CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gazeta.kz

За синей птицей ВТО

20 июля 2005

За синей птицей ВТО

Марина Венедиктова, специально для Gazeta.kz 19.07.2005

Сегодня практически все страны, не являющиеся членами ВТО, торопятся попасть в эту авторитетную организацию.

Стремятся не потому, что престижно, а преследуя конкретные цели по укреплению собственной экономики.

Казахстан начал переговоры по вступлению в ВТО еще в 1996 году, но мы до сих пор не приняты, на что имеется целый ряд причин.

В разговоре о том, что нас ожидает на строго разгороженных просторах ВТО, принял участие кандидат экономических наук, профессор Академии экономики и права Анатолий Гурьянов.

И зачем это нужно?

Всем давно известно, что членство в ВТО сулит целый воз ограничений, не говоря о ежегодном солидном взносе, который придется платить за принадлежность к торговому клубу.

Напрашивается вопрос: стоит ли торопится и настолько ли это нам выгодно.

- Прежде всего, - говорит Анатолий Константинович, нужно сказать несколько слов о том, почему около 150 стран уже стали членами ВТО, а другие стремятся ими стать, в том числе и Казахстан. Ответ на этот вопрос заключается в основных принципах деятельности всемирной организации. Вот некоторые из них: обеспечение режима наибольшего благоприятствования экспортным, импортным, транзитным операциям, т.е. торговля без дискриминации, повышение открытости торговой политики, когда страны в обязательном порядке должны уведомлять друг друга о мерах, которые они собираются предпринять во внешней торговле, снижение таможенных тарифов, разрешение споров, создание условий для справедливой конкуренции и т.д.

Звучит заманчиво, не правда ли? Не говоря о том, что при вступлении в эту уважаемую во всем мире организацию повысится и реноме Казахстана на мировой арене. Кроме того, мы и сейчас неплохо представлены на мировом рынке, но вынуждены торговать в условиях попарных соглашений между двумя или тремя странами.

Проще говоря, торгуем, но в основном на паях с кем-то. Вступление даст нам большую самостоятельность и расширит спектр финансово-торговой деятельности. И не только это. Перед вступлением мы будем вынуждены серьезно реформировать законодательную базу, разработать долгосрочную промышленную стратегию, улучшить инвестиционный климат, ускорить развитие перерабатывающей промышленности, чтобы не стать сырьевым придатком запада и максимально внедрить новые технологии в отечественное производство. Ведь сегодня 50% наших товаров не отвечают международным стандартам качества. Мы должны будем увеличить и разнообразие продукции для внутреннего рынка. Короче говоря, придется осуществить целый ряд перспективных изменений в экономику, что в целом будет способствовать развитию прогресса в республике.

Розы вместе с шипами

Однако такой объем преобразований не реально осуществить за оставшиеся два года до намеченного срока вступления. Китай готовился к вступлению 14 лет, Польша 11 лет и так далее. Правда, Кыргызстан и Грузия вступили за два года. Кыргызские товары быстро получили возможность свободного доступа на мировые рынки, но они неконкурентоспособны и не пользуются спросом, а членский взнос все равно приходится платить. Так что, как видим, спешка не приводит к успеху. А Казахстан ведет такие долгосрочные переговоры, именно потому, что мы просим Совет ВТО при принятии сделать нам ряд уступок и послаблений, с тем, чтобы впоследствии мы могли бы устранить недоработки. Уступят - хорошо. А если нет? Переговоры затягиваются и оттого, что мы намерены вступать вместе с Россией, так как наши экономики тесно взаимосвязаны. В идеале нам было бы хорошо вступать одновременно вместе со странами таможенного союза: Россией, Белоруссией, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Но Кыргызстан поторопился, не выторговав себе выгодных условий. С Россией мы договариваемся, а остальные пока не готовы. Есть и другие камни преткновения, например, сельское хозяйство.

