Девушка по имени Демократия
Шахло Акобирова, "Известия-Казахстан"
Кадры недавних взрывов в центре Душанбе показали все телекомпании мира. Очевидцы рассказывали о потеках крови и покореженных машинах. Журналисты, сообщавшие о происшедшем, были скупы на слова. Официальные лица никак не комментировали происходящее.
Спустя два часа после взрыва в центре города, на другом конце Душанбе, в здании министерства безопасности начался пожар. Ни одно из событий не было прокомментировано властями.
- Я делала там фотографии. А мой коллега готовил материал, - рассказывает корреспондент персидской службы радио Би-би-си Заррина Хушвактова. - От официальных лиц можно было узнать только то, что в данный момент ведется следствие. Больше всего приходилось полагаться на показания свидетелей. И такие случаи были не однажды.
Когда нет информации, появляются анонимные источники. Все сообщения начинались со слов: «по непроверенным данным». Радио «Свобода» сообщило, что причиной пожара стало короткое замыкание, «Немецкая волна» утверждала, что здание министерства безопасности обстреляли ракетами. Читатели не знают, кому верить; чиновники по-прежнему немногословны.
- По факту взрыва будет возбуждено уголовное дело, и все, - лаконичен начальник следственного отдела военной прокуратуры Манучехр Нуров. - Собранным данным оценку дадут позже. Мы, сотрудники правоохранительных органов, произвели осмотр местности и увидели то же, что и все остальные, не более того. В национальной ассоциации независимых средств массовой информации утверждают, что в последние месяцы в Таджикистане отношения между властью и прессой заметно охладели.
- За отчетный период служба мониторинга НАНСМИТ зафиксировала сто восемьдесят девять прямых нарушений прав журналистов и СМИ в Таджикистане. Из них тридцать шесть - уголовно наказуемых. Подавляющее большинство - доступ к источникам информации, угроза в адрес журналистов, - комментирует сложившуюся ситуацию председатель НАНСМИ Таджикистана Нуриддин Каршибоев.
Сами журналисты такое положение дел связывают с предстоящими в Таджикистане парламентскими выборами. Некоторые издания вообще прекращают свое существование. Среди них - газета «Рузи нав». Сначала ее в Таджикистане никто не хотел печатать, а номер, выпущенный за границей, арестовали в аэропорту.
- Я не хотел заниматься большой политикой, но когда мы начали анализировать ситуацию, поняли, что причиной приостановления деятельности независимых изданий является нерешительность и зависимость законодательных органов. А для того чтобы иметь независимую прессу, основные ветви государства должны быть свободными, - считает редактор опальной газеты Раджаби Мирзо.
Журналист пошел в политику: он баллотируется в парламент. Правда, о его встречах с народом местная пресса не информирует - еще привлекут за дерзкие речи.
- Как-то я рассказал избирателям такую притчу. Четырнадцать лет назад появилась в странах бывшего Союза, в том числе и в Таджикистане, одна очень красивая девушка.
Она была неотразимой, и все в нее влюбились. И коммунисты, и исламисты, и все остальные начали объясняться ей в любви. Эту девушку звали Демократия. Она была очень молода и неопытна. Поверив всем на слово, сама того не замечая, скоро стала проституткой. Мои оппоненты эту притчу хотели использовать против меня, как будто я унизил их честь и достоинство, - рассказывает кандидат в депутаты Раджаби Мирзо.
Другой известный в Таджикистане журналист, Марат Мамадшоев, накануне выборов решил создать новое издание. Но уже четыре месяца не может пройти все инстанции.
- В моих документах нашли какие-то грамматические погрешности, совершенно не существенные, и в очередной раз выдали необоснованный отказ, - сетует журналист. - Я проконсультируюсь с юристами и подам на минюст в суд. Вполне возможно, что кроме судебного разбирательства встану где-нибудь в пикете со своими сторонниками.
Нежелание чиновников идти на контакт с прессой уже привело к тому, что люди больше верят слухам, чем публикациям. Журналисты-международники как анекдот рассказывают о том, как пришлось обращаться в Москву, чтобы написать о взрывах в Душанбе. Эксперт по Таджикистану политолог Юрий Земель сообщил со ссылкой на президента Рахмонова, что сейчас идет расследование.
- Мне кажется, что если сам президент республики выйдет на прямой разговор с журналистами и будет говорить с нами и отвечать на наши вопросы, то другим чиновникам это будет большой урок. Они наконец поймут, что с прессой надо общаться, - считает корреспондент персидской службы радио Би-би-си Заррина Хушвактова.
- Такая напряженная ситуация будет продолжаться еще как минимум два года, - делает неутешительный прогноз Марат Мамадшоев. - В следующем году нам предстоят еще и выборы президента.
Международная организация «Репортеры без границ» на днях обратилась с письмом к президенту Таджикистана. Журналисты озабочены отношением к прессе накануне выборов. Но неизвестно, услышат ли их власти.