Казахстан: Что все это значит?
19 May 2007, eurasia.org.ru
Казис ТОГУЗБАЕВ
Чем может завершиться процесс по делу о «Казахгейте» в связи с новыми обстоятельствами? Что это может означать для высшего руководства Казахстана? И не уйдут ли «размороженные» для детей деньги не по предназначению? Своим мнением по этому поводу с читателями газеты делятся политики и политологи.
Это будет потерей лица
Политолог Рустем Кадыржанов считает, что чем дольше идет судебный процесс по делу о «Казахгейте», тем больше неясным становится это дело:
Мне кажется, здесь ситуация «фифти-фифти». С одной стороны, правительство, утверждавшее до этого, что деньги на этом счету честные, должно было именно в суде опровергнуть коррупционный характер этих 84 миллионов и доказать их законность. Коль скоро правительство на это не пошло, то подозрения сохраняются. С другой стороны, соглашение по использованию этих денег подписали США и Швейцария, и потому они взяли на себя часть ответственности, в том числе моральной. А нашему правительству это позволяет сохранить свое лицо. Для высшего руководства страны это - компромисс. В компромиссе всегда что-то приобретаешь, но что-то неизбежно теряешь. Следствие по «Казахгейту» длится уже семь лет, но чем дальше, тем больше неясностей в нем. Наверное, следствие столкнулось с большими трудностями в доказательстве выдвинутого обвинения.
Иногда высказывается мнение, что дело будет спущено, или уже спущено, на тормозах под давлением извне. Как политолог я достаточно изучал политическую систему США, одной из главных характеристик которой является полицентричность. Судебная власть является одним из центров этой системы, автономным от других ветвей и центров принятия решений. Оказывать давление на судебную власть бесполезно, все это рано или поздно станет известно. В противном случае это будет полная потеря лица и моральное банкротство правительства. И на международном уровне, и внутри страны.
Иностранцы тоже умеют воровать
Член Президиума Политсовета Народной партии «Алга!» (ДВК) Бахыт Туменова полагает, что будущее размороженных денег более чем туманно:Казахстанские власти, конечно, будут отрицать наличие какой-либо взятки. Хотя подобное соглашение, является как раз признанием факта получения взятки. США все-таки проявляют политику двойных стандартов. Во всяком случае, по отношению к Казахстану, где экономические и геостратегические интересы США, связанные с большой казахстанской нефтью и его геополитическим положением, все же превалируют над интересами продвижения демократии в нашем регионе и, в частности, в Казахстане.
Более того, наблюдая за тем, как тянется дело по Казахгейту, я прихожу к выводу о том, что для США выгодно, чтобы процесс по этому делу тянулся бесконечно, чтобы таким образом можно было держать на коротком поводке, который заканчивается так называемым «строгим ошейником» нынешнее руководство Казахстана до конца его правления. Деньги всегда могут уйти. Как у нас, так и за рубежом. Это будет зависеть от того, кем и как будет контролироваться распределение этих денег и их расходование. Честно говоря, разным таким фондам у меня уже нет веры. И эта вера еще больше тает от того, что этот фонд, который к тому же будет еще, кажется, и международным, должен будет иметь свой штат. А если, как оговорено в Соглашении, там будут работать иностранцы, то у них заработная плата будет очень высокой. Достаточно вспомнить случай, как любовнице главы Всемирного банка была назначена такая ежемесячная заработная плата, которая была выше годового оклада госсекретаря США. Иначе говоря, иностранцы умеют уводить деньги через разного рода подобные внешне законные схемы в виде высокой заработной платы.
Деньги уйдут «налево»!
Член президиума политсовета Народной партии «Алга!» (ДВК) Владимир Козлов полагает, что таким образом Казахстан признал факт дачи взятки...
Это соглашение не означает ничего, кроме того, что Казахстан признал факт дачи взятки. Для того чтобы с этим не спорить, достаточно вспомнить имена владельцев счетов. Если кому-то этого мало, тогда надо вспомнить еще историю возникновения тех самых счетов и тот факт, что США в настоящее время судят своего гражданина, обвиняемого в даче взяток высокопоставленным государственным деятелям Казахстана. А взятки как раз и лежат на тех самых счетах.
