Юрий СИГОВ, Вашингтон, Деловая Неделя, Казахстан
Белый дом перебирается в Астану
Американцы больше не уверены в прочности своего «центральноазиатского тыла» для проведения операции в Афганистане
Никогда еще Казахстан не был столь важен для Америки, как в эти недели. Если еще в начале года некоторые высокопоставленные сотрудники администрации Дж.Буша (да наверняка и он сам) с трудом могли отыскать эту республику на карте и уж тем более правильно назвать ее столицу, то сейчас что в самом Белом доме, что в госдепартаменте, что в Пентагоне слово «Казахстан» произносится без ошибок исключительно первыми лицами США, и даже почаще, чем Россия или Украина.
Причина подобной «вспышки» интереса американских политиков к Казахстану весьма прагматична: Соединенные Штаты сталкиваются все с большим давлением на свои позиции в регионе Центральной Азии (как со стороны некоторых расположенных там государств, так и со стороны Китая и России). А соответственно Вашингтон стремится активизировать свои отношения прежде всего с теми странами, которые могли бы помочь Соединенным Штатам укрепить политическое и военное присутствие в этом неспокойном регионе и обеспечить над ним долгосрочный контроль.
Поездки в Казахстан заместителя госсекретаря США, нынешнее пребывание в республике главы внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов К.Райс, а также предстоящий визит в Казахстан шефа Пентагона Д.Рамсфелда явно показывают степень той важности, которую придают в Белом доме на данном этапе отношениям с Астаной. И хотя американское руководство заинтересовано в развитии отношений со всеми государствами региона, на Казахстан у Дж.Буша (прежде всего с подачи госдепартамента и Пентагона) есть свои, далеко идущие планы.
Так, визит в Астану госсекретаря США К.Райс призван прежде всего укрепить политические контакты между двумя странами. Судя по всему, в Вашингтоне уже забыли про какую-либо критику казахского руководства, никто здесь теперь даже не заикается о любимых некогда в американских политических кругах темах типа прав человека и «демократичности процесса выборов». Напротив: Казахстан в вашингтонском Белом доме называют сейчас не иначе, как самым надежным союзником Америки в регионе и «выгодным плацдармом для американского бизнеса во всей Центральной Азии».
Во многом и К.Райс, и Д.Рамсфелд решили лично заняться Казахстаном в эти дни и по причине существенного ухудшения отношений между США и Узбекистаном. Официально объявлено о том, что американцы до конца года выведут с территории Узбекистана свою военную базу. А посему на данном этапе Пентагоном рассматривается план ее передислокации в одну (или две) соседние центральноазиатские республики. В этом плане свои услуги Соединенным Штатам уже предложил Кыргызстан, а правительство этой республики успело получить от США за сохранение американской базы в Манасе около 200 млн. долларов (что, между прочим, составляет более 60 процентов всех доходов госбюджета Кыргызстана).
Помимо этой суммы Соединенные Штаты также предложили президенту К.Бакиеву оживить сотрудничество в энергетическом секторе, особенно с учетом наступающей в Кыргызстане холодной зимы.
Американцы пошлют уже в ближайшее время в Бишкек своих советников в сфере энергетики, а также рассматриваются варианты поставок в Кыргызстан энергоносителей по льготным ценам.
Все это сделано для того, чтобы увеличить объемы перевозок военных грузов, необходимых армии США, а также подразделениям НАТО для продолжения операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане.
Вместе с тем после вывода базы Карши-Ханабад с территории Узбекистана США «освободили» в своем военном бюджете сумму примерно в 25 миллионов долларов, которая может быть в качестве «финансовой морковки» предложена другим центральноазиатским республикам - и прежде всего Казахстану и Таджикистану. Именно там сейчас с визитом находится госсекретарь Соединенных Штатов, и именно в эти республики по ее стопам отправится руководитель Пентагона Д. Рамсфелд.
Любопытно, что в неофициальных дискуссиях (в частности - на саммите глав государств стран Центральной Азии и России в Санкт-Петербурге) президент Таджикистана Э.Рахмонов вроде бы высказался против развертывания новых американских баз в регионе и даже призвал США поскорее вывести свои воинские подразделения из Кыргызстана и Узбекистана. Но учтем, что слова эти были больше рассчитаны на российских высокопоставленных слушателей, да и в присутствии президента России В.Путина таджикский лидер на резкие эпатажи просто не осмелился.
Но уже на этой неделе станет ясно, какую на самом деле позицию займет по данному вопросу Таджикистан, когда Душанбе посетит госсекретарь К.Райс, а вслед за ней - министр обороны США. По информации, поступающей из Белого дома, руководству Таджикистана с американской стороны будет уже в самое ближайшее время предложена существенная финансовая помощь, включая военную, а также содействие в охране границы Таджикистана с неспокойным все еще Афганистаном.
При этом конкретная цифра подобной помощи в миллионах долларов пока не озвучивается, но только Пентагон готов выделить около 20 млн.долларов как на военную помощь (кстати, примерно столько же в перспективе пообещал Таджикистану недавно гостивший в этой республике министр обороны Китая), так и на обустройство военного аэродрома «Айни» в 20 км от Душанбе. Именно его взлетные полосы собираются использовать и ВВС США, и военный контингент стран НАТО для продолжения проведения операции в Афганистане.
С Казахстаном же ситуация для американцев складывается несколько проще. Президент Казахстана Н.Назарбаев ни в каких антиамериканских высказываниях (в отличие от своего узбекского соседа) замечен в последнее время не был (да и с чего?). Политические и экономические контакты между двумя государствами развиваются на данном этапе лучше некуда, а уж инвестируют США в Казахстане больше и охотнее, чем во всех остальных странах Центральной Азии, вместе взятых.
К тому же в Вашингтоне очень ревностно следили за тем, как в последнее время в Казахстан зачастили российские и китайские официальные лица, и, по словам официального представителя госдепартамента США, именно К. Райс принадлежит идея «пока не поздно, вовлечь Казахстан в тесное многостороннее сотрудничество с Соединенными Штатами».
Опять-таки подобный американский интерес к Казахстану со всех точек зрения понятен и оправдан. Что же касается Казахстана, то его руководство в данной ситуации может получить от подобной американской внешнеполитической активизации очень неплохие дивиденты. Это и усиление собственного политического и экономического влияния в Центральной Азии (при немаловажной в любой ситуации американской поддержке), и решение ряда важных для себя экономических вопросов (рост внешних инвестиций, осуществление новых проектов, в частности, в сфере энергетики при немаловажных американских гарантиях), и, наконец, уравновешивание активизации сотрудничества с США российского и китайского «векторов» в своей политике.
Ведь как бы далеко ни была от Казахстана расположена Америка (все же от Вашингтона до Астаны куда дальше, чем от Москвы или Пекина), США по-прежнему являются важнейшим мировым и политическим, и экономическим, и военным игроком в мире. А в этой ситуации казахское руководство вполне может успешно воспользоваться нынешним настоящим нашествием первых лиц из администрации Белого дома в Астану. Ведь как заметил министр иностранных дел Казахстана К.Токаев, выступая не так давно в Вашингтоне, «у американцев интересы есть свои, американские, а у Казахстана - свои, казахстанские».