Анклав Шахимардан: большие проблемы маленького городка на юге Ферганской долины
Фергана.Ру, Д.Кислов, 07.02.2005
Осенью 2004 года депутаты киргизского парламента порекомендовали правительству страны обратиться к соседнему Узбекистану с территориальными претензиями по анклаву Шахимардан.
Они заявили, что Шахимардан в советские времена был передан Киргизией Узбекистану для обеспечения комфортного отдыха высшего узбекского руководства. Существует и легенда о том, что какой-то киргизский партийный начальник якобы проиграл Шахимардан в карты своему узбекскому коллеге.
Киргизско-узбекская граница до сих пор имеет несколько спорных участков, хотя процесс демаркации и делимитации продолжается уже несколько лет, со времени подписания Договора о вечной дружбе между двумя странами в декабре 1996 года.
Юридическая фиксация линии границы не проходит так гладко, как хотелось бы: в годы "национального размежевания" в Ферганской долине было заложено много территориальных мин замедленного действия. Спустя восемьдесят лет внуки и правнуки тогдашних картографов столкнулись с проблемами, запрограммированными еще в ленинско-сталинскую эпоху.
Новые государства Средней Азии, возникшие после распада СССР, делят территории не только между собой. Пересматриваются и границы с соседними державами. Так, согласно межгосударственным соглашениям, ратифицированным в 2002 году, Китаю было передано около 95 тысяч гектаров киргизской земли. Сей факт вызвал бурную реакцию в киргизском обществе: произошли так называемые "аксыйские события", приведшие к человеческим жертвам и отставке правительства страны.
Осеннюю инициативу киргизских депутатов о возвращении анклава в 2004 году неожиданно поддержал председатель правительства страны Николай Танаев. Он публично заявил, что анклав "является киргизской территорией".
Впоследствии оказалось, что киргизские законодатели заглядывались на кусочек узбекской земли еще два года назад - обсуждали вопрос передачи анклава кулуарно, не вынося сора из избы. Но только после того, как эта неординарная инициатива была озвучена на самом высоком уровне, "островок" Шахимардан стал сразу известен всему миру.
Российская пресса прокомментировала неприятную новость из Ферганской долины в самых суровых тонах. "Территориальный спор между Бишкеком и Ташкентом может стать первым шагом на пути широкомасштабных конфликтов в Центральной Азии" ("Российские вести"). "Территориальные противоречия Узбекистана и Киргизии могут перерасти в военное противостояние" ("НГ"). "Любые волнения в этом регионе легко могут трансформироваться в межнациональные" (ГазетаСНГ). Это лишь некоторые цитаты из ежедневных московских изданий.
Мнения и комментарии зарубежных средств массовой информации по этому вопросу, на наш взгляд, оказались во многом торопливы и поверхностны. А как отреагировала узбекская сторона? Никак: официальный Узбекистан в лице МИДа, пресс-службы президента или парламента хранил и хранит гробовое молчание. И это не удивительно. Такова политическая атмосфера в узбекском обществе: никто кроме президента не имеет права высказывать свое мнение по важным - и особенно внешнеполитическим - вопросам. Тем более, что официального запроса от киргизской стороны так до сих пор и не поступило.
Вполне вероятно, что высшее руководство Киргизии все же не отнеслось к сомнительным предложениям народных избранников серьезно, а премьер-министр не решился педалировать процесс самостоятельно. Скорее всего, никаких официальных запросов к Узбекистану так и не последует. В Киргизии все готовятся к парламентским, а затем и президентским выборам. И лишние внешнеполитические проблемы республике сегодня ни к чему.
Однако, многие вопросы пока остаются без ответа. Существует ли проблема территориальной принадлежности Шахимардана на самом деле? Что мы знаем об истории народов, населявших эту территорию в древности? Как существуют в частичной изоляции жители анклава сегодня, чем зарабатывают себе на жизнь? Какова ситуация в других анклавах, разбросанных по Ферганской долине? Как относятся политики и простые граждане Узбекистана и Киргизии к возможному переделу территориальной собственности в Центральной Азии?..