CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

inform.kz

Казахстан: десять лет без ядерного оружия

25 апреля 2005

Казахстан: десять лет без ядерного оружия

Усть-Каменогорск. 25 апреля. КАЗИНФОРМ /Людмила Малько/ - «:25 апреля 1995 года инженерно-военные части успешно вывезли все стратегическое и тактическое ядерное оружие с территории Семипалатинского полигона на территорию России», - это строки из книги Нурсултана Назарбаева «Эпицентр мира», где Президент Казахстана подробно описывает всю предысторию закрытия Семипалатинского полигона.

Сегодня, спустя десятилетие с того памятного момента, когда последний специальный эшелон вывез с казахстанской земли смертоносное оружие, становится очевидным, какой неимоверной силой воли должен обладать человек, решивший навсегда избавить свой народ от ядерного наследия, доставшегося от огромной ядерной державы.

Интересно, что именно в эти апрельские дни 2005 года, исполняется и еще одна дата: 15 лет с момента создания в стране института Президента. Корреспондент Казинформа в канун обозначенных памятных дат встретился с главой Восточно-Казахстанской области Виктором Храпуновым, являвшегося непосредственным участником той исторической сессии, на которой состоялось избрание первого Президента Казахстана.

-В те годы, 1989-90гг., я был вторым секретарем Алматинского горкома партии, а затем меня избрали председателем горисполкома. Все эти события настолько свежи в памяти, что до сих пор при воспоминаниях охватывает волнение. Избрание первого Президента Казахстана было не просто значимым событием, а историческим.

Уже тогда, в конце 1989 года, шли острые политические дискуссии по вопросам изменения схемы управления государством. В апреле 1990 года прошли первые выборы первого Президента Казахстана. Мне посчастливилось быть членом счетной палаты. Невозможно передать тот восторг и ликование, которое творилось в зале, когда объявили результаты голосования, по итогам которых Президентом Казахстана был избран Нурсултан Назарбаев. Уже в то время это была самая колоритная фигура из числа политических лидеров. Он выделялся из числа и тех, кто был избран в Верховный Совет Казахской ССР. Сегодня трудно передать тот душевный подъем, который мы, все депутаты, испытывали в те минуты. Казахстан стал самостоятельным, независимым государством и у этого государства появился свой Президент.

Отмечу, что тогда при выборах главы государства использовался так называемый «метод выборщиков». Эта система сегодня используется в США при выборах Президента.

Депутаты избирались тайным голосованием на местах по округам, а уже потом, как выборщики, голосовали за избрание Президента страны. Уже потом, когда в 1991 году произошел окончательный развал Советского Союза, то все нерешенные проблемы некогда единой страны, которые она имела на тот момент, тяжелым бременем легли на наши плечи.

Казахстан остался «один на один» с вопросами, которые ранее решались централизованно из Москвы, а на их разрешение выделялись огромные финансы, в том числе и на проведение ядерных испытаний.

Сложилась весьма нештатная ситуация: де-факто Казахстан стал государством с мощным ядерным потенциалом. Произошло своеобразное «клонирование» ядерных государств. Бывшие четыре республики Советского Союза - Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан получили ядерный статус.

В сложившейся ситуации нужно отдать должное мудрости Нурсултана Назарбаева, который избрал для Казахстана путь развития безъядерного государства.

Как известно, после длительных переговоров и встреч 22 мая 1992 года Казахстан подписал Лиссабонский протокол о нераспространении и постепенном демонтаже и выводе ракетно-ядерного оружия и объявил свою территорию безъядерной зоной. А двумя месяцами раньше было подписано Соглашение с РФ о выводе всех находящихся в Казахстане ядерных боеголовок в Россию в течение 14 месяцев, и демонтаже всех шахтных пусковых установок для ракет СС-18 в течение ближайших 3-х лет.

Все ядерные инженерные установки, которые базировались в бескрайних степях Казахстана (и, конечно же, на них были нацелены все военно-гражданские объекты государств-противников СССР) были демонтированы в оговоренные короткие сроки и переданы России. В дальнейшем эти боеголовки были переданы в США, где произошло их уничтожение. Таким образом, мы выполнили на 100 % свою миссию по обеспечению продекларированной Программы безъядерного развития и все это, благодаря только твердой воле нашего Президента и самостоятельно принятому по этому поводу решению.

Хотя, согласитесь, ведь можно было бы оставаться ядерной державой, и шантажировать мир, побрякивая ядерным оружием. Что сегодня имеет место в мировой практике. Но Глава нашего государства объявил всему миру о закрытии Семипалатинского ядерного полигона.

