CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasia.org.ru

Надо ли ехать в Казахстан?

15 мая 2007

Надо ли ехать в Казахстан?

15 May 2007, eurasia.org.

Россия, может, и установила слишком большие ограничения, но все же одним из самых недружелюбных мест для ведения бизнеса на всей планете, должно быть, является Казахстан. Визит в эту обширную центрально-азиатскую страну равносилен современному прочтению сатиры Малькольма Брэдбери "Зачем ехать в Слаку?", где собраны воедино все сомнительные вещи, ради которых стоило бы посетить одну вымышленную автором восточноевропейскую страну времен холодной войны.

На первый взгляд эта гигантская, но малонаселенная страна выглядит и чувствует себя вполне неплохо. Находясь практически на пороге экономического коллапса десять лет назад, два основных города страны - Алматы на юге и столица Казахстана Астана на севере - сегодня излучают уверенность и звенят деньгами. "Мерседесы" и "Бентли" бегут по дорогам бок о бок с "Москвичами" и "Жигулями", восьмидесятилетние старички и старушки берут кредиты в HSB и "Ситибанке" на ремонт своих роскошных квартир в центре города. На трассе, ведущей из Алматы в Шымбулак и Медео, - прекраснейших мест проведения Азиатских зимних игр 2011 года - можно увидеть сюрреалистическую коллекцию домов миллионеров, в каждом из которых стоит по крайней мере один "Мерседес" (жены миллионера) и "Жигули" (ее декоратора).

Начало этот новый денежный поток берет в природных ресурсах Казахстана. За топографической оголенностью страны скрываются богатейшие залежи углеводородов и природных ископаемых. Бесчисленное количество урана, олова, молибдена, угля и цинка, а также высококачественного калия (как говорится в песне Бората, "у всех остальных стран калий некондиционный"). А еще нефти как у шейха - почти 125 млрд. баррелей, и большая часть его залегает в последнем неосвоенном супергигантском нефтяном месторождении мира - Кашагане на Каспии.

Десять лет назад Казахстанские политики приветствовали зарубежных инвесторов с широко открытыми объятьями.

Все, от ExxonMobil до Shell, поспешили в Казахстан, а вместе с ними сотни более мелких добывающих компаний, многие из которых были родом из Канады. Они платили налоги, строили школы и постепенно вновь наполнили сундуки центрального банка. Но по мере роста богатства росла и самоуверенность страны. Разрастался и шепоток среди бюрократии Астаны.

Иностранцы недостаточно платят налогов и принимают на работу мало казахов. Они скрывают информацию о подлинном объеме запасов, находящихся в толще земли, которую они взяли в аренду у государства - вот широко распространенное обвинение, которое практически невозможно опровергнуть.

Поскольку все эти выпады против зарубежных кампаний постепенно становились все ожесточеннее и ожесточеннее, многие решили уйти. Две канадские компании, PetroKazakhstan и Nations Energy, были проданы китайским корпорациям после того, как вмешательство со стороны государства привело их на грань гибели.

В апреле 2005 г. BG продал свою 17-процентную долю в Кашаганском нефтяном месторождении за 1,8 млрд. долларов. Как сформулировал свою мысль один из нефтяных руководителей: "Зачем пытаться удержаться, когда законы и налоги ужесточаются, государственные инспекции учащаются, а работы по освоению постоянно откладываются?"

Даже государственные чудища Китая ощутили на себе переменчивость казахстанских властей. В последние недели два чиновника местного отделения китайской национальной нефтяной компании China National Petroleum Corporation были найдены виновными в утаивании информации о нефтегазовых резервах. Один бывший менеджер канадской добывающей компании сказал, что его компании решила продать бизнес после того, как в ней провели ни больше, ни меньше 56 аудиторских проверок за месяц. "Только одна группа выходит через заднюю дверь с немалой суммой денег, которую мы им заплатили, через парадный вход уже идет другая, желающая получить свой кусок". Кстати, в плане коррумпированности Казахстан занял 111 место в списке "Транспаренси Интернэшнл" за 2006 год, заняв более высокое место, чем Россия, разделив эту честь с такими ярчайшими блюстителями гигиены и чистоты в деловой сфере, как Никарагуа, Албания и Восточный Тимор.

И, как всегда, рыба гниет с головы.

Президент Нурсултан Назарбаев весьма уважаем среди своих граждан, и заслуженно: он твердой рукой направляет экономику страны, повышая благосостояние народа, и неважно, что большая часть этого самого благосостояния достается его приближенным. Ему удалось сбалансировать капризные требования Китая на востоке, России на севере, США и Европы на западе. Но его правительство - само воплощение непотизма. Один из его зятьев, Тимур Кулибаев, является, по данным Forbes, 458 самым богатым человеком мира. Он - один из главных акционеров нескольких казахстанских компаний, включая Банк Халык.

Другой его зять, Рахат Алиев, в феврале был внезапно отправлен служить послом Казахстана в Австрию - после исчезновения двух бывших руководителей еще одного отечественного банка, Нурбанка. Жена Жолдаса Тимралиева, одного из пропавших чиновников, утверждает, что ее мужа похитили после того, как он отказался передать права на управление местным бизнес-центром компании Р. Алиева.

Между тем смирительная рубашка, в которую Астана старается затянуть зарубежные корпорации, становится все теснее. Законодательство о недропользовании Казахстана, в которое за эти годы были внесены дополнительные изменения, теперь предоставляет преимущественные права на все энергетические и природные ресурсы государству.

Неудовлетворенный даже таким положением вещей, новый премьер Казахстана Карим Масимов в феврале этого года заявил, что правительство готово пересмотреть и даже отозвать лицензии на работу, выданные зарубежным энергетическим и добывающим компаниям.

Рост богатства вызвал рост бюрократии, а также национализма и коррупции. Астана наполнилась новыми чиновниками, каждому из которых нужен офис, уважаемая должность и новый "Мерседес" представительского класса. Многие из них проводят время, выдумывая новые правила для зарубежных компаний и изыскивая все более гениальные способы выжимания из них денег. Все это вызывает громадный антагонизм среди представителей зарубежного делового сообщества, представляющего собой закаленную команду, набившую руку в прокладывании пути через минные поля Центральной Азии.

"Они убивают курицу, несущую им золотые яйца, - говорит один лондонский нефтегазовый банкир, регулярно наезжающий в регион. - Они находятся под громадным давлением: им надо диверсифицировать свою экономику, развивая и другие секторы, помимо добывающего и нефтегазового, но пока что им этого не удается сделать.

Вместо того, чтобы привлекать зарубежных инвесторов, которые приносят деньги, оборудование и технологии, они нападают на них с луками, стрелами, бюрократами и калькуляторами. Все это бюрократическое вмешательство отравило климат в стране, и все иностранцы измотаны этим до предела".

Элиот Уилсон

«Спектейтор», Лондон, 28 апреля 2007 г.

11 May 2007

eurasia.org.ru

Предыдущая статьяЕС СМЯГЧАЕТ СВОЮ ПОЗИЦИЮ В ОТНОШЕНИИ УЗБЕКИСТАНА
Следующая статьяЦентральная Азия: "нефтяная война"