CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

liter.kz

"Золото" Акаева

18 июля 2005

"Золото" Акаева

Александр КНЯЗЕВ, Андрей ЩЕРБАКОВ, Бишкек, Liter.KZ

Адвокат экс-президента Кыргызстана обвиняет новое руководство республики в нарушении конституции

Максим Максимович - официальный адвокат и представитель экс-президента Киргизии Аскара Акаева. Адвокат Максимович дает свою оценку доклада госкомиссии, возглавляемой и.о. вице-премьер-министра Данияром Усеновым, по определению имущества, незаконно принадлежащего первому президенту республики Аскару Акаеву, его семье и ближайшему окружению. А заодно и состоянию дел по расследованию и той общественной атмосфере, которая создается сегодня в Киргизии вокруг фигуры Аскара Акаева.

- В первую очередь я считаю необходимым отметить, что сам указ исполняющего обязанности президента КР Курманбека Бакиева от 18 апреля 2005 г. о создании комиссии был антиконституционным актом. Он противоречит целому ряду положений конституции. По большому счету все эти нарушения должны быть предметом рассмотрения судебных органов внутри страны и в международных судебных инстанциях.

- Едва ли не наибольший резонанс имел так называемый список Данияра Усенова, перечень предприятий, якобы принадлежащих Акаеву или кому-то из членов семьи, из окружения...

- Этот список был приложением к указу Бакиева от 18 апреля. А пунктом 5 указа фактически приостанавливалась деятельность этих предприятий. Пунктом 6 данного указа Национальному банку и коммерческим банкам предписывалось ограничить перевод денежных средств, а также других денежных операций по всем расчетным счетам субъектов, указанных в перечне, а также физических лиц, связанных с Акаевым и членами его семьи родственными узами. В списке в итоге оказалось почти две сотни предприятий. В том числе и бюджетообразующие предприятия. Все они остановились.

Вообще же, ситуация с перечнем предприятий из этого указа больше всего напоминает мне так называемые проскрипционные списки времен гражданских войн в Древнем Риме, куда включались лица, подвергавшиеся репрессиям по политическим мотивам. Проскрипционные списки использовались во все времена для сведения счетов с политическими противниками, с экономическими конкурентами. Как явление эти списки являются символом беззакония, творимого тоталитарным государством. Есть очень любопытные эпизоды в этом списке. Например, зятю президента приписали как личную собственность автомобили, которые принадлежат различным фирмам. Указали, что ему принадлежит благоустроенная квартира в центре Москвы. Интересно, видел ли кто из членов комиссии эту квартиру внутри. Для справки: квартира состоит из двух комнат. Аналогичен подход и к перечислению имущества Айдара Акаева и других.

А знаете, откуда появился этот список? Из писем граждан, которые «сигнализируют» комиссии. Второй источник - это учредительные документы, в которых фигурируют предприятия, учредителями которых выступают близкие экс-президента, например, племянники его жены. Нет никаких фактических данных о якобы похищенных или присвоенных деньгах. И что, племянникам нельзя заниматься бизнесом?

В соответствии с конституцией, «каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности». «Каждый имеет право на экономическую свободу, свободное использование способностей и имущества для любой экономической деятельности, не запрещенной законом». Наличие собственности, занятие предпринимательской деятельностью не может являться преступлением. Закон не запрещает детям главы государства или его родственникам иметь собственность и заниматься предпринимательской деятельностью. Не существует закона, по которому дети Акаева или его родственники имеют меньше прав, чем остальные граждане страны, чем дети и родственники сегодняшних правителей страны. Если они нарушили закон - компетентные государственные органы могут предъявить конкретные обвинения в рамках судопроизводства. Суд решит, кто прав и кто виноват. Во всяком случае так должно быть в демократическом правовом государстве, приверженцами которого называют себя руководители новой власти.

При нынешних обстоятельствах надежда на объективное, всестороннее расследование и беспристрастный суд в их отношении практически отсутствует. Тем не менее я ответственно утверждаю, что уголовные дела, возбужденные по фонду «Мээрим», родственникам Акаева, многим его соратникам необоснованны, обвинения бездоказательны и эти дела в будущем развалятся.

