Деньги есть, как с патриотизмом? (О смене караула на таджикско-афганской границе)
TRIBUNE-uz, Турко Дикаев
Торжественный спуск российского флага и подъем таджикского состоялся 26 марта в Учебном центре КПУ ФСБ РФ в РТ, расположенном в окрестностях Душанбе. В тот же день был подписан акт приема-передачи от российских пограничников таджикским коллегам учебного центра. Прием-передача самого опасного участка таджикско-афганской границы - Московского погранотряда, дислоцированного в приграничном с Афганистаном Шуроабадском районе на юге страны, 16 апреля начался с самой отдаленной горной погранзаставы «Шагон».
Далее таджикским пограничникам будет передана легендарная 12 погранзастава. В целом в ведение Комитета по охране госграницы при правительстве РТ (КОГГ) здесь перейдет 15 пограничных застав, 13 погранпостов и пункт пропуска через госграницу «Фархор-Кокуль» со всей инфраструктурой, необходимой для несения службы по охране госграницы с Афганистаном.
Два взаимоисключающих комментария к факту необратимости ухода российских пограничников с таджикско-афганской границы, полученных из разных источников, думаю, наиболее красноречиво свидетельствуют о разноречивости отношения к смене караула на границе в самом Таджикистане.
- До последней минуты надеялся, что повторится прошлогодний сценарий (30 апреля 2004 года в послании обеим палатам парламента «узаконив» уход россиян с госграницы, уже 4 мая президент Таджикистана Эмомали Рахмонов вылетел в Сочи, где «уговорил» Владимира Путина не выводить погранвойска хотя бы до конца 2006 года - Т. Д.), - говорит житель поселка Восе, с воинским званием «капитан», пробовавший служить в таджикских погранвойсках, но покинувший их ряды через 8 месяцев из-за неудовлетворенности всем и вся, Алишох Мадаминов. - Уход русских, это - полный крах, госграница станет проходным двором, за нищенскую оплату надежных защитников границы президент не найдет.
- Решение, опоздавшее, в лучшем случае, на 8 лет, с 27 июня 1997 года (время подписания Общего договора о национальном примирении и согласии в РТ - Т.Д.), - категорично убеждает меня майор погранвойск Таджикистана Абдушафе Тоджев. - По большому счету, и России нет необходимости цепляться за таджикско-афганскую госграницу, но общеизвестно ревниво - болезненное отношение Кремля ко всему, что задевает остатки его имперских замашек.
Эта непреходящая, несмотря на то, что на дворе 21 век, бывшая Страна Советов распалась на независимые государства, болезнь и мешает по-человечески решать проблемы. Создали искусственно пугала из афганцев: стоит, мол, русским уйти, и на их плечах в Таджикистан хлынут банды агрессоров?! И создатели этого мифа прекрасно понимают его натянутость. За более 250 лет истории централизованной власти в Афганистане еще не было ни одного случая внешней агрессии афганцев, в какую бы то ни было сторону. Я был участником нескольких официальных встреч с полевыми командирами приграничных с Таджикистаном афганских улусвольств (районов).
В приватных беседах они открыто заявляли, что присутствие русских на границе воспринимают не иначе, как акт недобрососедства, недоверия к ним с таджикской стороны, и они, полевые командиры, не считают себя обязанными соблюдать правила приличия с русскими, которые им не соседи, более того, воевали с ними, афганцами, уничтожив до миллиона мирного населения.
Согласно российско-таджикского соглашения, в апреле нынешнего года начнется передача таджикским пограничникам Московского пограничного отряда. До 1 сентября 2005 года российские пограничники также передадут в ведение КОГГ и Пянджский погранотряд, а к концу года - части душанбинского гарнизона. Тем самым, в 2006 году таджикско-афганская граница полностью будет контролироваться таджикскими пограничниками. Российское присутствие будет определено группой советников, вопрос о численности которых пока не решен.
- Учитывая специфику таджикско-афганской границы в связи со сложившейся здесь с 1996 года наркоситуацией, - говорит начальник Кулябского отдела Агентства по контролю за наркотиками при президенте РТ полковник Миродж Абдуллоев, - легкой жизни ожидать не стоит. Особенно, на первых порах. Но и создавшаяся двойственность с охраной госграницы не имела право дальше быть. Мы, группа офицеров, еще в 1999 году ставили перед президентом эту проблему: раз и навсегда определиться с «хозяином госграницы».