Высшее руководство страны последние пять лет активно занималось тем, что пыталось вернуть себе содержимое тех самых арестованных швейцарских счетов. Причем для того, чтобы вернуть эти взятки, нанимались высокооплачиваемые американские адвокаты, услуги которых оплачивались из государственных средств Казахстана. Скорее всего, это у нашего высшего руководства частично получилось. А «казахгейт» не закончится ничем, пока господин Назарбаев является президентом Казахстана. Иметь президента Казахстана в качестве потенциального подозреваемого в получении взятки - что может быть круче? И еще я уверен, что деньги уйдут «налево».
Их просто разворуют!
Дмитрий Бурминский, активист НП «Алга!», ЮКО:Сам факт «разморозки», к сожалению, не дойдет до широкой общественности в Казахстане, он будет скрыт. А если и будет какое-либо сообщение, то настолько извращенное, что обыватель еще будет и аплодировать своему президенту за то, что он такую сумму смог вернуть в Казахстан. Мне кажется, власть как обычно не будет ни подтверждать факт разморозки денег, ни отрицать его. Американцы поступили, как и должны были поступить. У этой страны нет друзей или врагов. У Штатов есть только национальные интересы. Глупо было надеяться с самого начала на то, что в США будет до конца доведено дело о «Казахгейте», и что по отношению к его фигурантам будут приняты какие-либо меры. США использовали дело о «казахгейте» как один из методов давления на казахстанское руководство. Американское правительство никогда не выпустит Казахстан со своей геополитической орбиты. Судьба «вернувшихся» денег будет более чем печальна. По большому счету, они будут просто примитивно разворованы.
У нас такие вопросы решают "технично"
Сергей Измайлов, руководитель филиала НП «Алга!», СКО: Если бы правительство Казахстана не имело бы отношение к делу о «казахгейте», оно не пошло бы ни на какое соглашение, а отстаивало бы свою честь и достоинство. Но соглашение достигнуто, и правительство страны отмалчивается, значит, видимо, есть на то основания. Давайте возьмем человека, который бы имел доход миллиарды долларов, он себя оклеветает за $84 млн.? Таким образом, правительство Казахстана фактически признало факт дачи взятки.
Наверху уже давно научились все такие проблемы решать «технично», и чем завершится процесс по делу о «казахгейте», догадаться несложно, скорее всего, данное дело будет спущено на тормозах. Благотворительных фондов в республике насчитывается свыше ста, и формально объектом благотворительности нередко являются дети. Но только единицы из них реально решают проблемы детей и молодежи. И нет уверенности в том, что создание еще одного фонда облегчит участь детей-сирот, детей-инвалидов, а деньги или их значительная часть не уйдут не по предназначению.
Все лучшее - детям?
Политолог Николай Кузьмин считает, что если хоть какая-то часть денег достанется детям - все лучше, чем если бы они замерзали в швейцарских банках...
Теперь сам вопрос о даче/получении взяток снят американцами с повестки дня. Применительно к Казахстану, конечно, что там будет с Гиффеном - вопрос отдельный. При этом остается поле для любых интерпретаций «разморозки». Безусловно, оппозиция расценит ее как молчаливое признание факта получения взяток высшими чиновниками страны. Правительственные чиновники будут это отрицать. Что касается судьбы денег в фонде «Бота», то хотелось бы верить, что все они будут использованы на благо детей, особенно нуждающихся в поддержке. Однако репутация казахстан┐ских чиновников, как, впрочем, и некоторых руководителей Всемирного банка, заставляет усомниться в этом. А то, что фонд будет работать, никак не взаимодействуя ни с нашими чиновниками, ни с чиновниками из Всемирного банка, кажется маловероятным.
Наше правительство на крючке
Абдрашит Елеуов, руководитель филиала НП «Алга!», Жамбылская область:То, что правительство Казахстана, решило использовать эти замороженные 84 млн долларов, подтверждает, на наш взгляд, факт получения взятки. Это означает, что правительство с самого верха до самого низа пропитано коррупцией, а также падение престижа страны в глазах мирового сообщества. Дело о «казахгейте» будет длиться до бесконечности - во всяком случае до конца правления Нурсултана Назарбаева, ибо это означает, что наше правительство висит на крючке у США. Хотелось бы верить, что хотя бы какая-то этих средств пойдет на решение проблем детей.