CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

КУЛОВ: КЫРГЫЗСТАН УЯЗВИМ ПЕРЕД КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ

6 апреля 2005

EURASIANET

КУЛОВ: КЫРГЫЗСТАН УЯЗВИМ ПЕРЕД КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ

Интервью Феликса Кулова

4 апреля отстраненный от власти президент Кыргызстана Аскар Акаев официально подписал заявление об отставке, что устранило политическое препятствие на пути консолидации власти временного правительства. Однако после того как новые лидеры Кыргызстана разрешили ситуацию с Акаевым, появились признаки новой и потенциально еще более серьезной проблемы.

Акаев подписал заявление об отставке в кыргызском посольстве в Москве. По сообщениям кыргызских информагентств, 5 апреля парламент рассмотрит вопрос о предоставлении бывшему президенту гарантий, которые позволят ему вернуться в Кыргызстан. По сообщению ряда источников, Акаев выражает желание вернуться к научной работе в области физики, которой он занимался до того, как ушел в политику в начале 1990-х гг.

Нежелание Акаева уходить в отставку поставило вопрос о легитимности временного правительства во главе с исполняющим обязанности президента Курманбеком Бакиевым. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] 4 апреля Бакиев поставил на повестку дня и другие проблемы, стоящие перед временным правительством (в том числе касающиеся спорных кадровых назначений), создав специальную комиссию по стабилизации. Эта комиссия, в которую должны войти представители парламента, политических партий и неправительственных организаций, подготовит подробный доклад о событиях кыргызской революции 24 марта и даст рекомендации по поддержке в стране гражданского общества. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.]

Стиль политического руководства Бакиева продолжает вызывать нарекания в среде бывшей оппозиции. Некоторые местные аналитики прогнозируют, что внутренние распри могут полностью парализовать деятельность временного правительства. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] Масла в огонь подливают назначенные на 26 июня президентские выборы.

В последние дни президентская кампания начала привлекать пристальное внимание после того, как бывший вице-президент страны, а впоследствии политзаключенный Феликс Кулов объявил о намерении выставить свою кандидатуру на выборах президента. Заявление Кулова развязывает борьбу между кланами по вопросу о президентских выборах, поскольку его принято считать представителем политических и экономических интересов Севера, в то время как Бакиев является признанным кандидатом Юга.

В течение нескольких дней после смещения Акаева Кулов координировал работу силовых структур и, казалось, поддерживал президентские амбиции Бакиева. Однако кадровая политика Бакиева, по-видимому, привела к отдалению от него Кулова, который вышел из временного правительства и превратился в главного соперника Бакиева в борьбе за исполнительную власть. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.]

Сегодня Кулов полностью поглощен задачами предвыборной кампании. Своими заявлениями от 4 апреля, переданными официальным агентством «Кабар», он пытается завоевать поддержку важного слоя избирателей - сторонников Акаева, - говоря о необходимости предоставить иммунитет экс-президенту. «Нам следует предоставить президенту и его семье гарантии безопасности: защиту от уголовного преследования, неприкосновенность собственности, государственную охрану», - заявил Кулов. Кроме того, Кулов призвал к преобразованию Кыргызстана из президентской в парламентскую республику.

Стремясь привлечь внимание к своей продолжительной работе в органах правопорядка Кыргызстана, Кулов предупредил, что радикальные исламисты, особенно подпольная группировка «Хизб ут-Тахрир», были готовы предпринять активные действия, чтобы создать в стране исламски ориентированное правительство. «Эта группировка использует вакуум, который оставил Акаев», - передает агентство «Кабар» заявление Кулова немецкому еженедельному журналу «Шпигель».

Недавно Кулов беседовал с корреспондентом EurasiaNet о своих политических планах в период перед президентскими выборами. Кулов подчеркнул, что внутренняя борьба во временном правительстве подвергает Кыргызстан опасности контрреволюции, которую скорее всего развяжут «криминальные структуры», стремящиеся извлечь выгоду из продолжения политической нестабильности в стране. Ниже следует полный текст интервью Кулова.

EurasiaNet: Будете ли Вы баллотироваться в президенты?

Кулов: Я буду баллотироваться один, но будет задействована схема, при которой не будет конфликтов на межрегиональной основе - Север-Юг.

EurasiaNet: Каковы Ваши политические планы на ближайшие три месяца?

