CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

interfax.ru

Аскар Акаев: В большую политику я не вернусь

6 июля 2005

Аскар Акаев: В большую политику я не вернусь

"Интерфакс"

Бывший президент Киргизии, находящийся ныне в России, дал интервью корреспонденту "Интерфакса" Александру Латышеву.

В последнее время имели место нападки в отношении Вас и Вашей семьи. Ваше имя, в том числе, связывали с беспорядками 17 июня в Бишкеке. Что, на Ваш взгляд, за этим стоит?

Сейчас стало правилом списывать все беды Киргизии на Акаева и его семью. Что касается событий 17 июня, то по свежим следам действительно нас обвинили в том, что якобы мы были организаторами этих беспорядков.

Однако когда происшедшее изучили более детально, вышло официальное заключение МВД республики, в котором нет ни слова о том, что Акаев либо члены его семьи причастны к этим событиям.

Думаю, это свидетельствует о том, что мы не имеем отношения к событиям 17 июня, и одновременно показывает, что сегодня безболезненно можно списывать все беды Киргизии на Акаева. Сегодня киргизское общество знает четкий ответ на вопрос о том, что действительно произошло 17 июня: это был протест сторонников несостоявшегося кандидата в президенты Урмата Барыктобасова.

Семья Акаева к этому никакого отношения не имеет. Напротив, мы желаем, чтобы в республике восстановилась стабильность, были бы мир, согласие, благополучие. Ведь речь идет о судьбе моей родной страны. Мы, в частности, хотим, чтобы предстоящие внеочередные президентские выборы завершились успешно.

Вы уже заявили, что на выборах поддерживаете связку "Бакиев-Кулов". Как Вы объясните такой выбор?

Я направил короткое обращение к народу, в нем я призвал к консолидации, к согласию, призвал поддержать тандем "Бакиев-Кулов" как самый перспективный - при всем моем неоднозначном отношении к этой команде.

Тем не менее, этот тандем решает самую важную задачу: проблему консолидации страны, укрепления межрегионального единства - особенно по линии Север-Юг. Это имеет ключевое значение для стабилизации ситуации в Киргизии.

Как вы считаете, после выборов существует опасность противостояния Севера и Юга?

При сегодняшнем раскладе сил исход выборов предрешен: я уверен, что победа будет за тандемом "Бакиев-Кулов", поскольку они являются опытными политиками и истинными лидерами Севера и Юга. Самое важное, конечно, чтобы сохранился этот тандем.

Убежден, что его сохранение - это предпосылка для стабилизации ситуации, для укрепления межрегионального единства, консолидации нации. Ну а если тандем развалится - а для этого предпринимаются большие усилия - тогда, конечно, возможно противостояние регионов. Именно поэтому я как раз и выступил с поддержкой тандема "Бакиев-Кулов".

Я сделал это в надежде на то, что, получив власть, они окажутся выше личных политических, властных амбиций, будут руководствоваться общенациональными интересами и сделают все для того, чтобы стабилизировать ситуацию в стране.

Вы планируете принять участие в голосовании?

К сожалению, меня новые власти не допустили в страну даже для того, чтобы в соответствии с конституцией я мог бы сложить свои президентские полномочия перед парламентом страны.

Конечно, если бы я был в родной стране, я бы голосовал. Но я надеюсь, что после выборов ситуация стабилизируется, и власти гарантируют мою безопасность в соответствии со статусом экс-президента.

Вы ведете переговоры с нынешними киргизскими властями о своем возвращении?

Конечно! А как же? Это моя родина, поэтому, в конечном итоге, я очень надеюсь, что мне дадут возможность вернуться в свою родную страну.

Вы собираетесь вернуться в большую политику?

Избравшись на очередной срок в 2001 году, я уже объявил, что это будет мой последний президентский срок. Конечно, у меня уже были планы на будущее, если бы следующие выборы состоялись в соответствии с конституцией 30 октября 2005 года. Я планировал вернуться к научной деятельности, поскольку являюсь профессиональным научным работником. Поэтому, конечно, у меня нет цели возвращаться в большую политику. Мои будущие планы связаны именно с научной деятельностью.