- Если исходить из логики Усенова, то можно обвинить кого угодно. Любого, кто имеет какую-либо собственность... А что относительно предполагаемой общей суммы ущерба, якобы нанесенного президентом и его семьей?

- Львиную долю составляют вещи виртуальные, вроде предполагаемой, но неполученной выгоды. Никаких миллиардов для экономики Киргизии ожидать не приходится. И в очередной раз необходимо отметить, что все цифры - всего лишь вывод комиссии, а не результат законного и обоснованного расследования, в котором каждое обвинение доказано в строгом соответствии с законом. Если пройтись с карандашом в руках по докладу комиссии, то из всех приписываемых сумм 99 процентов просто испарятся.

- Может быть, составители указа просто мало знакомы с историей?.. Ведь получается, что указом и.о. президента на государственном уровне введена дискриминация граждан и, как следствие, - ущемление их прав и свобод. По мотивам происхождения, родства, других связей с первым президентом Киргизии, его супругой, детьми, близкими родственниками и т.д. Дискриминация по аналогичным условиям и обстоятельствам личного и общественного характера действовала в СССР в послереволюционные годы, в Германии - в 1930-1940-х годах, в СССР истреблялись и преследовались люди дворянского, купеческого сословия, служители культа, промышленники и т.д., а в Германии - лица еврейского происхождения...

- Согласно конституции ограничения в осуществлении прав и свобод допускаются лишь в целях обеспечения прав и свобод других лиц, общественной безопасности и порядка, территориальной целостности, защиты конституционного строя. При этом существо конституционных прав и свобод не может быть затронуто. Такого повода в связи с Аскаром Акаевым не возникает и близко. Ну а «революционное правосознание», которым, наверное, руководствовались авторы указа, как правовая категория просто не существует!

- Зато, судя по всему, мы имеем дело с ярчайшими проявлениями популизма...

- Судите сами. Данияр Усенов публично заявлял, что найдет столько денег «Семьи», что их хватит на безбедное существование всей Киргизии. А генпрокурор Азимбек Бекназаров, еще один активный участник поиска «сокровищ Акаева», обнадеживал жителей республики: «За рубежом, подозреваем, - миллиарды долларов. Надеемся вернуть хотя бы один». Видимо, в надежде на существенную помощь в поисках и на будущие миллиарды, был заключен контракт с известной адвокатской конторой Либермана на сумму, по некоторым сведениям, составляющую около полумиллиона долларов. Изъятие этих денег из бюджета было без согласования с парламентом. Своего апогея политика клеветы и лжи в отношении Акаева достигла 27 мая сего года, когда господин Усенов выступил с информацией о работе своей комиссии в Жогорку Кенеше. В докладе были приведены факты, один к одному подобранные, с душераздирающими историями и схемами. Но изучение творчества Усенова дает основания утверждать, что Акаев не имеет никакого, даже косвенного, отношения ко всем этим историям. Тем не менее Усенов назвал Акаева «вором в законе, взяточником без страха и упрека», то есть председатель государственной комиссии обвинил первого президента в совершении особо тяжкого преступления. И растоптал международно-правовой принцип презумпции невиновности, который закреплен в Конституции Киргизской Республики: «Гражданин считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда».

- Итак, ничего нет?

- Комиссия не нашла ни у Аскара Акаева, ни у его семьи никаких миллиардов, никаких тонн золота. Самая значительная по объему часть усеновского документа содержит перечисление государственных органов, предприятий, учреждений, которые жертвовали средства в различные фонды: на строительство библиотеки, на возведение памятников, на другие благотворительные цели. Никакой информации о том, что эти деньги были присвоены экс-президентом или кем-то из его окружения, доклад не содержит.

liter.kz

Предыдущая статьяРазлив Амударьи угрожает наводнением Каракалпакии и Хорезму
Следующая статьяКазахстан становится примером в проведении реформ для стран Евразии - участники бизнес-форума в Турции