чтобы то, что недавно произошло в этих странах, стало моделью, которую можно распространять и дальше. Саакашвили - харизматический лидер, и он сейчас хочет создать себе имидж первопроходца «цветных» революций. Ющенко, на мой взгляд, куда более прагматичный политик, в бытность которого еще премьер-министром Украина достигла заметных успехов в экономическом развитии. И сейчас он говорит, что Украина - для Украины. Мне бы хотелось, чтобы от эмоций и революционной романтики, которые быстро доходят до сознания людей, но и, как любые эмоции, недолговечны, люди в этих странах перешли теперь к прагматическому отношению. От конкретной политики стран ГУУАМ будет зависеть наше решение, примет ли в дальнейшем Узбекистан участие в этой организации.

Наблюдателям, впрочем, стало понятно, что это будет зависеть прежде всего от отношения ГУУАМ к России, о президенте которой, Владимире Путине, Ислам Каримов отозвался с большим теплом, сообщив, что может без предварительных согласований позвонить ему, и их дружеские телефонные переговоры, когда о них становится известно, вызывают самую положительную реакцию у всего населения Узбекистана.

dn.kz

Предыдущая статьяВ случае участия в президентских выборах Рухани намерен привлечь центристские силы
Следующая статьяКогда поделят Каспий?