КТО ЗАМЕНИТ КУЛОВА? или Станет ли Эдиль Байсалов лицом кыргызской демократии?
06.09.2007 г., Интернет-газета Белый Пароход
Автор Улан КАНКОР
В последние месяцы в кулуарах все чаще шепчутся о новой оппозиции. Но какой она будет, и кто в нее войдет, никому не известно. «Белый пароход» решил познакомить вас с некоторыми версиями на тему, кто способен вновь поднять бунт на кораблике под названием Кыргызстан.
В бой идут одни старики?
Новый политический сезон открыт. В понимании многих кыргызстанцев он связан с ожиданиями новых волнений. Так уж повелось, что политические баталии в стране - явление чисто сезонное - весенне-осеннее. Противники начинают выяснять отношения, когда благоприятствует погода и температура воздуха.
Однако, по предположениям местных политологов, вскоре все переменится. Причем, не обязательно в лучшую сторону. По крайней мере, для нынешней оппозиции. Ей обещают постепенное затухание и удаление на покой. Но, как предполагается, и она еще способна обнажить против властей зубы. Впрочем, скорее - в дипломатической улыбке, дабы не попасть под горячую руку уголовных разбирательств со злосчастными фронтовиками.
Тем не менее, мало кто сомневается, что осенью сторонники оппозиции вновь устроят на площади свой майдан. Число причин для возмущения множится. Теперь, возможно, акция оппозиционного протеста будет носить характер голодного бунта, и за сэндвичами с пловом, популярными на площади в разгар митинговых страстей, будут выстраиваться действительно длинные очереди.
Но не пугайтесь: это для затравки. На деле, как кажется, действующая оппозиция вряд ли соберет в себе силы на организацию массовых акций, как ранее. Людей, которые могли спонсировать акции протеста, постепенно от вождей отрезали или переориентировали. Бизнес постепенно свыкается с тем, что легче и спокойней работать под новой «семьей», чем против нее. Самые пугающие фигуры вообще были властями нейтрализованы.
Удалился от дел Кулов, потерпевший громкое фиаско весной. Вместе с ним в тени оказались его сподвижники. По некоторым признакам, свою политическую позицию пересмотрел кыргызский «младоолигарх» Омурбек Бабанов. Теперь он к радикалам ни-ни. Затихли другие сторонники Объединенного фронта и Движения «За реформы». Такое впечатление, что реформы наконец-то начали претворяться в жизнь. Или реформистам просто стало не до них.
Оппозиция оказалась в недвусмысленном положении. Внутренних ресурсов на активное продолжение борьбы нет, но искать спонсоров несподручно. За такое дело, как известно, в Кыргызстане даже в попытке контрреволюции обвинить могут. В лучшем случае - если выясниться, что акции проводятся при поддержке Акаевых или того же Урматбека Барыктобасова.
В худшем случае - могут обвинить в пособничестве иностранной державе. Но сие возможно, если кого-нибудь из оппозиционеров поймают при получении средств из-за рубежа. Что, однако, крайне сомнительно. «Тюльпановая революция», осуществленная в Кыргызстане при поддержке дяди Сэма, тому ярчайший пример. По этой причине, ждать массовых гражданских выступлений, подготовленных уже известной оппозицией, стоит вряд ли. Так ждать ли чего-то вообще?
Волков бояться - в лес ходить?
Свято место пусто не бывает. Посему ждать, как уверяют люди сведущие, все-таки нужно. Но не от уже зарекомендовавших себя непримиримыми оппозиционерами персон. Истеблишмент стращают неким определенным фактором - новой оппозицией. Страшна она потому, что никто не знает, кто в нее войдет и чего, собственно, от нее ждать.
О грядущем появлении силы «икс» в кулуарах, как известно, зашептались практически сразу после разгона демонстрантов 19 апреля. Возможно, разговоры об этом - плоды ощущения полного разгрома оппозиции. Должно ведь что-то придти на смену проигравшим. Однако, чуть позже о новой оппозиции заговорили известные политологи.
