CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasianhome.org

«ДЕЛО РАХАТА АЛИЕВА», ИЛИ О ТОМ, КАК АВСТРИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ ЗАРАБАТЫВАЕТ МИЛЛИОНЫ

20 июля 2007

«ДЕЛО РАХАТА АЛИЕВА», ИЛИ О ТОМ, КАК АВСТРИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ ЗАРАБАТЫВАЕТ МИЛЛИОНЫ

19 июля 2007 г., eurasianhome.org

ЛЕОНИД ГУСЕВ,

Старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России, Москва

Во многих странах существует юридическая практика, согласно которой подозреваемый может до суда быть выпущен под залог. Обычно это бывает, когда речь идет о не слишком опасных для общества преступлениях (кража, мошенничество и т.д.). И это вполне нормально. Гораздо реже это происходит с теми, кто обвиняется в преступлениях с использованием насилия. И совсем редко, когда речь идет о подозреваемом в нескольких убийствах. Тем не менее, именно это недавно и произошло по решению судебных властей Вены. Более того, впечатляет сумма внесенного залога - 1 миллион евро. Скандальность ситуации усиливает и то, что выпущенный под залог является иностранным гражданином, в свое время занимавшим высокие государственные посты. Поэтому перед тем, как обратиться к «уголовной хронике», надо сказать несколько слов о политике.

Итак, о ком идет речь? О бывшем после Казахстана в Австрии Рахате Алиеве. В свое время он сделал фантастическую карьеру благодаря браку с Даригой Назарбаевой, старшей дочерью президента своей страны.

То, что сейчас происходит в этой центрально-азиатской стране, некоторые эксперты уже назвали «кризисом». С одной стороны, в течение одной майской недели в конституцию там были внесены принципиальные изменения, суть которых состоит в трансформации государственного устройства из президентской республики в президентско-парламентскую. С другой стороны, внесение и утверждение конституционных поправок и последовавший затем роспуск парламента (в июне) произошли на фоне обострения конфликта элит в этой стране.

Это случилось, когда Рахат Алиев - один из самых влиятельных людей в Казахстане - был внезапно освобожден от всех государственных должностей, и ему были предъявлены обвинения в серьезных уголовных преступлениях (рейдерстве, похищении людей, пытках и убийствах). Он был объявлен в международный розыск, попросил в Австрии политического убежища, был взят под стражу, затем отпущен под залог. В настоящее время изучается запрос Казахстана об экстрадиции Алиева на родину.

Все это произошло на протяжении одного месяца. Между «делом Алиева» и текущей реформой государственного устройства Казахстана некоторые эксперты видят связь. Тем более что Алиев уже заявил, что его преследуют по политическим мотивам. Однако, так ли это на самом деле?

Обратимся к фактам. Уголовное дело по факту похищения людей в отношении Алиева было начато во второй половине мая 2007 года. По этому поводу МВД Казахстана организовало брифинг, на котором было, в частности, сказано, что речь идет о похищении бывшего председателя правления «Нурбанка» (крупного казахстанского коммерческого банка), его бывшего первого заместителя и бывшего начальника управления административного хозяйства этого банка - Абильмажена Гилимова, Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова. Соответствующее уголовное дело по статье 125 Уголовного кодекса Казахстана расследует полиция города Алма-Аты.

Это обвинение стало скандалом. На тот момент Рахат Алиев не только занимал высокие государственные посты, но и являлся крупным акционером «Нурбанка», национальных телеканалов «Хабар» и КТК, газеты «Караван», информационного агентства Kazakhstan Today и т.д.

26 мая Алиев отправлен в отставку с должности посла Казахстана в Австрии, а также с должности постоянного представителя Республики Казахстан при международных организациях в городе Вена.

После этого из Национального центрального бюро «Интерпола» города Астаны в региональный суд города Вены был направлен запрос об аресте и экстрадиции Алиева и его предполагаемых сообщников.

Суд Вены выдал ордер на арест разыскиваемых граждан Казахстана, и 1 июня текущего года полиция задержала Рахата Алиева, Виктора Сапожникова, Вадима Кошляка, Айдара Бектыбаева и Сергея Кошлая. Некоторое время все они находились в тюрьме, а затем «по состоянию здоровья» были освобождены под залог и с подпиской о невыезде. Любопытно, что «цена» у всех оказалась разная: Алиева оценили в 1 миллион евро, Кошляка - в 300 тысяч, а остальных - по 100 тысяч за каждого.