Кулов: В первую очередь, это политическая реабилитация. [В 2001 г. Кулов был заключен в тюрьму по обвинениям в злоупотреблении властью, которые, как он утверждает, были политически мотивированными.] В последующем надо восстанавливать нашу партию [Ар-Намыс], потому что она находилась почти на полулегальной основе. Десять членов партии должны были покинуть страну, стать политическими беженцами. Надо будет провести съезд партии, переработать программу с учетом новой ситуации и готовиться к президентским выборам.

EurasiaNet: Вы говорили о возможности контрреволюции. Что Вы имели в виду под этим, и какие предпосылки Вы видите для этого? Кулов: Прежде всего, контрреволюция может произойти вследствие того, что есть люди, которые хотят установить жесткие порядки, отказаться от тех демократических принципов, которые мы хотим создать, и разрушить их. Есть люди, которые попытаются использовать дестабилизацию для того, чтобы сохранить свое влияние. Может, и не в политическом плане, но они теряют деньги. И поэтому они попытаются противостоять новым властям, наведению порядка.

EurasiaNet: Иначе говоря, предпосылкой для контрреволюции могут стать политические разногласия между [лидерами временного правительства].

Кулов: Есть люди [потенциальные контрреволюционеры], которые имели раньше возможность делать бизнес, не платя налоги, имея льготы от определенных людей в правительстве. Не исключено вооруженное противодействие. Я убедился во время беспорядков [24-25 марта], что у определенных групп людей появилось оружие. Это говорит о том, что за время моего пребывания в тюрьме в стране произошли изменения, прежде всего в сторону криминализации общества, и это опасное явление. Это тоже можно отнести к одной из главных контрреволюционных угроз.

EurasiaNet: Что Вы думаете по поводу обвинений Акаева и России, а именно что оппозиционное движение протеста финансировалось криминальными элементами?

Кулов: Это не имеет никакого отношения к нашей партии и ко мне лично. Там некоторые депутаты использовали разных людей, и некоторых можно считать криминальными. Это оценка правового характера, это надо выяснять, где правда. Если обвинить депутатов в привлечении криминальных структур, то надо понимать, что они нас привлекут к уголовной ответственности за клевету.

Потом, эти криминальные структуры не представляют какой-либо угрозы в южном регионе. Другое дело, что криминальные структуры, которые находятся в розыске Интерпола, пытались влиять на итоги [парламентских] выборов на севере, это я знаю. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] На севере есть один депутат, у которого брат криминальный авторитет, это общеизвестный факт. Я говорю о Тыныч Акматбаеве, его брат находится в розыске уже шесть лет.

EurasiaNet: Как Вы относитесь к идее внесения изменений в кодекс о выборах, касающихся партийных списков? [Поправки в закон о выборах, которые в настоящий момент рассматриваются, предполагают восстановление двухпалатного парламента и введение смешанной избирательной системы, согласно которой депутаты будут как назначаться по партийным спискам, так и проходить по итогам голосования в одномандатных округах. Депутаты однопалатного парламента нынешнего состава все избирались в одномандатных округах.]

Кулов: Положительно. Мы будем добиваться того, чтобы такие изменения были внесены.

EurasiaNet: Если не Вы, то кого Вы считаете достойным претендентом на посты президента и премьер-министра?

Кулов: Я думаю, это определит народ, исходя из их программ. Я против того, чтобы говорить о конкретных людях, пока я не увижу их программы. Бакиев - замечательный человек, он мой друг. Но я всегда его спрашиваю, какова твоя программа, чтобы я знал, какой ты политик. Пока у него такая программа разрабатывается.

EurasiaNet: Сохранит ли Кыргызстан внешнеполитический курс, который проводил Акаев?

Кулов: Я бы сказал, что он будет более продуктивным и открытым в отношении России, стран Запада. Относительно Китая, мы должны сделать все, чтобы испытывать друг к другу взаимное доверие.

EurasiaNet: Считаете ли Вы, что после президентских выборов нынешний парламент должен быть распущен и объявлены новые выборы с учетом новых реалий, в частности введения голосования по партийным спискам?

Кулов: Нет, я так не считаю. Сначала надо изменить конституцию. Если общество согласится изменить конституцию, тогда выборы будут изменены. Но какое-то время пройдет. Сразу провести невозможно, так как это огромные затраты денег.

eurasianet.org

Предыдущая статьяПОЙДЕТ ЛИ КАЗАХСТАН ПО СТОПАМ СОСЕДА?
Следующая статьяУЗБЕКИСТАН: ПО ДЖИЗАКСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОКАТИЛАСЬ ВОЛНА НЕДОВОЛЬСТВА