Второй революции не получилось
# 8 (52) Апрель 2007, Интернет-журнал "Оазис", Алмаз Калет (Бишкек)
Бессрочный митинг оппозиции закончилось разгоном с помощью спецсредств. Впервые для разгона демонстрантов в Кыргызстане был применен слезоточивый газ. «Разгон митинга только разогрел оппонентов президента. Если бы не провокация, акция протеста могла бы через 2-3 дня перейти на новый уровень, а так получился эффект «прерванного полета» - считает один из лидеров оппозиции Равшан Жээнбеков, в недавнем прошлом посол Кыргызстана в Малайзии. Аналитический веб-портал «Тазар» пишет: «Что имели в виду лидеры оппозиции, когда неоднократно заявляли, что 19 апреля Курманбек Бакиев добровольно уйдет в отставку и власть перейдет к правительству национального согласия? И почему некоторые из них именно в этот день стали делать заявления о том, что ситуация может быть неконтролируемой, что под передачей власти имелся в виду длительный процесс, а не захват, что власть готовит в этот день провокации и так далее?» По словам эксперта Александра Князева оппозиция может выставить себя пострадавшей стороной, получив некоторые политические дивиденды из произошедшего.
Передачи власти 19 апреля, как того хотели лидеры оппозиции, не получилось. Вместо этого, они дают показания в ГКНБ (Государственный комитет национальной безопасности). Среди задержанных нет только лидера оппозиции Феликса Кулова. Допрашивают руководителя штаба оппозиционного фронта «За достойное будущее Кыргызстана» Омурбека Суваналиева, члена Движения «За реформы!» Омурбека Абдрахманова и лидера молодежного крыла оппозиционного фронта Адилета Айтикеева. Омурбека Суваналиева подозревают в организации массовых беспорядков. Он задержан по статье 233 Уголовного кодекса Кыргызстана.
В этом политическом противостоянии нет победителей, нет проигравших. Каждый из сторон, образно говоря, зализывает раны, чтобы подготовиться к новым акциям и оценить ситуацию трезво. Лидер оппозиционного Фронта «За достойное будущее Кыргызстана» Феликс Кулов во время пресс-конференции в своем родовом селе Байтик, под Бишкеком, сказал, что оппозиция намерена вновь начать мирные акции гражданского сопротивления. По словам лидера оппозиции, часть его сторонников готова стать шахидами против некоторых фигур во власти и он был шокирован такими идеями своих сторонников. Еле уговорил их от такого шага - говорит Феликс Кулов. В родовом селе Байтик находятся и часть сторонников оппозиционного фронта. Некоторые из них уже уехали домой. Пока затишье. Главное требование оппозиции сейчас освободить задержанных лидеров оппозиции.
Оппозиция обвиняет спецслужбы в политических гонениях, имея ввиду задержание некоторых ее лидеров. В свою очередь пресс-служба ГКНБ распространила заявление, в котором говорится: «Пресс-центр ГКНБ официально заявляет, что все действия, предпринимаемые спецслужбами, проводятся строго в рамках закона и уголовного дела, которое было возбуждено Генеральной прокуратурой по фактам беспорядков, произошедших 19 апреля 2007 года на площади Ала-Тоо во время мирного митинга сторонников Объединенного фронта и Движения «За реформы!».
Однозначного мнения по поводу правомочности задержания лидеров оппозиции, среди политиков и экспертов нет. По словам эксперта Александра Князева, было бы правильнее, если лидеры оппозиции в Кыргызстане понесли бы административную, а не уголовную ответственность. Хотя, по его словам, с юридической точки зрения действия правоохранительных органов правомочны, подчеркнул Князев в интервью информационному агентству 24, который относится к СМИ, симпатизирующим оппозиционному фронту.
Более категорична в оценке ситуации лидер правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова. «Алмазбек Атамбаев не может ничего решить, его не слушают, потому что президент вместе со своей администрацией решает все, а раз так, значит, глава государства несет всю полноту ответственности за происходящие в стране политические репрессии и откат от демократии» - говорит Толекан Исмаилова. По ее словам десятки митингующих до сих пор ищут свое имущество, отобранное у них в ночь на 20 апреля сотрудниками милиции. В штаб оппозиционного фронта также ворвались, все погромили, более ценные вещи - компьютеры, оргтехнику, телефоны - все забрали, я подчеркиваю, без санкции суда на изъятие вещей, могущих быть доказательствами. Это государственное мародерство. И отвечать за это должен президент», - заявила Исмаилова на пресс-конференции.
Председатель комиссии по правам человека при президенте Кыргызстана Турсунбек Акунов считает, что арест лидеров оппозиции - это политическое преследование. По его словам, наказывая организаторов митинга, власти ущемляют права граждан на свободное выражение мнения и организацию массовых акций. Это ни к чему хорошему не приведет.
По словам Кулова, власти позволяют себе то, чего не было при Аскаре Акаеве - репрессии против инакомыслящих, подавление свободы слова, запугивание оппонентов, аресты тиражей оппозиционных газет. «Такой режим не имеет права на существование», - подчеркивает Феликс Кулов на пресс-конференции в своем родовом селе Байтик. Забывая о том, что именно во время правления Акаева он сидел в заточении, и его партия подвергалась преследованиям; была разорена огромным судебным иском газета Мелиса Эшимканова «Асаба» (ныне «Агым»); подвергалась гонениям и судебным искам газета «МСН»; подвергалась гонениями и судебным искам газета «Республика», а газета «Вечерний Бишкек» практически принадлежала семье экс-президента Акаева.
Страна живет в ожидании. Потому что разогнать разогнали, а что дальше? Пока, каждый делает свои выводы и комментарии. Аналитический веб-портал Тазар в своем редакционном комментарии, посвященном бессрочному митингу оппозиции, говорит, что следует отметить, что разделение организаторов митинга на две группы: тех, кто пошел на переговоры к Атмабаеву и тех, кто пошел на пресс-конференцию, очень интересное. Понятно, что с одной стороны это - разделение по функциям в рамках оппозиции, но с другой стороны, это очень многозначительное разделение, за которым стоят достаточно глубокие разногласия. Об этом же говорит и эксперт Александр Князев - конфронтация происходит не в обществе, а между политическими элитами, борющимися за власть в стране.
Интересно, что лидер оппозиционного фронта Феликс Кулов во время бессрочного митинга делал прямо противоположные заявления. Если некоторые лидеры были за досрочные президентские выборы, то Кулов уклончиво говорил, что он за конституционную реформу. И теперь он все-таки признает, что президент шел на уступки оппозиции. Например, по его словам президент внес проект по изменению Конституции, назначил Алмаза Атамбаева премьер-министром. На вопрос о будущем президентского кресла, Кулов ответил, что борется за сокращение полномочий главы государства из-за обострения регионального деления страны на север-юг, и, по его мнению, желательно, чтобы третьим президентом был южанин. При этом он отметил, что был такой разговор между оппозиционным фронтом и движением «За реформы» во время бессрочного митинга. Скорей всего речь шла о кандидатуре Омурбека Текебаева, лидера партии «Ата-мекен», давнего соратника Феликса Кулова. Кстати говоря, Текебаев тоже уроженец Жалалабатской области, как и нынешний глава государства. Их связывают давние и неприязненные отношения.
«У Кыргызстана теперь только два пути: либо к войне, либо к реальным переговорам между политическими оппонентами», - считает один из лидеров оппозиции Равшан Жеенбеков. По его мнению, третьего после разгона демонстрантов на площади Ала-Тоо 19 апреля 2007 года не дано. Только кто из них готов к реальным переговорам?