Ассоциация политологов Кыргызстана, частности, предполагает, что осенью 2007 года в стране появятся новые оппозиционные группы. Глава ассоциации Нур Омаров, например, убежден, что «многие действующие политики изжили себя и дискредитировали». «В обществе есть потребность в лидерах нового поколения, - заявил он. - Думаю, что, скорее всего, ими станут люди 45-55 лет».
Помимо него, как известно, оппозиции не шибко импонировали и другие эксперты. Что, между прочим, делают и сейчас. Лагерь политических оппонентов властей, по их мнению, пока не способен исполнять миссию достойных противников чиновничьей верхушки, так как разрознен. Он, скорее, представляет собой некий клуб по интересам.
Кстати, несмотря на все это, «неорганизованной и неоднородной» оппозиции удалось в свое время вынудить бежать Акаевых. Но у противников первого президента ресурсы были несравнимо шире, чем у оппонентов действующего. Тогда их поддерживал с одной стороны Запад, а с другой - столь неоднозначные фигуры, как Эркин Баяманов и ряд подобных персон. Ныне таких в распоряжении оппозиционных политиков нет.
Это печальное обстоятельство, как предполагается, вынудит оппозицию измениться. Возможно, что она приблизится к народу, либо, по крайней мере, использует в борьбе с властями популистские мотивы. Нур Омаров, к примеру, считает, что недовольство населения социальными проблемами поспособствует дебюту новых оппозиционных лидеров и политиков. «На этой волне могут появиться новые персонажи, которые используют протестный потенциал в свою пользу», - подчеркивает политолог.
Четвертование оппозиции
Богатырев в свою очередь предполагает, что новый политический корпус в Кыргызстане сформируется из четырех групп. Причем, как следует далее из его объяснений, не устойчивых, образованных в силу узких интересов, но, тем не менее, нового для кыргызской политики типа.
В первой группе аналитик обозначил Атамбаева и его сторонников. В команду поддержки нынешнего премьера, по прогнозам, войдут госслужащие, сочувствующие главе Социал-демократической партии. Последняя, с назначением лидера в правительство, стала партией власти. Членством в ней обзавелись несколько известных депутатов. Не так давно ряды социал-демократов пополнил бывший президент Коалиции НПО Эдиль Байсалов. Молодой человек вырос из гражданского костюма и решил начать карьеру в публичной политике. Попутно выразил сомнение в прогнозах политологов. Кто из них прав, покажет самое ближайшее будущее.
Вторую группу сформируют «новые» южане. Таким образом Богатырев обозначил группу, условно обозначенную им рамками таких фигур как спикер Марат Султанов, Ахматбек Келдибеков, Камчыбек Ташиев. «Это те политики, которые считают, что в случае отставки Курманбека Бакиева президентом должен оставаться выходец с юга страны», - пояснил политолог.
Третью группу условно назвали «новой порослью». В ее ряды заочно зачислены, в основном, представители гражданского общества. НПО, напомним, давно считают кузницей будущих политических кадров. Но помимо вполне уместного в их списке Алишера Мамасалиева, к лагерю «младых» отнесен известный бизнесмен Урматбек Барыктобасов. Последний два года назад пытался участвовать в президентских выборах, но после покинул страну, опасаясь уголовного преследования. Власти фактически обвинили его в попытке контрреволюционного переворота. Компанию «белых ворон» в третьей колонне Барыктобасову составила Бермет Акаева.
Четвертым полюсом в оппозиции может, по мнению Богатырева, стать националистическое движение правого толка. Оно, по его словам, закончит то, что не доделала «Асаба». Что значит, видимо, одно - другим этническим группам в Кыргызстане не дадут жить хорошо, пока хорошо не станет титульной.
Улан КАНКОР