Петр АКОПОВ, Политический журнал
ШОС случилось. Китай и Россия выдавливают США из Центральной Азии
Десятый саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане впервые обозначил контуры многополярного мира.
Саммит ШОС не привлек и десятой доли внимания, доставшегося «восьмерке», - между тем на нем впервые обозначились контуры мира не по-американски. Мировому гегемону мягко намекнули на нежелательность его присутствия в Центральной Азии.
ШОС - это союз России и Китая с участием бывших среднеазиатских республик СССР - так, по крайней мере, было до саммита в Астане. Возраст ШОС измеряют по-разному. Нынешний саммит назвали юбилейным, потому что первая встреча глав государств прошла в Шанхае летом 1996 г. - тогда Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Китай подписали соглашение «об укреплении доверия в военной области в районе границ». С тех пор встречи в верхах стали ежегодными, а спустя пять лет к «шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан, и в том же 2001 г. «шанхайская шестерка» стала ШОС. Так что организации можно насчитать и 9 лет, и 4 года. И даже год с небольшим - секретариат ШОС начал работу в Пекине всего лишь в январе 2004-го.
Но независимо от методики подсчета возраста ясно одно: ШОС призвана сконструировать новую систему безопасности в Центральной Азии, регионе, который буквально через три месяца после подписания декларации о создании ШОС стал для США не менее значимым, чем Ближний Восток. Американское вторжение в Афганистан подняло градус напряжения во всей Центральной Азии. А точнее, даже Большой Центральной Азии - регионе, куда кроме собственно среднеазиатских стран причисляют Китай, Индию, Пакистан, Иран: Теперь, после саммита в Астане, когда практически все страны Большой Центральной Азии объединены в одной организации, можно говорить о том, что они начинают нащупывать пути к освобождению региона от внешнего влияния. То, как они это делают, корреспондент «ПЖ» мог наблюдать в ходе саммита в Астане.
Центр Евразии
«В центре Евразии» - так называется книга Назарбаева об Астане, изданная буквально перед саммитом. Астана действительно прекрасно подходит для проведения саммитов ШОС - в центре Евразии, в центре ШОС. Казахстан в целом и географически, и политически расположен между Россией и Китаем, двумя столпами организации.
Казахская столица производит ошеломляющее впечатление - сложно поверить в то, что еще десять лет назад здесь был советский город Целиноград. То есть сам город с таким названием давно уже был переименован сначала в Акмолу, а потом и в Астану (по-казахски - столица) и даже сделан столицей независимого Казахстана. А в 1998-м, через три года после обретения столичного статуса, в Астану перебралось руководство республики. Но если первые годы многим чиновникам приходилось чуть ли не летать ночевать в Алма-Ату, то теперь полумиллионная Астана смотрится вполне по-столичному. Небоскребы в китайско-арабском стиле, современные жилые дома, дворцы и мечеть. Такая типичная столица нефтяного эмирата периода первых лет большой нефти. Только из бюджета страны на строительство города выделяется от 700 млн до млрд долл. в год - и это не считая тех сумм, которые тратят иностранные инвесторы (от Израиля до Турции). Саммит ШОС на всем своем пути был связан с новостройками - новый аэропорт, новый президентский дворец:
Через реку напротив дворца через год вырастет Пирамида мира - спроектированное знаменитым английским архитектором сооружение с театральным залом, университетом, библиотекой. Лорд Фостер демонстрировал свой проект Назарбаеву утром 6 июля - в день, когда казахскому президенту исполнилось 65 лет. Судя по состоянию здоровья Назарбаева, к своим 15 годам у власти он вполне может добавить еще столько же. Недовольство казахов олигархическим капитализмом (сходство с Россией еще и в том, что казахские олигархи тоже живут в Лондоне), конечно, велико, но безальтернативность Назарбаева сродни путинской. Так что его правление может быть еще очень долгим, если, конечно, не вмешаются внешние силы. А они уже вмешиваются.
Хозяева и гости
«Народы Центральной Азии являются хозяевами своей судьбы, они сами в состоянии выбрать путь развития» - эти слова китайского лидера Ху Цзиньтао на разный лад повторяли почти все участники саммита. Мысль банальная, но после того, как за год после предыдущего саммита в Ташкенте ШОС потеряла одного из президентов (Акаева) и сильно перенервничал еще один руководитель (Каримов), слова о праве самим определять свою судьбу выглядят как явно антизападный выпад. Действительно, коррумпированные восточные деспотии, возникшие в постсоветской Средней Азии, не нуждаются в западной «школе демократии» - просто потому, что хрупкий межнациональный, межклановый баланс невозможно поддерживать парламентскими методами. Учителям из Евросоюза и США это, с одной стороны, непонятно, а с другой - просто выгодно делать вид, что непонятно. Дестабилизировать среднеазиатские режимы несложно - гораздо сложнее потом выбраться из хаоса, который за этим последует.
