Афганский тупик
31 июля 2007 11:09, iamik.ru
Нынешняя ситуация в Афганистане дает основание предполагать о том, что позитивных перемен в этой стране в ближайшем будущем ожидать не следует. Сохраняется тенденция осложнения внутриполитической обстановки и роста напряженности в вооруженном противостоянии международных, правительственных сил с антиправительственными формированиями.
Следует отметить, что присутствие в Афганистане войск НАТО никак не повлияло на сложившуюся ситуацию. Международные силы по содействию безопасности (ISAF), в задачу которых входило обеспечение политической стабильности в стране, не только не справились со своей задачей, но и способствовали росту антизападных и антиамериканских настроений среди местного населения.
Прошло уже несколько лет, как коалиционные силы во главе США начали антитеррористическую операцию в Афганистане. Но ни разгрома экстремистского режима талибов, ни ликвидации международной террористической организации «Аль-Каида», ни уничтожения ее лидера Усамы бин Ладена Вашингтон так и не добился.
Надежда афганцев на то, что с приходом миротворческих сил их жизнь улучшится, из года в год продолжают растворяться и трансформироваться в настороженное отношение к «заграничным гостям». Гибель мирного населения в результате применения со стороны коалиционных сил боевой авиации и артиллерии стала причиной роста недовольства местных жителей против присутствующих в стране американских военнослужащих.
В частности, согласно данным командования ISAF и сил США, а также миссии ООН в Исламской Республике Афганистан (ИРА), за прошедшее пять месяцев текущего года жертвами войсковых операций стали 1800 человек, 380 из которых гражданские лица. Недавно в провинции Кунар в результате ракетного обстрела школьного автотранспорта погибло 6 учеников. Кроме того, артобстрелом в провинции Урузган убито 55 и бомбово-штурмовым ударом в провинции Гельменд убито 25 женщин и детей. К сожалению, ошибки международных сил только этими цифрами не заканчиваются. 23 июня с.г. авиацией ISAF нанесен ракетный удар по территориям, прилегающим к Пакистану. В результате в населенных пунктах Тор Джавар и Мангротай пакистанской провинции Северный Вазиристан погибло 10 мирных жителей, среди которых 3 женщины и ребенок.
В этот же день президент X.Карзай заявил, что афганское правительство требует от коалиционных войск прекратить необоснованные авиа и артиллерийские удары по населенным пунктам страны. По мнению наблюдателей, это высказывание главы государства ни что иное, как демонстрация стремления официального Кабула защитить права и свободы своих граждан. Но в реальности дела обстоят иначе. Президент X.Карзай не в состоянии повлиять на командование НАТО, изменить их стратегические и тактические планы в Афганистане. Управляемое Вашингтоном действующее правительство страны полностью зависит от международных сил и вынуждено исполнять их волю и решения.
В стране существенно возросла диверсионно-террористическая активность движения «Талибан», в том числе, и в самом Кабуле. Так, недавно в столице был совершен крупнейший теракт за всю историю страны после свержения режима талибов. Жертвами подрыва автобуса, перевозившего полицейских в Кабуле, стали более тридцати человек.
Наблюдатели обращают внимание на то, что талибы все чаще прибегают к тактике иракских повстанцев. Объектами их нападений, осуществляющихся преимущественно смертниками, становятся представители афганских сил безопасности, а также военнослужащие из многонационального контингента. Согласно имеющейся информации, общее число афганских военнослужащих, убитых в стране с начала текущего года, составило 307 человек.
Захлестнувшая Афганистан волна терактов лишний раз доказала, что военная кампания США и НАТО против талибов на юге и востоке страны не увенчались должным успехом.
Народ уже начал осознавать, что «гости» с оружием в руках находятся здесь не во имя обеспечения их спокойствия, а ради расширения зоны влияния своих стран в Афганистане. Это вынудило афганцев повернуться лицом к талибам.
С ростом антиамериканских настроений талибы получили мощную поддержку со стороны местного населения, что нашло отражение в активизации действий их отрядов на юге Афганистана. По оценкам экспертов, талибы контролируют ситуацию в провинциях Гельменд, Кандагар, Фарах, Газни, Пактика, Хост, Пактия, Нимроз, Забуль. Иностранный контингент, даже зная места дислокации групп движения «Талибан», как правило редко вступает в боестолкновения с ними, не желая нести потери в живой силе.
