ЦентральноАзиатский бум притягивает американские компании
Эндрю ШНАЙДЕР, KiplingerForecasts.com, Газета "Мегаполис"
Долгое время предвещавшийся нефтяной бум Центральной Азии начался. Регион вряд ли станет следующим Ближним Востоком, как надеялись некоторые руководители нефтяных компаний, но энергетические проекты в бассейне Каспийского моря создадут множество возможностей для американских фирм - и не только в энергетическом секторе. Как золотая лихорадка в Калифорнии и на Аляске принесла удачу многим старателям, так и каспийское нефтяное богатство достанется всем видам бизнеса.
К примеру, американский химический гигант «ДюПонт», который уже пожинает плоды нефтяного развития Центральной Азии. В Казахстане, Азербайджане, Узбекистане и соседних странах самым раскупаемым продуктом «ДюПонта» является защитная одежда: кевлар - от ран и порезов, номекс - от ожогов и тивек - от химического воздействия. Компания также видит прибыльный бизнес в производстве антикоррозийного покрытия для нефтепроводов, изолирующих электропроводку материалов для использования в буровых установках и других имеющих отношение к энергетике предметах.
Инфраструктурные проекты станут главным источником спроса на импорт в то время, как Центральноазиатские страны адаптируются к более высокому уровню торговли нефтью и другими продуктами. Американские экспортеры производства электроэнергии, телекоммуникаций и строительного оборудования выиграют от этого.
Также будет наблюдаться большой спрос на архитектурные, строительные и инженерные услуги на фоне строительного бума нефтяной инфраструктуры. Центральноазиатские страны нуждаются в дополнительном строительстве и модернизации дорог и аэропортов, отелей, офисных зданий, жилых домов, религиозных центров и правительственных учреждений.
Нефть и газ - не единственные природные ресурсы Центральной Азии: Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан располагают богатыми запасами угля, урана, золота, серебра, меди и огромным количеством неценных металлов, необходимых в промышленности. Продавцы оборудования для добывающей промышленности должны взять это на заметку.
Много и незаполненных ниш розничной торговли. Мартин Куирк, президент Американской торговой палаты в Казахстане, говорит о большом потенциале для франшиз. В регионе нет ресторанов МакДоналдс, кофейных магазинов Старбакс или автосервисов Мейнеке.
Куирк говорит, что в Казахстане много возможностей для такого бизнеса и любой оператор-франшиз, который начнет свое дело в этой стране, может легко расшириться на всю Центральную Азию. В то же время он предостерегает о том, что, если американские фирмы не поторопятся, у них могут появиться много конкурентов из России.
«Там есть российская сеть, называемая «Американский бар и гриль», - говорит Куирк с усмешкой. - Почему там нет американской сети «Американский бар и гриль?».
Даже быстро растущая экономика Центральной Азии составляет лишь небольшую долю мирового экономического роста - доля региона в настоящее время составляет менее 0,2% и общий ВВП Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана составляет около 73 миллиардов долларов. Этот регион никогда не займет большую долю во всеобщем американском экспорте. Но это не причина для того, чтобы американские фирмы игнорировали перспективный иностранный рынок.
Казахстан станет логической базой для региональных операторов компаний, готовых прийти сюда. На эту страну придется львиная доля будущих нефтедоходов благодаря запасам нефти, оцениваемым в 33,8 миллиарда баррелей нефти - самых больших в Центральной Азии и сравнимых с запасами Ливии и Нигерии. За Казахстаном следует Азербайджан - 12,5 миллиарда баррелей, затем Туркменистан лишь с 1,7 миллиарда баррелей. Казахстан уступает только России по производству нефти в бывшем СССР.
Казахстан также имеет довольно солидный банковский сектор, обеспечивая дополнительную степень защиты для бизнесменов, осуществляющих финансовые транзакции в этой стране. В конце концов и что, возможно, является наиболее важным, Казахстан достиг существенного прогресса в минувшем десятилетии, превратившись в рыночную экономику и открывшись иностранным инвестициям, в то время как правительство президента Назарбаева твердо держит руку на рычаге. Соседи глядят на Казахстан как на модель экономического успеха, что нашло отражение в том, что Казахстан стал магнитом для эмиграции из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, как и США для Мексики или Центральной Америки.
С другой стороны, коррупция остается актуальной проблемой, которую американские бизнесмены не должны игнорировать. В прошлом месяце берлинская неправительственная организация Transparency International опубликовала ежегодный доклад по уровню коррупции. Из 146 стран Узбекистан занимает 114 место (рядом с Венесуэлой и Зимбабве), в списке, начинающемся с самых не коррумпированных стран. Казахстан и Кыргызстан на 122 месте, Таджикистан и Туркменистан на 133-м, а Азербайджан - на 140-м (вместе с Парагваем).
В Казахстане возрастает экономический национализм, частично берущий начало от ощущения того, что страна заключила недоработанную сделку, когда позволила иностранным нефтяным компаниям прийти сюда в начале и середине 90-х. Включая американское, западноевропейское, российское и китайское участие, иностранные нефтяные компании сейчас контролируют 70% нефтяного рынка Казахстана.
Казахстан вряд ли ренационализирует свои энергетические ресурсы - у него просто нет своих денег на их разработку. Но некоторые иностранные инвесторы, включая «Шеврон Тексако», недавно ощутили на себе давление правительства, добивающегося пересмотра контрактов в пользу более благоприятных условий для отечественных инвесторов.