Впрочем, для США дестабилизация Центральной Азии выгодна - афганская операция позволила им получить базы в Узбекистане и Киргизии. И не беда, что США не достигли контроля над Афганистаном - для них важен был сам факт проникновения в Центральную Азию. В целом значение этого региона в XXI в. сравнимо с местом Ближнего Востока в мировых делах второй половины века 20-го. В Центральной Азии переплелось все - и каспийская нефть, и западная граница Китая, и мягкое подбрюшье России, и транспортные коридоры, и наркоиндустрия:
Первым в Астану приехал Ху Цзиньтао - после визита в Москву председатель КНР прибыл с официальным визитом в Казахстан. Это было уже третье посещение новым китайским лидером Астаны, а сам Нурсултан Назарбаев с 1992 г. был в Китае уже десять раз. Отношения с Китаем для казахов имеют принципиальное значение - между ними самая протяженная в мире сухопутная граница. Большие китайские деньги только начинают приходить в Казахстан, и надежда казахов на китайского дракона сочетается с историческим страхом перед ним. Только один факт: население Казахстана - около 15 млн, а только в приграничных провинциях КНР проживает 150 млн. При этом говорить о какой-то китайской экспансии в Центральную Азию пока что не приходится - сейчас для Китая важнее всего обеспечить стабильность на своих западных границах, получить доступ к энергоресурсам региона и не допустить усиления американского присутствия. И для всего этого прекрасно подходит ШОС.
Хотя китайцы по-прежнему указывают, что главной целью ШОС является борьба против «трех зол» - терроризма, сепаратизма, экстремизма, - в реальности организация, создававшаяся для приграничного сотрудничества, сейчас занимается всем. И экономикой, и культурным сотрудничеством (параллельно с президентами в Астане собрались министры культуры стран «шестерки»), и транспортом. Конечно, по всем этим вопросам первичны двусторонние договоренности, но формат ШОС позволяет обсуждать вопросы не просто на российско-китайском уровне, но и с участием Казахстана и остальных среднеазиатских стран. В принципе ШОС - это даже не шестиугольник, а треугольник - Россия, Китай, Средняя Азия во главе с Казахстаном. Не случайно в начале этого года Назарбаев выдвинул идею Центрально-Азиатского союза - по образцу ЕС. Казахстан хочет выступать в рамках ШОС как лидер Средней Азии, а не зона русско-китайского влияния. Кстати, после появления в ШОС - пусть пока и в ранге наблюдателей - Индии, Пакистана и Ирана у организации появляется еще одна перспектива. Активно конструируемый в последнее время треугольник Пекин-Дели-Москва может получить свое развитие как раз через ШОС - если, конечно, Индия захочет играть в этой организации серьезную роль.
Война формулировок
Саммит в Астане начался с закрытого разговора лидеров шести стран. Примерно через полтора часа к ним присоединились главы делегаций четырех приглашенных государств - Монголии, Индии, Ирана и Пакистана. После небольшого совещания с ними состоялась краткая общая часть заседания - официальная, с делегациями, под телекамерами. В официальной части были лишь десятиминутные выступления всех глав делегаций и подписание совместных документов. После чего десять лидеров вышли к журналистам, и каждый из них выступил с заявлением. Обычный протокол многосторонних встреч, но в этот раз было на что обратить внимание.
В ходе заседания шести лидеров среди прочих обсуждался и вопрос об американском присутствии в регионе. Судя по имеющейся информации, узбекский лидер Каримов попросил коллег поддержать его призыв к американцам вывести свою авиацию с базы в Ханабаде. Его поддержал киргизский лидер Бакиев - в Киргизии тоже базируются американские ВВС. По другим данным, первым эту идею подал Бакиев, а уже Каримов присоединился. Так или иначе, призыв нашел горячий отклик у остальных участников заседания. И спустя пару часов в совместной декларации появилась следующая формулировка:
«Мы поддерживаем и будем впредь поддерживать усилия международной коалиции, проводящей антитеррористическую операцию в Афганистане. Сегодня мы отмечаем позитивную динамику стабилизации внутриполитической ситуации в Афганистане. Ряд стран ШОС предоставил свою наземную инфраструктуру для временного размещения военных контингентов государств - участников коалиции, а также свою территорию и воздушное пространство для военного транзита в интересах антитеррористической операции.
Учитывая завершение активной военной фазы антитеррористической операции в Афганистане, государства - члены Шанхайской организации сотрудничества считают необходимым, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции определились с конечными сроками временного использования упомянутых объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территориях стран - членов ШОС».