Куда, казалось бы, прочнее делать границу, когда погранвойска двух государств ее охраняют, обороняют? Выдумали какие-то эшелоны охраны: первая линия, вторая. Наркотики, оружие, нарушители и там, и там. А спросить конкретно не с кого, все валят друг на друга. В принципе, никакой разницы нет, кто стоит на охране границы, но он должен быть хозяином, с которого и спросить можно, если что. Но с приобретением независимости Таджикистаном на первый план естественно начал выходить психологический фактор: какое же государство независимое, если ее границы охраняет другое государство, пусть и близкое в стратегическом плане?
:Примечательно, что за год произошло кардинальное изменение во взглядах таджикистанцев: кто и как должен охранять границы страны. Автор этих строк (пусть и прозвучит нескромно), специализирующийся на «пограничных вопросах» в регионе, лишь год назад практически сталкивался только с одним (категоричным) мнением всех опрашиваемых: «таджики не могут охранять свои границы». То есть, по определению не могут - и точка.
Сегодня, когда все поняли, что «процесс пошел», и границы придется охранять, на первый план вылезли другие мнения. Любопытный опрос провело на днях агентство «Азия- Плюс» на своей веб - странице. «Чего не хватает пограничникам РТ для защиты рубежей?» Так вот, 45,6% считают, что не хватает денег, 29,4% - чувства патриотизма, 16,2% - хороших специалистов, и только 8,8% - оружия и техники. «Графа патриотизма» свидетельствует, что граждане начали понимать аксиому: каждая нация собственными силами охраняет свою территория, если считает себя таковой. И слабину здесь не свалишь на нехватку денег, вооружения.
Как бы выражая возросшее понимание населения, спокойствие выразил и главный пограничник страны - генерал Сайдамир Зухуров (в отличие от первых двух председателей КОГГ - генералов Камолова и Азимова, которые не мыслили крепость госграницы без «русского замка».
«По штату военнослужащих, техническому оснащению мы уступаем пограничникам РФ, у нас, например, пока нет собственной авиации. Но вопросы мобильности, охвата пограничных участков мы будем решать - есть уже конкретные идеи. Что касается опасений, что с передачей границы под контроль КОГГ здесь резко вырастет наркотрафик, то думаю, этого не произойдет,- считает генерал Зухуров. - Мы приняли Бадахшанский участок границы - более 800 км, Под наш контроль перешли Ишкашимский, Хорогский и Калаихумбский погранотряды. Предстоит решить немало проблем. По поручению президента разрабатывается Госпрограмма развития погранвойск на 2005-2014 годы. Страны-доноры и международные организации готовы в ближайшие годы около 25 млн. долларов выделить на обеспечение безопасности на таджикско-афганской границе».
Постепенная передача охраны госграницы Таджикистана погранвойскам самой республики была предусмотрена ещё подписанным в мае 1993 года двустороннем соглашении, определившем статус пребывания российских погранвойск в республике. Это соглашение в полной мере действует и поныне. А передача началась ещё осенью 1998 года, когда под охрану таджикистанских пограничников перешёл 70-километровый участок в зоне ответственности Калай-Хумбского погранотряда.
Сейчас, по данным Погрануправления ФСБ России в Таджикистане, находящиеся в республике российские погранвойска более чем на 80 процентов укомплектованы гражданами Таджикистана, в том числе солдатами, призванными на срочную службу. Российские военнослужащие, в основном, занимают офицерские должности. Предполагается, что после их вывода в республике останется оперативная группа или, так называемый, аппарат военных советников численностью около 200 человек.
Но всё это только техническая сторона вопроса. Суть же его заключается в том, смогут ли таджикские пограничники обеспечить надежную охрану границы, заслон наркотрафику и прочим угрозам, исходящим с территории соседнего Афганистана? Различные мнения по этому поводу сходятся в одном: таджикским пограничникам, по крайней мере, на первых порах придётся весьма нелегко. Аналитики не исключают, что с поэтапной передачей участков таджикско-афганской границы поток наркотиков из Афганистана увеличится. Вполне вероятно, что наркодельцы попытаются испытать на прочность новых стражей границы.
