CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

newtimes.ru

Выборы с оранжевым оттенком

2 марта 2005

Выборы с оранжевым оттенком

Правящие режимы в Таджикистане и Киргизии сделали все, чтобы не допустить у себя развития событий по украинскому сценарию

Девлет Озоди, Журнал "Новое время"

Подготовка к парламентским выборам 27 февраля текущего года в Таджикистане и Киргизии проходила в рамках характерного для многих стран СНГ сценария. Главными чертами предвыборной ситуации были репрессии властей в отношении оппозиции, расправы с независимыми СМИ и углубление общественно-политического кризиса в целом.

В Таджикистане на протяжении последних лет президент Эмомали Рахмонов усиливал давление на оппозицию, которой по межтаджикскому мирному договору должно было принадлежать 30% мест в правительстве. Основа блока Объединенной таджикской оппозиции - умеренная и влиятельная - лишилась реального представительства в политических структурах государства, а её лидеры начали подвергаться преследованиям. Так, в частности, ведущие деятели Исламская партия возрождения Таджикистана (ИПВТ) Шамсиддин Шамсиддинов и Мулокосим были под разными предлогами заключены в тюрьму. Другой оппозиционный лидер - глава Демократической партии Махмуд Искандаров, также оказался в заключении.

Чувствуя опасность конкуренции со стороны своих бывших ближайших сподвижников, Э. Рахмонов постарался нейтрализовать и их с помощью подконтрольной ему судебной системы. В результате в заключении оказались приведший к власти Рахмонова Якуб Салимов, ближайший сподвижник президента Гаффор Мирзоев и бизнесмен Джамшед Сиеев, который фактически был «кошельком» Рахмонова. Таким образом, власть избавилась от тех, кто мог стать консолидирующими оппозиционные силы фигурами. На этапе, предварявшем выборы, преимущество в подготовке и организации предвыборного процесса были отданы двум партиям - возглавляемой Э. Рахмоновым Народной демократической партии Таджикистана и лояльной ему Коммунистической партии. Попытки же кандидатов от ИПВТ зарегистрироваться в 23 в одномандатных округах привели к тому, что только 7 из них были с большим трудом внесены в списки.

При массовых нарушениях, зафиксированных оппозицией, «убедительной явке» избирателей, составившей 85%, президентская партия одержала сокрушительную победу». Во всяком случае, предварительные результаты голосования уже позволили Э. Рахмонову объявить о своем намерении баллотироваться на третий президентский срок.

Тем временем экономическое положение в стране продолжает оставаться катастрофическим. Месячный доход здесь исчисляется 5-15 долларами. Коррупция в высших эшелонах власти достигла небывалых масштабов. 60% населения Таджикистана живет за счет того, что зарабатывают гастарбайтеры в России, 25% - от продажи наркотиков, а 15% - за счет кредитов и гуманитарной помощи зарубежных стран. В этих условиях преследование легальной политической оппозиции способно лишь усилить недовольство в таджикском обществе.

Не менее драматично развивалась ситуация в соседней Киргизии. В отличие от Таджикистана, где оппозиция на протяжении последнего времени теряла свои позиции, политические противники президента Аскара Акаева смогли объединиться, создав из девяти оппозиционных партий Народное движение Киргизии во главе с Курманбеком Бакиевым, являвшимся в 2000-2002 гг. премьер-министром Киргизии. Практически все лидеры оппозиции - это недавние высшие правительственные чиновники. Их неприятие Аскара Акаева объясняется многими причинами, главной из которых можно считать стремление нынешнего президента к созданию режима личной власти, опирающейся на клановую поддержку. Выборы в нынешний парламент Киргизии проходят в условиях изменения функции этого органа, ставшего ныне однопалатным.

Если иметь в виду, что депутатами стремится стать практически вся семья А. Акаева, его дальние и близкие родственники, а также родственники нынешних высокопоставленных чиновников, то возникает ощущение: власть выработала сценарий, чтобы провести президентские выборы в октябре текущего года в своих интересах. Аскар Акаев, фактически стоявший за парламентской реформой, был заинтересован в том, чтобы минимизировать влияние юга на политическую ситуацию в стране, так как именно в этой части Киргизии сильны протестные настроения.

В первом туре удалось избрать лишь 28 депутатов из 75. Старший сын Акаева Айдар и дочь Бермет уже прошли в парламент с большим отрывом от соперников. Второй тур голосования назначен на 13 марта, и продолжение баталий гарантировано. Но сегодня в Киргизии вряд ли возникнет свой «майдан Незалежности».

Потенциальная возможность потери Москвой контроля над центральноазиатским сектором СНГ и ухудшение взаимоотношений с Вашингтоном могут серьезно повлиять на российские позиции не только в СНГ, но и на международной арене. Именно это обстоятельство, вероятнее всего, стало причиной смены негативно-жестких оценок в заявлениях российских официальных лиц по вопросам демократических изменений в СНГ на более умеренную тональность.

Российское руководство поставлено самим ходом событий в Центральной Азии перед выбором, суть которого заключается в поддержке либо существующих режимов, либо их политических оппонентов. В то же время складывается ощущение, что Москва не станет выступать в пользу демократических сил. Впрочем, не исключено, что российское руководство, в котором существуют различные группировки, будет все-таки вынуждено искать новый алгоритм поведения в рамках Содружества, пытаясь наладить контакты с оппозицией. Это особенно важно в Центральной Азии, где существует постоянная угроза исламского фундаментализма. Если этот фактор возьмет верх, Москва необратимо утратит контроль над Центральноазиатским регионом.

newtimes.ru

Следующая статьяНа пороге катастрофы