Центральная Азия: "нефтяная война"
15 May 2007, eurasia.org
Мировая пресса продолжает самым внимательным образом отслеживать подробность центральноазиатского турне президента РФ Владимира Путина, которое уже успели окрестить "энергетическим". Накануне Путин завершил переговоры в Казахстане, стране, которой обещают славу одного из нефтяных королей наступившегов века.
Как заявил в ходе переговоров президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Казахстан считает возможным расширить Каспийский трубопроводный консорциум с 23 до 40 млн.тонн. "Дополнительные 17 млн. тонн могут пойти на проект Бургас-Александруполис. Казахстан хочет участвовать в этом проекте и благодарен российской стороне за такую возможность", - сказал Назарбаев. "Казахстан абсолютно привержен тому, чтобы большая часть, если не вся (нефть), проходила именно по территории России. Мы всегда об этом говорим - заметил Назарбаев. - Факты говорят о том, что за прошлый год мы транспортировали 52,3 млн.тонн казахстанской нефти, из них 42 млн. тонн пошли через Россию - через каспийский трубопроводный консорциум "Самара-Актау" и через Оренбург".
Как напоминают в этой связи журналисты, 10 мая в Москве российское правительство одобрило законопроект "О ратификации соглашения между правительствами России, Греции и Болгарии о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас-Александруполис". Кроме того, по последним сообщениям СМИ, глава "Газпрома" Алексей Миллер сообщил, что Россия и Казахстан договорились о цене казахстанского газа с Карачаганакского месторождения - одного из условий создания СП на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. "Сегодня мы окончательно согласовали все условия и по СП, и по операторству в рамках этого проекта, - отметил Миллер. - Достигнута договоренность, что будет выстраиваться цепочка от добычи на территории Казахстана до совместной переработки и транспортировки, и совместной реализации на территории третьих стран". Правда, о какой именно цене идет речь, ни в Москве, ни в Астане не конкретизируют. На фоне впечатляющих договоренностей по нефти и газу все остальные соглашения - от "алюминиевых" до строительства АЭС - выглядели уже этаким "гарниром".
Тем временем Владимир Путин начинает переговоры в Туркменистане, от которых ждут прежде всего окончательной ясности в судьбе российских "газовых проектов". Точнее, ответа на вопрос, сумеет ли Россия "перебить" проект Транскаспийского газопровода, интерес к которому возродился после смерти Сапармурата Ниязова и прихода к власти Гурбангулы Бердымухаммедова.
Так или иначе, накануне визита замглавы Минпромэнерго России Андрей Реус сообщил на пресс-конференции, что на переговорах будет обсуждаться возможность строительства нового газопровода из Туркменистаном в Россию по берегу Каспийского моря. "Средняя Азия является одним из приоритетных направлений энергетической стратегии России", - заявил Андрей Реус. Замглавы Минэкономразвития подчеркнул, что "для России отношения с Туркменией и Казахстаном являются ключевыми и приоритетными". Большие возможности для расширения сотрудничества предоставляет, в частности, энергетика. В 2007 году Россия закупит у Туркменистана до 50 миллиардов кубометров газа, сообщил Андрей Реус. По его словам, соответствующий объем закупок предусмотрен контрактами, в 2008 году объем закупок запланирован на таком же уровне. Замминистра добавил, что Россия и Туркменистан заключают и долгосрочные соглашения на поставку газа в период до 2028 года, когда объем российских закупок туркменского газа может достигнуть 90 миллиардов кубометров.
При этом излишне напоминать, что за громкими цифрами новых соглашений по нефти и газу таится вовсе не коммерческий интерес. И сегодня в центральноазиатских столицах, если уж называть вещи своими именами, во многом определяется политический баланс Европы - и западной, и восточной. Точнее, возможность России влиять на этот самый баланс при помощи своего статуса монополиста на европейском рынке нефти и газа. И еще до старта путинского турне как такового в Москве констатировали: президенту России удалось, по сути дела, сорвать "энергетический саммит" в Польше, в ходе которого Польша, Украина, Азербайджан, Грузия и Казахстан планировали договориться о создании нефтяного маршрута Одесса-Гданьск в обход России с использованием уже построенных трубопроводов Одесса-Броды (Украина) и Плоцк-Гданьск к 2011 году.
На саммите должен был присутствовать и президент Казахстана. 29 марта Нурсултан Назарбаев лично пообещал президенту Польши Леху Качиньскому найти время для участия в саммите: "Что касается саммита, я принимаю предложение. Я всегда рад возможности обсуждать в любом формате актуальные вопросы торгово-экономического сотрудничества". Однако теперь российские СМИ утверждают, что президента Казахстана на саммите не будет.
Но означает ли это, что Москве удалось предотвратить передел энергетического рынка Европы и окончательно "похоронить" альтернативный транзит нефти и газа через Каспий, минуя российскую территорию? Наблюдатели не исключают, что в Москве празднуют победу слишком рано. Потому как реализация договоренностей и уж тем более шансы на реализацию совместной со странами Центральной Азии стратегию на европейском рынке во многом будут зависеть от того, какие экономические результаты от сотрудничества с Россией получат в Астане и Ашгабате. А до последнего времени опыт обеих стран был здесь далеко не самым оптимистичным. Плюс ко всему очевидно, что России придется столкнуться и с противодействием со стороны США, в том числе в финансовой сфере: за несколько дней до визита Путина власти Туркменистана пригласили на свой сектор Каспия американский "Шеврон", и хотя в Баку основное внимание по понятным причинам было уделено тому, что американской компании предлагают разрабатывать спорные месторождения, факт остается фактом: России в Центральной Азии придется столкнуться с заметной геополитической конкуренцией. Свое слово могут сказать и европейцы. Так или иначе, успех турне Путина может оказаться относительным.
НУРАНИ
ЭХО МОСКВЫ
14 May 2007