Не как повод для дискуссии бесплодной, а информация для размышлений тех, кто пытается принизить роль и возможности таджикских пограничников. 6 лет 70-километровый участок в зоне ответственности Калай-Хумбского погранотряда с той самой пресловутой 1-й линии находится в ведение таджикских пограничников. И практически исключен из сводок по переброске наркотиков, оружия, нелегального перехода госграницы со стороны афганских наркоконтрабандистов. Автору этих строк приходилось там бывать, беседовать с пограничниками, единственная претензия которых к собственному правительству - бесперебойное обеспечение застав ружейным маслом, чтобы автомат всегда держать в боевой готовности.
А все остальные лишения сегодняшнего дня - скудный паек, отсутствие нормальных человеческих бытовых условий, скверное обмундирование - готовы не замечать: ребята понимают свою ответственность. Афганцы с сопредельной стороны в беседах жаловались на:непреклонность таджикских пограничников, напрочь закрывших все проходы, пролазы, а так вольготно себя чувствовали, пока на заставах не произошла смена хозяев: И еще один момент - о наркотиках. С 2004 года процент изымаемых наркотиков на границе и уже на территории, в сотнях километров от этой самой границы, уже не в пользу границы, что позволяет судить о ее «крепости».
Разобравшись с «патриотизмом», перейдем к деньгам, ахиллесовой пяте Таджикистана, как все уверяют. Тем более что, пока шли разговоры - переговоры о выводе-замене, численность таджикских погранвойск уже увеличена на 2 тысячи человек и, по некоторым данным, количественное пополнение будет продолжаться. Что касается качественной стороны, то здесь есть над чем задуматься. Сейчас солдат-срочник, служащий в российских погранвойсках, ежемесячно получает около 50-ти долларов - сумму, по таджикским меркам, довольно приличную.
Тот же самый срочник, но из таджикских погранвойск, не получает даже одного доллара в месяц. А офицерская зарплата составляет от 15 до 30 долларов. И здесь намечаются перемены, они заложены в той самой Госпрограмме, о которой говорил выше генерал Зухуров. Но и в краткосрочном плане что-то делается. В этом плане необходимо отметить указ президента страны о сокращении на 837 человек численность сотрудников ГАИ, и средства на их содержание, техническое оснащение направить в КОГГ.
Таджикское правительство попытается частично обеспечить содержание погранвойск за счет местных бюджетов. В прошлом году президент Таджикистана подписал указ, по которому главы приграничных районов страны обязаны выделять средства на содержание госграницы из своих бюджетов, а также предоставить земельные участки под посевы овощей и фруктов для нужд таджикских пограничников.
"Признаться, мы сами сидим на государственных дотациях, но готовы последним поделиться с пограничниками", - говорит руководитель аппарата главы Шуроабадского района Розык Содыков. Однако Содыков уверенно считает, что с уходом российских войск жить в районе станет легче. Сегодня более половины района местные власти не в состоянии задействовать, так как эта территория находится под контролем российских пограничников, кое-где заминирована, а в некоторых местах из-за опасности бандитских налетов с афганской стороны не разрешают, да и само население опасается реквизиции, даже зерновые посадить, урожай фисташковых, плодовых деревьев собрать, пастбища для частного и общественного скота организовать. А в районе - огромные запасы золота, угля, других полезных ископаемых, которые ждут добрых рук шуроабадцев, пока ограниченных только тем, что нельзя экстерриториальность России нарушать:
Таджикистан долгое время в военном отношении полностью зависел от России. Теперь он постепенно освобождается (пытается, во всяком случае) от этой зависимости. И международное сообщество готово помочь стране добиться самостоятельной защиты собственных интересов в собственной стране.
«Страны-доноры и международные организации изъявили желание оказать Таджикистану помощь в обустройстве таджикско-афганской границы», - сообщил журналистам председатель КОГГ РТ Сайдамир Зухуров по итогам конференции «Отклик международного сообщества по оказанию содействия правительству РТ на таджикско-афганской границе».