Чрезвычайная мягкость формулировок не должна вводить в заблуждение: ШОС - типичная бюрократическая межрегиональная организация. Ее секретариат возглавляет дипломат, бывший посол Китая в Москве (на саммите, кстати, его должность была переименована в генерального секретаря), пишут документы тоже дипломаты. То есть так, чтобы придраться было не к чему. Но в этот раз и сквозь туманные фразы проглядывала простая суть - американцам предложили покинуть базы в Киргизии и Узбекистане. Не так важно, что инициатива формально исходила от Каримова - в реальности он обговорил все эти вопросы в ходе своих недавних поездок в Москву и Пекин. Для обеих ядерных держав с их скрытым антиамериканизмом удобнее, чтобы считалось, что подобный призыв не имеет авторства (коллектив ШОС), или, в крайнем случае, исходит от нервного Каримова. А нервничать Каримову действительно есть из-за чего - после переворота в соседней Киргизии и мятежа в собственном Андижане он оказался под серьезным давлением Запада. В ответ Каримов сначала запретил вылеты американских самолетов в ночное время, а потом решил провести через ШОС призыв к американцам определиться со сроками использования баз.
Спустя два дня после саммита узбекский МИД еще четче объяснил позицию Ташкента. Во-первых, выяснилось, что Штаты толком и не платили за базы - «США практически не произвели выплат по фактически произведенным узбекской стороной мероприятиям по охране аэродрома «Ханабад», созданию и эксплуатации необходимой инфраструктуры, компенсации ущерба, причиненного экологии, и неудобств для населения». И главное: «предоставление территории аэродрома «Ханабад» в пользование ВВС США всегда рассматривалось и обусловливалось в прямой связи с проведением военной операции на севере Афганистана. Другие варианты перспективы пребывания контингента вооруженных сил США на территории Узбекистана руководством страны не рассматривались». А так как военная фаза операции в Афганистане, по словам самих американцев, якобы подходит к концу, то пожалуйста, определяйтесь.
Ответ США последовал в тот же день, когда появилась декларация ШОС, - он сводился к тому, что американцы находятся в регионе на основе двусторонних соглашений с правительствами стран Центральной Азии. То есть не ваше шосовское это дело: Но потом были заявление МИД Узбекистана и слова нового премьера Киргизии Кулова о том, что «можно рассматривать вопрос о нахождении войск США в Кыргызстане».
Что в остатке? Учитывая, что США не собираются сворачивать операцию в Афганистане, ясно, что базы в Центральной Азии им нужны. Их потеря не скажется принципиальным образом на возможностях США в войне с талибами (в которой все равно нереально победить), но будет ощутимым моральным поражением Штатов на пути их проникновения в Центральную Азию. Условно говоря, эти базы могли бы понадобиться США лет через двадцать и совсем против другого противника - но именно этого и не хочет ни Китай, ни Россия.
Кроме того, американцам дали понять, что экспорт революций в Среднюю Азию не пройдет. Как сказал Каримов, «конечной целью» всех усилий по дестабилизации обстановки в регионе «становится создание на территории Центральной Азии ситуации так называемой «управляемой дестабилизации», подрыв общественно-политической стабильности». И все это - с целью навязывания своей модели развития. А Владимир Путин отметил, что декларация ШОС «отражает наше понимание многообразия цивилизаций и моделей развития, она призывает не навязывать шаблоны и стандарты посредством силы или угрозы ее применения».
Поведение ШОС, несмотря на всю робость, заслуживает положительной оценки. Даже если американские базы останутся в ближайшие год-два в Киргизии и Узбекистане, ясно, что долговременной перспективы у них нет. Американцам придется уйти, а этого они очень не любят. Тем более в отношении региона, в котором будут разыгрываться одни из крупнейших ставок в XXI в.
Что мешает?
Объединению стран Центральной Азии против внешних сил мешают внутрирегиональные разногласия. Вот лишь короткий их перечень - вполне вероятное усиление соперничества между Китаем и Россией за влияние в регионе, напряженная межнациональная ситуация в Ферганской долине.
И все это не считая Афганистана - ключевой страны, оказывающей дестабилизирующее воздействие на все без исключения государства региона. Учитывая, что Афганистан фактически управляется из Вашингтона, отсутствие афганских представителей в ШОС, особенно после принятия в организацию Ирана, Индии и Пакистана, выглядит как еще один вызов Америке. Дело в том, что в прошлом году на саммите ШОС в Ташкенте был Хамид Карзай. Тогда статус наблюдателя получила Монголия, а по Афганистану решили ограничиться созданием контактной группы «ШОС-Афганистан». В этом году возможность получения статуса наблюдателя при ШОС неофициально выясняли сами США, но, получив намек на возможный отказ, не стали обращаться с просьбой. А заодно и афганскую делегацию решили не отправлять, хотя страны ШОС готовы были предоставить Кабулу статус наблюдателя.
Понятно, что любая межрегиональная организация слаба. Понятно, что между членами и наблюдателями ШОС полно противоречий (Индия-Пакистан, Индия-Китай и т.д.).
И все же теперь, когда в ШОС представлена половина населения Земли, дело только за умением его участников вычленить главные цели. Если они хотят сами определять свою судьбу - все в их руках. Если они сообща напишут свой сценарий развития ситуации, им не придется разыгрывать роли в чужой пьесе.
Астана - Москва