В настоящее время наблюдается раскол среди представителей действующей власти страны. Это нашло свое отражение в противоречии между сторонниками нынешнего президента Хамида Карзая, являющимся ставленником Вашингтона, и парламентариями, а также активистами недавно созданного альянса политических партий (НФА). Соратники президента, состоящие из этнических пуштунов, оппозиционно настроены по отношению к северянам и бывшим руководителям Народно-демократической партии Афганистана. Поэтому правительство X.Карзая взяло курс на чистку госаппарата путем вытеснения со всех значимых постов представителей национальных меньшинств. Последовательно идет работа по практически открытой критике «Северного альянса», его внутреннего положения. По мнению наблюдателей, именно представляющие нацменьшинства лидеры «северян», а не талибы или «Аль-Каида», рассматривались и рассматриваются руководством Афганистана как главная угроза безопасности страны.
В плане обороноспособности афганские власти вместе с представителями западных стран огромное внимание уделяли к вопросам демобилизации и разоружения, в основном, сил «Северного альянса». В результате этого многие боеспособные части антиталибской коалиции, которые могли стать силовым оплотом новой администрации, расформировывались, а многочисленная военная техника, произведенная в бывшем СССР и России, были исключены из вооружения. При этом темпы, а также качество формирования новых подразделений национальной армии и полиции, как представляется, нередко оставляют желать лучшего.
Сегодняшняя афганская национальная армия представляет собой разрозненные отряды недостаточно обученных бойцов, не имеющих необходимого количества вооружений и военной техники. Вспомогательная роль в войсковых операциях, отводимая им американцами, отсутствие авиа и артиллерийской поддержки во многом являются свидетельством низкого уровня боевого потенциала действующих властей. А вот движение «Талибан» подпитывается за счет достаточно высокого уровня материально-технического снабжения из Пакистана и щедрого финансирования со стороны наркоторговцев и некоторых арабских фондов стран Персидского залива. Разногласия отмечаются и внутри сил НАТО в Афганистане в вопросе вывода боевых частей США, место которых занимают миротворцы ISAF. При этом Франция, Испания и Германия уже отказались участвовать в операциях, в ходе которых предполагалось ведение оперативных действий против талибов. Некоторые члены НАТО - такие, как Турция и Италия, ранее соглашавшиеся стать основой расширенного контингента, рассматривают вопрос об отказе в дополнительной отправке своих военнослужащих в Афганистан.
Афганский народ также осознал, что не следует рассчитывать на экономическую помощь извне. Международные дотации не в состоянии обеспечить им нормальную жизнь. Это, в свою очередь, заставляет крестьян заниматься выращиванием, переработкой и сбытом наркотиков. Ограниченное и беспричинно заниженное финансирование со стороны международных организаций, направленное на восстановление социальной сферы подорвало имидж лидеров иностранных государств, которые совсем недавно заявляли, что готовы предоставить миллиарды долларов в качестве помощи. Денежная поддержка, оказанная Афганистану, была в 7-8 раз меньше, чем это декларировалось международным сообществом.
Сложившаяся военно-политическая ситуация в стране еще раз свидетельствует об отсутствии авторитетной и сильной власти, способной вывести республику из многолетнего системного кризиса. Наблюдается стремление руководителей отдельных афганских провинций к самостоятельному правлению. При этом лишенные финансовой подпитки из центра, эти административно-территориальные единицы будут и далее отдавать предпочтение наркобизнесу.
Очевидно, что усилия международного сообщества, как в военно-политическом, так и в финансово-экономическом плане, не смогли оказать эффективного влияния на сложившуюся внутриполитическую и социально-экономическую обстановку в Афганистане. Политика Вашингтона потерпела провал в Ираке и Афганистане. Военные операции США и их союзников в этих странах поставили под угрозу безопасность и стабильность государств Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Азии.
В результате можно предположить, что дальнейшие действия США в Афганистане будут идти по «Вьетнамскому сценарию» - пришел, увидел и удрал.
Сайд Амин Варсак