Одним из условий вступления является требование Совета ВТО отказаться от субсидирования этой отрасли экономики. Казахстан в целом аграрная страна и 40% нашего населения проживает в сельской местности. При том, большая часть наших сельскохозяйственных площадей - это зона рискованного земледелия. Так как же мы можем отказаться субсидировать эту отрасль? Кроме того, нас ожидают и другие ограничения. На мировом рынке мы торгуем в основном нефтью, сталью, пшеницей, хлопком, мясом и шерстью. Причем, торгуем по низким ценам и, естественно это идет в разрез с интересами других стран-экспортеров аналогичной продукции. Многие помнят разногласия между США и Казахстаном относительно стали. Наша сталь намного дешевле, и экспорт ее в США стал заметно ослаблять местных производителей. Тогда Штаты потребовали сократить производство нашего проката на 30%. Канада тоже отказалась от нашей стали. Вот и первые ограничения, а мы еще не члены ВТО. Дальше легче не будет. Всемирная торговая организация практически станет диктовать, чем, в каких объемах и по какой цене нам следует торговать, отстаивая интересы старейших членов торгового клуба. Ведь мировой рынок уже сложен и устоялся, и новый партнер, распродающий свои ресурсы и продукцию по демпинговым ценам, мало кого устраивает. Вместе с тем, многим интересен свободный доступ на наш внутренний рынок. И вот тут встает вопрос о том, как вступление в ВТО отразится на благополучии каждого отдельного казахстанца и населения в целом.

Глаза разбегаются, а кошелек помалкивает

Специалисты считают, что на прилавки наших магазинов хлынет поток качественных недорогих и дорогих товаров. Для потребителя наступит эра товарного изобилия. С одной стороны это хорошо. Но с другой стороны неизбежно повысятся цены на энергоносители, сравниваясь с мировыми. И как следствие, повысится плата за коммунальные услуги. Цены на носители войдут в себестоимость отечественных товаров, не говоря о качестве, наша продукция станет проигрывать еще и из-за дороговизны. Многие наши средние и мелкие предприятия могут разориться, если срочно не удешевят производство и не доведут качество выпускаемых товаров до мировых стандартов.

Это грозит частичным увеличением безработицы. А еще на наш рынок придут иностранные банки. Разве плохо было бы получить тот же кредит не под 14 и более процентов, как выделяют наши банки, а под 9%? Процент инфляции в некоторых развитых странах составляет не более 7% и прибыль в виде 2% их очень даже устраивает при недолгосрочных кредитах, конечно. Нашим банкам придется в этом смысле туго. Но, может, тогда они начнут активнее вкладывать деньги в производство?

В плане предполагаемого благополучия населения можно обратиться и к примеру вступивших в ВТО Польши или балтийских стран. В Польшу еще задолго до вступления хлынул иностранный капитал, и практически вся промышленность была приватизирована иностранными кампаниями. Безработицу, по сути, удалось ликвидировать, но все население превратилось в наемную рабочую силу иностранных собственников.

И сейчас некоторые партии выступают за то, чтобы вернуть собственность полякам. Кстати, жизнь в Польше не стала дешевле, и свободный доступ на европейские рынки поляки получили только частично. Им еще предстоит долго бороться за место на этих освоенных "пастбищах". В балтийских странах членство принесло одновременно и удорожание жизни, и мощный отток молодого трудоспособного населения в европейские страны. Посудите сами, средняя заработная плата служащих в Польше и странах Прибалтики составляет 400 долларов США, тогда как цены на основные виды товаров почти такие, как в остальной Европе. При изобилии импортных товаров население способно покупать в своей массе только самые дешевые. У нас, конечно, есть нефть и многое другое. Но, как видно из вышесказанного, членство во всемирном торговом клубе не приведет нас в экономический рай. Правительству, очевидно, придется продумать и программу компенсаций слабозащищенным слоям населения. И, судя по всему, стабильное, экономическое благополучие нам придется строить и укреплять еще много лет, даже будучи членами ВТО.

gazeta.kz

Предыдущая статья"МЕРТВЫЕ ДУШИ" ЗОЛОТОГО ВЕКА
Следующая статьяКабульская газета критикует Карзая за его высказывание