Куда деваются деньги за природный газ?
TRIBUNE-uz, Пардакул Туракулов
Вот уже более пяти лет жители Самарканда с наступлением холодов вынуждены мёрзнуть в своих домах, в детсадах, школах и прочих учреждениях, поскольку подача природного газа уменьшается, а в некоторых местах и вовсе прекращается. Естественно, что такое положение вызывает справедливое возмущение у тысяч людей, у которых нарушаются потребительские права.
По этой причине жители некоторых махаллей и кишлаков вынуждены были прошлой зимой устраивать пикеты и демонстрации, перекрывать дороги, чтобы привлечь внимание властей к проблеме отсутствия газа в их домах.
По сообщению из АК «Узтрансгаз» им полностью выполняются договорные обязательства перед ТГП «Самаркандгаз» по поставке природного газа для стабильного обеспечения потребителей области. Но ТГП «Самаркандгаз» не исполняет перед АК «Узтрансгаз» принятые на себя договорные обязательства в части своевременной оплаты за поставляемый природный газ и имеет большую сумму задолжностей.
В чем же причина огромной суммы дебиторской задолженности? Во-первых, как утверждают работники газовых хозяйств, основная часть населения в силу экономических трудностей не способна вовремя производить оплату за газ. Во-вторых, отсутствует платёжная дисциплина у основной части населения, и отдельные работники газового хозяйства относятся недобросовестно к своим обязанностям. Еще одна причина связана с расточительством людей, использующих газ для обогрева домов и применяющих неэкономное газовое оборудование.
Специалистами доказано, что установка газовых счетчиков позволяет экономить газ от 20 до 30% потребляемого «голубого топлива». Было принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, которым предписывалось установить газовые счетчики до 1 января 2005 года, в противном случае, подача газа будет прекращена. Но не было еще случая, когда из-за отсутствия газовых счетчиков прекращали подачу газа абоненту. Правительственное постановление Самаркандским горгазом не выполняется. Почему? Попытаемся объяснить. Контролировать своевременную оплату за газ населением возложено на слесарей-контролеров. Правда, по долгу своих обязанностей слесари-контролеры газовых предприятий должны заниматься профилактикой и ревизией газовых приборов. На самом же деле они превратились в сборщиков денег, а основные свои обязанности отодвинули на второй план.
Несмотря на то, что имеется ряд постановлений и указаний Правительства о том, что оплата за коммунальные услуги должна производиться через Народные банки, работники газового хозяйства предпочитают работать с «живыми» деньгами. Они-то и производят расчеты c абонентами, выдавая им квитанцию с печатью газового хозяйства. Не секрет, что это им выгодно и интереснее, чем копаться в газовых приборах. Вот почему должность слесаря-контролера домовых сетей газового хозяйства «престижная».
Один старейших газовиков, пожелавший остаться неизвестным, так характеризирует создавшееся положение: «По штату Самаркандгоргаза количество слесарей-контролеров должно быть около ста единиц, а их насчитывается более ста двадцати, причем на работу принимаются только «свои»: родственники, близкие и знакомые руководителей Самаркандского газового хозяйства. В основном они из Кошрабадского, Каттакурганского или Пахтачийского районов. Почти все они не имеют городской прописки и данный факт не дает им права на работу в Самарканде. Удивляет тот факт, что по 4-5 месяцев не получаем заработную плату, а контролеры домовых сетей каждый день обедают в дорогих и престижных ресторанах и при себе имеют мобильные телефоны. Можно только догадываться, насколько «успешно» справляются со своей работой эти люди, в биографии многих из которых имеется судимость».