Помните, последний взрыв 19 октября 1989 года? Уже тогда в стране зародилось мощное антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», которое возглавил известный казахстанский поэт и писатель Олжас Сулейменов.

Нурсултан Абишевич еще в мае 1989 года, будучи первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, выступая на очередном заседании ЦК о Семипалатинском полигоне, предложил Михаилу Горбачеву создать специальный международный фонд для реабилитации здоровья человека и окружающей среды стран, перенесших испытания ядерного оружия. Но это предложение осталось без внимания.

29 августа 1991 года Президент издает Указ «О закрытии Семипалатинского ядерного полигона». Полигон был закрыт, спустя ровно 40 лет после первого взрыва, 29 августа 1949 года. Именно в то утро, в 7 часов, на высоте 38 метров была взорвана первая атомная бомба, мощностью в 20 килотонн, положившая начало ядерной трагедии Казахстана. 12 августа 1953 года на полигоне впервые в мире было испытано термоядерное устройство, а 22 ноября 1955 года водородная бомба. В 120 км от Семипалатинска за 40 лет на полигоне было произведено 458 ядерных взрыва. Из них-88 воздушных, 30 наземных, 340 подземных испытаний, мощностью от нескольких килотонн до 1,5 мегатонны. По оценкам института высоких энергий Академии наук Казахстана, суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных в атмосфере и над землей Семипалатинского ядерного полигона, (в населенной местности), в 2,5 тысячи раз превышает мощность бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму в 1945 году. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана. Сорокалетние испытания ядерного оружия создали экстремальное морально-стрессовое состояние населения региона и нанесли непоправимый ущерб здоровью людей. Согласно статистике, за этот период более 500 тысяч человек подверглись различным фазам ионизирующего излучения. Под ядерный полигон была отнята территория площадью 18500 кв. километров.

Это только вдумайтесь: 1 млн. 850 тысяч га земли было изъято из оборота страны. Все посевные земли Восточного Казахстана составляют сегодня 1 млн. 090 тысяч га земли!

Я считаю, что Семипалатинский полигон был закрыт, благодаря настойчивости нашего Президента. Лично я родился и вырос в 200 км от этого полигона, в Глубоковском районе, селе Предгорное. И любой взрыв мы, местные жители, ощущали на себе. Это было настоящее землетрясение, со всеми сопутствующими элементами этой стихии. Трудно передать, что испытывали люди в тот момент. Когда человек один раз в жизни переживает землетрясение, то этот стресс его преследует до конца дней. А здесь огромная армия людей -жителей Восточного Казахстана - испытывала это на себе 40 лет!

Представить себе визуально территорию бывшего полигона очень сложно. Это примерно половина какой-либо европейской страны. Сейчас некоторые говорят: «давайте огородим полигон забором». Это ж, сколько надо сил и средств, чтобы огородить, предположим, Бельгию по периметру?

Казахстан столкнулся с такой страшной проблемой, когда многие жители были в состоянии постоянного психоза. Более того, последствия испытаний ядерного оружия, будем откровенны, начались на генном уровне, когда начали проявляться процессы мутации. Рождались дети-мутанты с различной формой патологии: с огромной головой, с отсутствием лица. Словом, жуткие последствия радиационного облучения на генном уровне. Нужно было срочно найти единственно правильное разрешение всех проблем Семипалатинского полигона. А в это время Казахстан был государством со стагнирующей экономикой, где по «живому» были порезаны все интегрированные связи со всеми республиками огромного Советского Союза, промышленность остановилась:

Что мы тогда могли сделать? Конечно же, не так много. Поэтому наш Президент, благодаря своей огромной воле, на 52-ой сессии ООН в 1997 году обратился к мировому сообществу за помощью. Так случилось, что проблемы ядерного полигона бывшего Советского Союза остались проблемой одного, небольшого по численности и большого по территории государства Казахстан, а ядерные загрязнения окружающей среды продолжают распространяться и необходимо принять срочные соответствующие меры.

Во-первых, нужно было сделать измерения и понять уровень радиационной загрязненности того или иного участка этого полигона. Для этого необходимы были огромные средства, а их не было. Также нужно было определить те зоны, куда людям вход вообще строго запрещен. Эти зоны должны быть строго охраняемы... Нам было необходимо получить современную аппаратуру, которая бы позволила вести оценку загрязненности территорий. Также необходимы были новейшие способы рекультивации земель полигона.

