CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

'В Киргизии может случиться все, что угодно'

6 апреля 2005

'В Киргизии может случиться все, что угодно' ("L'Express", Франция)

Oливье Руа (Olivier Roy), 05 апреля 2005

Руководитель одной из исследовательских кафедр французского Национального центра научных исследований считает, что опасность возникновения новой волны насилия еще нельзя исключить.

- Важен ли региональный фактор для понимания ситуации в Киргизии?

- Да, это определяющий фактор, и в этом - особенность всей Средней Азии. Помимо чисто политических и идеологических разногласий, мы зачастую сталкиваемся с противостоянием кланов, которые формируются скорее по географическому признаку. Как и в любой горной стране, разные долины географически изолированы друг от друга, и политическая культура севера сильно отличается от политической культуры юга. Везде живут киргизы, но юг - более консервативен, люди там в большей мере привержены традициям, влияние ислама более сильно. В то же время, нельзя утверждать, что различия между севером и югом носят исключительно религиозный характер.

- В чем заключается 'киргизская исключительность'?

- В начале 90-х гг. Аскар Акаев носился с идеей, что Киргизия - это среднеазиатская Швейцария. Конечно, он был в то время единственным президентом в Средней Азии, который не был в прошлом первым секретарем Коммунистической партии Киргизии: он был президентом местной Академии наук и в начале своего правления проявил гораздо больший либерализм, чем его соседи. Но с 1996 г. Киргизия скатилась на тот же авторитарный путь, что и другие страны этого региона. С тем единственным отличием, что власть в Киргизии всегда была слабой. Даже если у ее президента и были наклонности деспота, у него не было ни полицейских, ни военных сил на их практическое осуществление.

- Могут ли воспользоваться сложившейся ситуацией среднеазиатские исламские группировки?

- Я думаю, что это возможно в Таджикистане, поскольку исламская группировка активно участвует в его политической и парламентской жизни. Чтобы войти в правительство, таджикские исламисты отказались от вооруженной борьбы и встали таким образом на путь демократизации. В то же время, в Узбекистане исламская оппозиция либо вооружена, либо существует в виде сектантского, радикального движения, которое выступает против проведения выборов. Она не готова играть по демократическим правилам.

- Считаете ли Вы, что в этом кризисе Москва и Вашингтон будут сохранять спокойствие?

- Большие игроки будут спокойно наблюдать за ситуацией, а киргизским политикам придется лавировать между ними. Однако мы не в состоянии предсказать, что может случиться на улице. Нельзя исключить опасность возникновения уже не революционных, а анархических движений, погромов и т.п. Возможны бунты, сведение старых счетов.

Интервью взяли Ален Луйо (Alain Louyot) и Пьер Ганц (Pierre Ganz) / RFI

Наталья Богданова Опубликовано на сайте inosmi.ru: 05 апреля 2005, 10:29 Оригинал публикации: 'Au Kirghizstan, on ne peut rien exclure'

inosmi.ru

Предыдущая статьяСфера влияния России сокращается
Следующая статьяЕЛЬЦИН ВОЗВРАЩАЕТСЯ