ТУРКМЕНИСТАН ПОСЛЕ НИЯЗОВА: ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ
28 марта 2007 г., Фонд «Наследие Евразии», РОВШАН ИБРАГИМОВ (Заведующий кафедрой международных отношений Университета Гафгаз, Баку)
То, каким будет Туркменистан после кончины Туркменбаши, - один из ключевых вопросов для специалистов по международным отношениям.
Туркменистан, будучи одним из важнейших экспортеров газа на евразийском пространстве, при Туркменбаши заключал долгосрочные контракты на поставку природного газа с целью сохранения рынков сбыта. В частности, были заключены 25-летний договор с Россией и 30-летний с Китаем.
По этой причине именно эти страны интересует позиция новых туркменских властей в отношении исполнения своих обязанностей согласно действующим соглашениям.
Однако в поставках газа также заинтересованы европейские страны, которые активно продвигают проект газопровода НАБУККО и забытый, было, проект Транскаспийского трубопровода.
Возникает вопрос, кто будет основным покупателем туркменского газа.
Для ответа на него нужно понять, что представляет на сегодняшний день газовый сектор туркменской экономики, каковы тенденции его развития.
Газовая промышленность Туркменистана была сформирована в 1960-е годы. Высокое качество туркменского газа (в котором отсутствуют сера и углекислый газ) было особенно важно для потребителей из промышленного и хозяйственного секторов советской экономики.
Обретя независимость, Туркменистан стал осуществлять добычу газа собственными силами. Разработкой и добычей занимаются государственные компании «Туркменгеология», «Туркменнефть» и «Туркменгаз». На долю последней приходится до 80 % всей добычи газа в стране.
Основным регионом производства натурального газа является Восточный Туркменистан, площадь которого составляет 180 тыс. кв. км. В этом регионе разведано множество месторождений, среди которых стоит отметить Довлетабад с запасами около 4,5 трлн кубометров. Ожидается, что крупные залежи газа имеются в Малай, Шатлык, Оджак, Самантепе и других месторождениях.
Крупные месторождения углеводородов найдены также на юго-востоке страны в Марыйской области. По оценкам, запасы газа в этом регионе могут эксплуатироваться в течение 15-25 лет. Залежи газа имеются также и в западной части Туркменистана.
Месторождения нефти и газа найдены и в туркменском секторе Каспийского моря. По официальным источникам, Туркменистан способен поставлять газа до 220 млн кубометров в сутки. Однако назвать точную цифру запасов газа по указанным месторождениям нельзя, поскольку возможность для мониторинга независимыми экспертами отсутствует.
На данный момент Туркменистан экспортирует свой газ посредством газопроводов в Иран и через Казахстан в Россию (в 2005 г. было подписано соглашение с Москвой о поставках туркменского газа в Россию в течение 25 лет).
Достигнуто соглашение о строительстве газопровода в Китай, по которому в течение 30 лет будет экспортировано газа ежегодно в объеме 30 млрд кубометров. Планируется, что газ будет поступать сюда из недавно открытого месторождения Иолотани.
Согласно туркменским источникам, запасы залежей газа здесь достигают 1,7 млн кубометров. Также ведутся переговоры с целью подписания аналогичного соглашения с Индией.
Планируется строительство газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан, пропускная способность которого предполагается на уровне 33 млрд кубометров газа в год.
Основными потребителями туркменского газа являются Иран, Россия и Украина. В 2006 г. в эти страны было экспортировано 45,5 млрд кубометров газа. Большую часть закупила Украина посредством российского газопровода, остальную - Россия (Газпром) и Иран.
Объемы экспорта газа из Туркменистана растут. Так в 2007 г. только в иранском направлении планируется экспортировать до 14 млрд кубометров газа. Также были проведены переговоры между Газпромом и Туркменистаном о поставках в Россию в течение трех лет 50 млрд кубометров газа.
В стране также имеется потенциал для производства LNG, спрос на который растет. Так, Туркменбашинским НПЗ и Наипским газоперерабатывающим комплексом в среднем производится 400 тыс. тонн сжиженного газа в год. Ожидается, что к 2020 г. производство LNG достигнет 2 млн тонн в год.
На сегодняшний день LNG экспортируется в Иран, Афганистан и другие страны региона железнодорожным транспортом. В перспективе планируется экспорт в страны Дальнего Востока морским транспортом. Для этого в порту Киянлы начато строительство терминала для хранения и отгрузки LNG в прикаспийские страны, а оттуда в Европу.
Однако для реализации и обеспечения такого количества проектов газом следует определить возможности Туркменистана. Многие эксперты скептически относятся к тому, сможет ли Туркменистан исполнить все договоренности.
Во-первых, достаточно сложно определить реальный рост добычи газа в этой стране. Некоторые специалисты полагают, что и в 2010 году добыча газа останется на нынешнем уровне. Хотя к этому времени Туркменистану придется экспортировать гораздо больше газа, чем сейчас. При сохранении добычи газа на нынешнем уровне некоторые договоренности будут просто невыполнимы.
Прогнозируя подобное развитие событий, Россия во время февральского визита премьер-министра М.Фрадкова в Ашхабад подстраховала себя, повторно заручившись гарантиями поставки обещанных объемов газа от нового лидера Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова. Однако в этом случае Туркменистану нечего будет экспортировать в Китай. При таком варианте Россия выигрывает дважды как страна, имеющая доступ к туркменскому газу и как безальтернативный экспортер газа в Китай.
Для увеличения добычи газа в Туркменистане необходимы прямые инвестиции в газовую отрасль. В первую очередь речь идет о Китае и странах Европы, желающих иметь альтернативный путь в обход России посредством Транскаспийского газопровода и трубопровода НАБУККО, с примерным маршрутом Средняя Азия-Азербайджан-Грузия-Турция-ЕС.
В настоящее время доля иностранных компаний в добыче туркменского газа не превышает 10%. Однако после кончины Туркменбаши нынешнее правительство может пересмотреть инвестиционную политику, начав активно привлекать иностранный капитал, что может привести к росту добычи газа до необходимых объемов для экспорта.
Однако существует другая проблема, препятствующая осуществлению этих проектов. Прежде всего, это отсутствие точной информации о реальных запасах залежей газа в Туркменистане. Предоставляемые данные расходятся между собой и, по мнению некоторых экспертов, изведанных запасов газа в Туркменистане во много раз меньше, чем указано официальными источниками.
Это означает, что реализация многовекторных газопроводов, таких как Туркменистан-Китай, Туркменистан-Афганистан-Пакистан, Транскаспийского газопровода и НАБУККО, могут оказаться дорогостоящими пустыми затеями. Следует добавить, что реализации некоторых проектов сопутствуют политические риски, поскольку маршруты проектов проходят по территории нестабильных регионов.
Для снижения доли рисков Туркменистан должен одобрить проведение независимыми экспертами аудита месторождений газа на определение реальных запасов газа.
При подтверждении достаточных для реализации проектов запасов газа, Туркменистану необходимо выйти из экономической изоляции, став открытым для иностранных капиталовложений.
Иначе Туркменистан может стать источником нестабильности в центрально-азиатском регионе.