Уже на 53-ей сессии ООН в 1998 году эти вопросы были рассмотрены, и мировым сообществом было предложено 43 проекта по оказанию помощи: социальной, экономической, экологической, медицинской. Конечно, все эти программы, предложенные миром, казахстанцы восприняли с огромным удовлетворением.

Кроме того, Глава Казахстана после закрытия полигона инициировал вопросы выплат компенсаций за причиненный вред здоровью населения, проживающего вблизи полигона.

Ведь не секрет, что и сегодня, спустя 14 лет после закрытия полигона, население Восточного Казахстана имеет самый высокий уровень онкологических заболеваний. Есть факторы, которые не прямо влияют, а косвенно, и дают основание сказать: "да, это результат последствий испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне".

Благодаря настойчивости Главы государства, решение о выплатах было рассмотрено и принято на законодательном уровне. Я также, как и все восточноказахстанцы, имею справку, что с 1948 года по 1970 год проживал вблизи ядерного полигона.

Люди начали получать компенсацию за причиненный вред здоровью. С 2000 года из республиканского бюджета стали выделяться солидные финансовые ресурсы, а головным центром был назначен Научный институт радиации и экологии в городе Курчатове. Разработана Программа реабилитации пострадавшего населения. Определены численность и возрастно-половой состав групп риска, методы современной диагностики и постлучевых заболеваний, их лечение и реабилитация. При институте открыт стационар на 45 коек.

В сентябре прошлого года при Семипалатинском онкологическом диспансере началось строительство радиологического центра, стоимостью около миллиарда тенге. Активизировалось решение социальных факторов.

Со следующего года такой же центр будет строиться в Усть-Каменогорске. Замечу, что согласно проведенным исследованиям, все населенные пункты и районы, расположенные ближе к Усть-Каменогорску, имеют более насыщенный фон зараженности, чем Семипалатинск. Видимо, это фактор «розы ветров», когда после очередного ядерного испытания выпадение радиационных осадков происходило именно здесь. Поэтому встал вопрос о необходимости строительства радиологического центра и в Усть-Каменогорске.

Подчеркну, что только благодаря воле Президента Казахстана все эти вопросы постоянно держатся на контроле.

Что же касается исполнительной власти региона по этой проблеме, и меня в частности, как уполномоченного Президентом страны решать проблемы региона, то на сегодня наша задача определить главное: почему так высока степень онкологии в крае, что влияет на это, и на что нам надо обратить особенное внимание. Необходимо определить и направить наши действия на стабилизацию процесса. Это очень важно. Люди понимают, что сегодня есть государственная поддержка их родины по реабилитации здоровья, ущерб которому нанесли ядерные испытания советской страны.

По истечении этих лет хочется отдать должное Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Его воле, целеустремленности, компетентности, его величайшей дипломатии, с которой он уверенно ведет наше государство, сотрудничая с мировым сообществом в решении всех вопросов, связанных с восстановлением и дальнейшим развитием нашего молодого Казахстана. Его политическое чутье и политическая воля на этих этапах развития независимого государства позволили нам, из совершенно неизвестной миру республики, стать известной. На сегодня очень многие лидеры государств хотели бы видеть в числе своих стратегических партнеров Республику Казахстан. Взвешенная политика нашего Президента позволяет максимально привлечь свободные финансовые ресурсы в виде прямых инвестиций, что в конечном итоге будет работать на экономику страны, и как следствие, будет повышать жизненный уровень каждого его жителя. И чем больше таких денег будет приходить в нашу экономику, тем быстрей мы будем становиться на ноги и переходить уже из разряда государств со средним достатком населения в разряд стран с высоким уровнем ВВП на каждого жителя.

Мы гордимся тем, чего достиг Казахстан за эти годы, и помним, что эти успехи неразрывно связаны с именем первого Президента.

P.S. «:В те годы в нашем обществе были люди, и их было немало, кто считал, что Казахстан должен был сохранить ядерное оружие. В прессе даже появлялись материалы, в которых говорилось, что мол, в казахстанском обществе произошел раскол по вопросу об обладании ядерным оружием. Для прояснения ситуации должен сказать, что был спор, но не было раскола. Никто не вправе запретить гражданам страны «свое суждение иметь». Но это была позиция только и только отдельных людей и мне, думаю, нет необходимости доказывать, что подавляющее большинство населения было решительно против как испытаний, так и против обладания ядерным оружием».

Н.Назарбаев. «Эпицентр мира».

inform.kz

Предыдущая статьяКрасивая мечта
Следующая статьяЕвразийский Медиа-форум - национальный бренд Казахстана и школа журналистики