CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Нулевой цикл

27 апреля 2007

Нулевой цикл

# 8 (52) Апрель 2007, Интернет-журнал "Оазис", Сахра Аманова (Ашхабад)

Состоялся первый рабочий визит нового президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова в Россию. Этой поездки ждали, на нее возлагали особые надежды не только русские, живущие в Туркмении, но и сами туркмены. Слушая новости по телевизору и читая местные газеты, многие рядовые туркменистанцы вполуха и вполглаза следили за переговорами двух сторон по газу и гораздо больший интерес проявляли к другим обсуждаемым вопросам.

Один из них - образование. Не секрет, что сегодняшнее образование в Туркменистане, хоть среднее, хоть высшее, находится на самом низком уровне, ниже некуда. И отрадно, что Бердымухаммедов, едва заступив на должность главы государства, одной из приоритетных своих задач назвал улучшение образования в стране. Сегодняшние средняя и высшая школы находятся в таком загоне, что понадобится не одно десятилетие для исправления того, что натворил с национальным образованием предшественник нынешнего президента.

О чем же говорили В.Путин и Г.Бердымухаммедов, обсуждая пути сотрудничества в этой важнейшей сфере? Оказывается, ни много ни мало, а об открытии в столице Туркменистана Международного Университета имени Рухнама и филиала МГУ! Туркменский лидер также высказал пожелание, чтобы в университете Рухнама преподавали «знаменитые профессора и академики из России».

Вот если б можно было заглянуть в этот момент в души российскому президенту и другим участникам встречи с российской стороны, то интересно, что бы мы там увидели? Усмешку, а то и откровенный смех? Вполне вероятно. О каком филиале МГУ и о каких профессорах и академиках может идти речь, если в стране самое время открывать ликбез! Куда замахиваться на университет международного уровня, если выпускники туркменских школ, помимо Рухнамы и стихов «великого туркменского поэта Сапармурата Туркменбаши», ничего больше не знают. Но кто станет признаваться в этом, да еще в первый же официальный визит в Россию! Хотя и признаваться особо не надо было, слушая тот русский, на котором говорил Г.Бердымухаммедов.

Но вернемся в страну, к среднему образованию. Сегодня необходимо в первую очередь и кардинально менять саму школу, отношение к ней детей, родителей и учителей, повысить ценность учительского труда, прекратить «выезжать» на школьных учителях, впрягая их во все что угодно, заставляя заниматься несвойственными им делами, использовать их в роли этаких козлов отпущения. Учителей отправляют на регулярные возложения цветов к памятникам Туркменбаши и его родителям (даже термин такой придуман - «возлагаться» и звучит он в контексте следующим образом: «Мы сегодня в 10 утра идем возлагаться»). Учителей используют «для массовости» в театре на спектакле, на трибунах стадиона во время футбольного матча, в парках и скверах, где проводится очередной тур конкурса «Янлан диярым». Именно учителей заставляют заполнять собою обочины дорог, по которым может проехать прибывший в велаят президент. За счет учительских зарплат делают в школах ремонт, устанавливают дворовые водопроводные краны, благоустраивают классные комнаты, навязывают покупку книг, написанных С.Ниязовым, самым грабительским способом забирают по 10 процентов из заработка на подписку никому не нужной местной периодики... А чтобы не ходить за каждым учителем и не просить у него наличные, деньги просто-напросто удерживают из зарплат, заставляя учителей расписываться в ведомости. Расписался - значит согласился с той суммой, которая останется после учета всех удержаний. И подобные грабежи не только не исчезли вместе с Туркменбаши, но стали еще более изощренными. Теперь учителей, смеющих возражать или пишущих жалобы в адрес нового президента, припирают к стенке угрозами отвечать перед судом за клевету и оговор, а уж вылететь с работы непослушенец может в два счета, церемониться с ним никто не станет.

За последние лет восемь-десять учителя привыкли к тому, что главным критерием школы являются не уровень знаний учащихся, а их внешний вид (форма установленного образца и тахъя на голове) и посещаемость, не то, как ученики отвечают урок и насколько они активны, а есть ли в классе полный комплект книг Великого Сердара, висит ли его портрет, имеются ли другие атрибуты государственности, сколько развешано цитат из Рухнама и других мудрых высказываний Туркменбаши.

И если учителя со стажем вынуждены были в угоду существовавшей идеологии произвести эту самую переоценку педагогических ценностей, то их молодые коллеги уверены, что именно так и следует работать. В их понимании все то, что с точки зрения разумного человека поставлено с ног на голову, является единственно правильным. И это страшно...

В высшей школе ситуация также далека от нормальной. Учеба тоже вторична, а общественная, показушная жизнь остается главной. Студентов могут легко снять с занятий и отправить на весь день в театр сидеть в зрительном зале все для той же «массовости» или послать на сдаваемый в эксплуатацию объект, дабы рукоплескать разрезающему ленточку президенту; субботники и воскресники бывают в любой день недели, начиная с понедельника, - весной и осенью студенты сажают сады, парки и предгорья. А красивые студентки, коих и принимают-то в институт в прямом смысле за красивае глаза, длинные косы и стройный стан, вообще на все четыре года выпадают из учебы, основное занятие для них - стоять в шеренге красавиц, сквозь строй которых проходил прежний и продолжает проходить нынешний президенты (говорят, таким образом они заряжаются молодой энергией дев), уметь кричать здравицы, преподносить цветы, отвешивать поклоны и далее по списку, одним словом, уметь делать то, для чего университетское образование не требуется. Но все эти девицы по прошествии положенного срока получают дипломы о высшем образовании и приходят на работу в цеха, учреждения, школы...

Таким образом, вернулись к тому, с чего начали. Пока приоритетом в школе и вузе не станут знания, причем реальные, а не мнимые, пока учителя и преподаватели не начнут заниматься своими прямыми обязанностями, то есть учить и образовывать, пока уроки Рухнама не заменят на нормальные предметы, пока не произойдет переоценка ценностей в области образования - до тех пор говорить и строить планы в отношении открытия международного университета и филиала одного из ведущих мировых университетов - Московского государственного просто бессмысленно и смешно. Не нужно гнаться за большим, надо начать с малого, а именно посмотреть правде в глаза и признать, что образование в Туркменистане развалено практически полностью и находится на нулевой отметке.

Вот с нуля или, выражаясь языком строителей, с нулевого цикла и надо все начинать.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяПереговоры без надежд
Следующая статьяГламурописание