«Это осознанное желание, так как от того, насколько будет обустроена и защищена граница, зависит судьба не только Таджикистана, но и других стран региона и дальнего зарубежья, - подчеркнул С. Зухуров, - мы благодарны Еврокомиссии, ООН, ОБСЕ, правительствам США, России, Великобритании, Германии и ряда других стран за готовность оказать нам помощь».
«Международное сообщество готово выделить в ближайшие годы около $20 млн. на обеспечение безопасности на таджикско-афганской границе», - заявил глава регионального представительства Европейского Союза в Таджикистане, Казахстане и Киргизии Алан Ваддамс. А. Ваддамс отметил, что «общая сумма помощи от Европейского Союза составит 6,5 млн. ЕВРО и вдобавок от Великобритании, которая также является членом ЕС, будет выделено 2 млн. ЕВРО».
США готовы содействовать правительству РТ в обеспечении безопасности и в охране правопорядка. В 2005 финансовом году правительству РТ будет оказана помощь на сумму более $9 млн. Данная сумма предоставляется в дополнении к $6,87 млн., которые были предоставлены в прошлом году. Об этом на той же конференции «Отклик международного сообщества по оказанию содействия правительству РТ на таджикско-афганской границе» сообщил Чрезвычайный и Полномочный посол США в РТ Ричард Хоугленд. «Мы также готовы предоставить средства связи и транспортные средства, а также содействовать в ремонте и оснащении действующих и строительстве новых застав».
Р.Хоугленд также сообщил, что Военный корпус инженеров США составил смету строительства моста в Нижнем Пяндже. Строительство стоимостью в $52 млн. будет начато летом 2005 года. Это очень важный момент. Недавно генерал Зухуров отметил, что «необходимо обратить внимание на решение таких задач, как поэтапный переход от использования сигнализационных систем и средств заградительного типа к системам и комплексам со скрытой линейной частью, развитие систем контроля с помощью радиолокационных и оптико-электронных средств, введение в войсках закрытой системы связи, объединяющей все пограничные подразделения с центром, создание специальных мобильных групп, оснащенных спецтехникой и средствами для поиска и задержания нарушителей, обеспечение погранвойск транспортными средствами (в основном внедорожниками), введение в перспективе военной службы по контракту, искоренение коррумпированности пограничников путем повышения зарплаты военнослужащих», подчеркнул он.
По его словам, претворение в жизнь даже всего этого даст мало эффекта, если параллельно также не оказать действенной помощи и правительству Афганистана в создании и дальнейшем становлении погранвойск. «Это станет фактором должной организации противоборства контрабанде наркотиков и оружия через границу, положительно повлияет на нормализацию обстановки в сопредельных приграничных районах наших государств», - считает С. Зухуров.
И еще о деньгах. Европейской Комиссией в рамках программы «ТАСИС» при активном участии правительства Австрии внесены предложения по строительству в Душанбе Центрально-азиатской Академии пограничных войск для обучения офицеров старшего состава. В настоящее время уже получен транш в размере $1 млн., а в целом в рамках указанной программы, планируется в 2005 году выделение $5 млн. В РТ образован Главный учебный центр по подготовке пограничных специалистов для работы на пунктах пропуска через госграницу.
Кроме этого, в рамках указанной программы планируется переоборудование двух пунктов пропуска через границу - аэропорта «Душанбе» и автодорожного пункта пропуска «Братство». В рамках программы «Экспортный контроль и безопасность границ» правительство США оказало материально-техническую помощь на сумму $5 млн. В рамках программы Управления ООН по контролю за наркотиками и преступностью «Усиление контроля вдоль таджикско-афганской границы» была оказана материально-техническая помощь на сумму более $3 млн.
Как видим, ссылка на отсутствие денег совсем скоро станет дурным тоном. Если поверить посетителям веб-страницы «Азия-Плюс», дело остается за : патриотизмом. А эта эфемерная субстанция измеряется не деньгами, а чувством ответственности, долга! А таджики любят свою Родину, свои корни, вон, даже «затерявшегося в недрах истории» 1100 лет назад Сомони отыскали!
18.04.2005 12:12