К Вам уже поступали в связи с этим какие-либо конкретные предложения?

Да, меня уже пригласила Российская Академия наук, а также некоторые зарубежные научные учреждения. Я имею приглашения к сотрудничеству в будущем, но пока еще не принял решения. Сейчас в силу сложившихся обстоятельств я вынужден концентрировать усилия на защите чести и достоинства членов семьи и себя самого.

Поскольку в Киргизии сегодня ведется политическая кампания клеветы, очернительства, травли, я вынужден защищаться. Надеюсь, что все это носит предвыборный характер - поскольку нынешние власти, не имея созидательной программы, сделали выбор в пользу кампании очернительства Акаева и его деятельности на посту президента. Когда все это успокоится, я, конечно, хотел бы заняться научной деятельностью.

Как долго Вы собираетесь оставаться здесь, в Подмосковье, в России? Ходят слухи о том, что у Вас якобы есть недвижимость за рубежом - Вы не собираетесь уезжать в другую страну?

Никакой недвижимости у нас ни в какой стране нет. Это миф, который создает нынешняя власть Киргизии. Все, что мне принадлежит - это квартира, которую я получил 25 лет назад, будучи еще профессором, и скромная профессорская дача тех времен - она была стандартных размеров в советскую эпоху. Здесь в Подмосковье я пользуюсь великодушным гостеприимством российского руководства, проживаю в казенной даче, предоставленной руководством России. И, конечно, у меня нет никаких намерений переезжать в какую-либо третью страну. Буду с семьей находиться исключительно в России до того, как появится возможность переехать к себе на родину.

Как Вам живется здесь в Подмосковье?

Обстановка тут самая хорошая, я чрезвычайно благодарен руководству России, которое предоставило нам все условия: дачу, охрану, транспорт, обслуживание. Кроме того, меня, конечно, поддерживают многочисленные российские друзья. В первую очередь, это ученые, академики РАН, люди искусства, культуры, с которыми мы дружим десятилетиями. Одним словом, наши российские друзья помогают нам, мы здесь живем полноценной, творческой жизнью в самых хороших условиях

Как вы оцениваете последствия прокатившихся по СНГ "цветных революций". Как, по Вашему мнению, будет развиваться ситуация в Центральной Азии с учетом событий в Вашей стране и Узбекистане?

Считаю, что в целом "цветные революции", которые произошли на постсоветском пространстве, ничего хорошего не принесли. Напротив, они обернулись бедой для народов стран, в которых случились. Во всех этих государствах, как мы видим, идет экономический спад, сокращение инвестиций, растет безработица, ухудшились социальные условия. Мы также видим, что нисколько не добавилось демократии, свободы печати. А с правами человека и с гражданскими свободами стало и того хуже.

А вот в Центральной Азии "цветные революции" вдобавок вдохновили криминальные силы. Но самое опасное в регионе - что может иметь самые серьезные последствия - это исламский экстремизм.

Считаю, что для Центральной Азии государственный переворот в Киргизии имел два очень негативных последствия: во-первых, он привел к усилению криминалитета, его выходу из подполья, а во-вторых, к усилению исламского экстремизма. Криминалитет в Киргизии, который участвовал в совершении государственного переворота, уже сегодня сращивается с государственным аппаратом, уже оказывает влияние на внутриполитическую ситуацию в стране и уже реально влияет на государственную власть, на ее действия.

Ну а в андижанских событиях мы видим уже, как основным фактором стал исламский экстремизм. Это, конечно, очень тревожит, поскольку исламский экстремизм как главный фактор дестабилизации обстановки в регионе всегда представлял собой угрозу. Сегодня его шансы резко возросли, мы это увидели в андижанских событиях.

interfax.ru

Предыдущая статьяШОС прирастает концепциями и наблюдателями
Следующая статьяПредставитель госдепа США заявил о продолжении американского военного присутствия в Центральной Азии