Разумеется, Алиев всячески пытается помешать своей выдаче, прекрасно понимая, чем ему грозят разоблачения на родине. Например, в интервью журналу «Profil» он заявил, что не хотел бы покидать Австрию: «Мое желание получить австрийское гражданство объясняется тем, что мне очень хочется остаться в этой красивой стране, к которой я очень привязан. Австрия не должна выдавать меня системе, в которой моя жизнь и жизнь моей семьи окажутся в опасности».

Более того, руководитель австрийского отделения Amnesty International Хайнц Патцельт заявил, что в Казахстане по-прежнему «существует смертная казнь, а также практикуются пытки». В этих условиях, заявил Патцельт, высылать Рахата Алиева из Австрии нельзя. Но, пожалуй, любой юрист должен знать, что на смертную казнь в Казахстане объявлен мораторий, он действует в течение многих лет. А к вопросу о пытках мы вернемся ниже:

Кроме того, Алиев утверждает, что цель его преследователей - завладеть принадлежащими ему медиа-активами. В одном из своих последних интервью он сказал, что незадолго до приезда в Вену следственной группы из Казахстана к нему приходили представители президента и просили отказаться от медиа-ресурсов.

В Казахстане, однако, надеются, что австрийские власти не пойдут на поводу у Алиева и не будут медлить с его экстрадицией. «Что ему угрожает, я не знаю. В наших следственных изоляторах все хорошо. На минувшей неделе их посещали правозащитники и лично убедились, что там соблюдаются конституционные и другие права задержанных», - заявил пресс-секретарь МВД Казахстана.

Как бы то ни было, пока Австрия не выдает Алиева Казахстану, и это непонятно: обвинения против него выдвинуты именно уголовные, совершенно не связанные с политикой. Ведь нельзя принимать всерьез заявления Алиева о том, что его преследуют потому, что он намерен выдвинуть свою кандидатуру на выборах на пост президента Казахстана. Также только неосведомленные люди верят в то, что он может возглавить «демократическую оппозицию» в Казахстане.

Но вернемся к вопросу о пытках. 9 июля 2007 года казахстанская газета www.geo.kz по сведениям, полученным от «информированного источника», сообщила, что пару недель назад нашли тела пропавших топ-менеджеров «Нурбанка». Место показал один из предполагаемых сообщников Алиева.

Была проведена экспертиза тел по ДНК, и подтвердилось, что это Тимралиев и Хасенов. Тела сильно обезображены, их пытали. По сведениям www.geo.kz, тот, кто показал могилу, признался - пытал и убил лично Алиев. Однако эту информацию пока засекретили: власти Казахстана пытаются понять, как урегулировать проблему, учитывая приближение парламентских выборов:

Также, по словам спасшегося бизнесмена Гилимова, 18 января 2007 года его привезли в некий спортивный комплекс, где Рахат Алиев ему морально и физически угрожал, требуя отдать часть бизнеса.

В любом случае, необходимо подчеркнуть, что нынешний кризис связан не с «большой политикой», а является сугубо криминальным. Об этом говорит и то, что в Казахстане отстранение от власти и судебное преследование Рахата Алиева бизнес и общественность воспринимают как освобождение.

Тем не менее, непонятно, дойдет ли «дело Алиева» до разбирательства в суде. И, как ни парадоксально, это связано не с позицией Астаны, а с позицией: Вены!

Несмотря на то, что по линии «Интерпола» из Казахстана уже давно были отправлены все документы, свидетельствующие о преступлениях Алиева и его сообщников, австрийская сторона до сих пор не определила срок экстрадиции.

Хотя известно, что Алиев давно «пустил корни» в деловой и политической элите Австрии, все же предположим, что австрийские чиновники ведут себя строго в рамках закона. Но кто дал гарантии, что так будет вести себя и Алиев?

Согласно законам Австрии, человек, выпущенный судом под залог, обязан ежедневно в установленное время сообщать о своем месте пребывания представителям судебной системы. Пока это и происходит: Рахат Алиев не покидает свой особняк.

Но есть сомнения в том, что эта ситуация сохранится и далее: слишком тяжелые и обоснованные обвинения выдвинуты в его адрес. Учитывая его финансовые возможности, связи и характер, вполне можно ожидать, что он решится пожертвовать залогом и «исчезнет в неизвестном направлении». А вот как будут выглядеть в такой ситуации власти Австрии?

Не получится ли, что из «гуманистических соображений» они просто «заработают» миллион евро на спасении откровенного уголовника от заслуженного наказания? Вот в чем вопрос.

eurasianhome.org

Предыдущая статьяБелый дом понижает планку для успехов властей Ирака
Следующая статьяСША готовят Азербайджан к войне?