CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

АДМИНИСТРАЦИЯ БУША ПРИВЕТСТВУЕТ КЫРГЫЗСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ

31 марта 2005

EURASIANET

АДМИНИСТРАЦИЯ БУША ПРИВЕТСТВУЕТ КЫРГЫЗСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ

Ариэль Коэн, Комментарий EurasiaNet

Революция в Кыргызстане горячо приветствуется в Вашингтоне, и некоторые политические стратеги в Соединенных Штатах подумывают о возможности смены режима в других среднеазиатских государствах, прежде всего в Туркменистане и Узбекистане.

Сторонники администрации Буша склонны рассматривать события в Кыргызстане, где 24 марта демонстранты в Бишкеке отстранили от власти президента Аскара Акаева, как элемент общего стремления к демократии на территории бывшего Советского Союза, тесно связанный с грузинской «революцией роз» 2003 г. и украинской «оранжевой революцией» 2004 г. С точки зрения администрации Буша, все три революции, по сути своей, являются реакцией на «управляемую демократию» - модель государственного устройства, в которой внешние атрибуты демократической системы сочетаются с авторитарным стилем руководства.

События в Кыргызстане являются еще одним оправданием «доктрины Буша», или стремления к глобализации американских демократических ценностей, считают сторонники администрации Буша. Многие из тех, кто вращается в кругах Республиканской партии, считают, что «доктрина Буша» служит главным источником вдохновения для протестного движения в Кыргызстане, которое началось с обвинений в манипулировании голосами избирателей на недавних парламентских выборах. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.]

Всего несколько лет назад Вашингтон видел в Акаеве союзника и считал его руководителем самого прогрессивного правительства в Средней Азии. Одно время Кыргызстан даже называли «островком демократии». Однако события, которые сблизили Соединенные Штаты и Кыргызстан, а именно теракты 11 сентября, привели также к тому, что Акаев начал переходить к авторитарному стилю руководства. Столкнувшись с растущей угрозой радикального исламизма в Средней Азии, Акаев начал преследование политической оппозиции. В то же время его администрация терпимо относилась к разгулу коррупции, а члены семьи Акаева составили огромные состояния, используя свое политическое влияние для создания крупных холдингов.

В последние годы Акаев ради сохранения власти играл в двойную игру с США и Россией. После терактов 11 сентября кыргызское правительство дало согласие на создание американской военной базы на аэродроме «Манас» рядом с Бишкеком. В конце 2003 г. Акаев поддержал предложение о создании российской базы в Канте, также неподалеку от Бишкека. Оказав гостеприимство двум базам, Акаев явно надеялся обеспечить поддержку своей администрации, играя на противоречиях двух региональных держав.

Разочаровавшись в Акаеве, вашингтонские стратеги не очень огорчились, когда произошло падение его режима. Акаев пока официально не подал в отставку и в настоящий момент скрывается в Подмосковье. Лидеры временного правительства Кыргызстана - в том числе и.о. премьер-министра Курманбек Бакиев, и.о. министра внутренних дел Феликс Кулов и и.о. министра иностранных дел Роза Отунбаева - хорошо известны в Вашингтоне, и администрация Буша считает, что теперь можно восстановить тесные политические отношения между Соединенными Штатами и Кыргызстаном.

Революционный поворот событий в Кыргызстане заставил некоторых деятелей администрации Буша задаться вопросом, возможно ли в ближайшее время продолжение «демократического домино» в Средней Азии. Вашингтон крайне разочарован президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Как и Акаев, Каримов наладил тесные стратегические отношения с США на первой стадии глобальной антитеррористической кампании. Однако Вашингтон все больше и больше раздражает жесткая внутриполитическая линия Каримова, а также его несгибаемое сопротивление проведению давно назревших экономических реформ. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] Многие политические деятели считают также источником проблем в регионе эксцентричное поведение лидера Туркменистана Сапармурата Ниязова.

Высокопоставленный член Совета национальной безопасности США заявляет, что Каримов, Ниязов и другие авторитарные лидеры сами роют себе могилы, решительно отказываясь ослабить репрессии и провести реформы. Важным источником беспокойства в Вашингтоне является то, что жесткая политика среднеазиатских правительств способствует пополнению рядов исламских экстремистских организаций, в том числе «Хизб ут-Тахрир».

Политические деятели в Вашингтоне рады тому, что революция в Кыргызстане оказалась относительно бескровной: в ходе акций протеста 24 марта и последующих погромов погибло всего лишь несколько человек. Большинство политиков хорошо понимают, что, если в Узбекистане и Туркменистане начнется массовое движение протеста, силам правопорядка может быть отдан приказ открыть огонь.

На этой стадии американские власти пытаются помочь кыргызскому временному правительству, обсуждая способы восстановления экономической стабильности и возвращения страны в конституционное русло. 28 марта посол США в Кыргызстане Стивен Янг встретился с Бакиевым и отдельно с представителями Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, чтобы обсудить способы обеспечения свободных и честных выборов. В предварительном порядке дата новых президентских выборов намечена на 26 июня.

Испытывая горячее желание помочь временному правительству в проведении демократических реформ, американские политики уклоняются от вопросов, касающихся легитимности изменений в политическом строе Кыргызстана. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight.] Кыргызстанские власти, в том числе Омурбек Текебаев, спикер однопалатного парламента, признают, что последние события, в том числе образование временного правительства, не всегда соответствовали кыргызской конституции. В то же время Текебаев и другие деятели защищают временное правительство и его шаги как политически необходимые в условиях краха администрации Акаева и бегства Акаева в Россию.

На брифингах в Государственном департаменте 25 и 28 марта официальный представитель Адам Эрели избегал сложных вопросов о легитимности временного правительства, и особенно вопроса о том, следовали ли лидеры новой власти правовым нормам. «Мы имеем дело с реальным положением дел [в Кыргызстане] и понимаем, что то, что происходит, должно происходить в соответствии с нормами права, в соответствии с волей кыргызского народа и поддерживаться международным сообществом».

От редакции. Ариэль Коэн - доктор философии, старший научный сотрудник Фонда «Наследие», соавтор и редактор сборника «Евразия в ситуации кризиса» (Ashgate, 2005).

eurasianet.org

Предыдущая статьяКокошин: российская база в Канте будет сохранена
Следующая статьяВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСТАНА ПЫТАЕТСЯ КОНСОЛИДИРОВАТЬ ВЛАСТЬ