Приведём конкретный факт. Контролер Латифжон Шарипов, 1983 года рождения, уроженец ширкатного хозяйства имени Назарова Пахтачийского района, до сих пор прописан в Пахтачийском районе. Он устроился в горгаз контролером, когда его дядя Барат Ярматов занимал должность начальника Самаркандгоргаза (ныне работает в Самаркандоблгазе). Чувствуя крепкую спину свого дяди, контролер Л.Шарипов явно злоупотреблял служебным положением. К примеру, потребовал от М. Низамовой, жительницы массива Сартепо, инвалида второй группы, матери четырех детей, оплаты за газ. «Ваш долг составляет за газ в сумме 27 тысяч сумов, если вы заплатите мне 15 тысяч сумов, то ваш долг будет списан», - заявил домохозяйке контролер. Однако М.Низамова отказалась выдать ему вожделенные наличные. Контролер, поняв, что денег от женщины ему не получить, подал рапорт начальству, в котором, в целях личной мести указал несуществующую задолженность М.Низамовой газовому хозяйству. Начальник Самаркандского горгаза М.Жалматов 8 апреля 2005 года подписал исковое заявление в Самаркандский городской суд по гражданским делам о взыскании у М.Низамовой задолженности за газ в сумме 52021 сумов.
Но суд, как и следовало ожидать, оправдал М. Низамову, установив, что за ней не имеется никакого долга. Справедливость восторжествовала, однако частично: клеветник-контролер Л.Шарипов увернулся от наказания.
Сложилась практика, что Самаркандский горгаз не заключает договора с абонентами, зная, что в зимний период не сможет выполнить свои договорные обязательства, что само по себе является грубым нарушением действующего законодательства. Представьте ситуацию: вы аккуратно платите за поставляемый природный газ, но в случае, когда его подача прекращается, не можете предъявить газовикам никаких претензий из-за отсутствия юридического документа, то бишь, договора с горгазом.
До сих пор не произведен перерасчет с населением за осенне-зимний период 2004-2005 годов. Потребители резонно считают, что они не должны платить за этот период, так как нормальное газоснабжение отсутствовало.
При Самаркандском городском хокимияте создана комиссия, возглавляемая первым заместителем хокима Ш.Хусанавым, которая в неделю два раза собирает махаллинских аксакалов и ставят перед ними вопрос о выполнении выплат за коммунальные услуги. Комиссия, видимо, не в курсе дела, что, вопреки постановлению правительства, сбор денег за газ производится слесарями - контролерами. И каким образом производится? Например, 27 тысячный долг за газ, если договорится со слесарем - контролером можно оплатить 15 тысячами сумов. Здесь возникает вопрос: а попадут ли в казну газового хозяйства эти деньги?
Вот, что предлагает по данному поводу Геннадий Плетнев - секретарь городской махалли имени Шакирбекова. С возникновением такой формы самоуправления как сход граждан, все организации - от милиции до хокимиятов пытаются спихнуть на махаллинских активистов часть своих функций. Почему мы должны выполнять работу, за которую получают зарплату работники коммунальных служб? Каждый должен на своей должности пунктуально выполнять свою работу, опираясь на закон. Тогда, я уверен, что задолжностей в этой сфере будет гораздо меньше. Мы же, махаллинские аксакалы, составили акты за отсутствие газа в зимний период, однако, до сих пор эти суммы за якобы поставленный природный газ числятся за абонентами и составляют большую часть дебиторской задолжности»,- говорит Г.Плетнев.
- Газовая проблема вошла в тупик, - утверждает аксакал махали имени Абдуллы Каххора Халил Шадыев, - Необходимо создать комиссию из числа депутатов, общественности, правоохранительных органов, органов самоуправлений граждан по изучению деятельности газового хозяйства по выходу из тупика.
Подведем итог. За последние годы построено много частных ресторанов, теплиц, столовых, магазинов, аптек. Построены тысячи домов и подворий. Каждый из этих объектов, естественно, подключен к газовой сети города. Сколько из них состоят на учете газового хозяйства, каким образом они производят оплату за газ? Может быть, они и составляют «львиную долю» дебиторской задолженности»? Ответы на эти вопросы, как горько иронизируют остающиеся зимой без газа самаркандцы, знают только Аллах и газовики-контролеры:
Зима не за горами: Проблема нормального газоснабжения населения в осенне-зимний период в последние годы попала в «плотную разработку» контролеров-газовиков, предпочитающих оплату за газ брать с доверчивых сограждан наличными. И давно бы уже пора соответствующим органам ответить на вопрос «куда деваются деньги за газ», чтобы защитить интересы рядовых потребителей «голубого топлива».
13.09.2005 09:39