Перспективы трансатлантического союза
07 сентября 2007 11:25, iamik.ru
В «старой Европе» (если воспользоваться обозначением, введенным в свое время бывшим шефом Пентагона Рамсфелдом) появились новые лидеры. К канцлеру Германии Ангеле Меркель присоединились президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Великобритании Гордон Браун. Как это отразится на перспективах трансатлантического союза?
В последние годы отношения Западной Европы с Америкой подвергались немалым испытаниям. Пожалуй, самым значительным из них был кризис из-за войны в Ираке в 2003 году. Сейчас, однако, Европа и Америка прилагают усилия к реставрации прочных уз. На последнем саммите США-ЕС особый упор делался на кооперации и партнерстве между двумя континентами, особенно - в сфере торговли.
Вот что думает по этому поводу берлинский политолог Джон Халсман: «Политические отношения Америки и Европы заметно улучшились после прихода к власти новых лидеров - Николя Саркози, Гордона Брауна и Ангелы Меркель. Бывший премьер Великобритании Тони Блэр вызывал неудовольствие своей близостью к Бушу, а бывший президент Франции Жак Ширак - своим отчуждением от Буша. Сейчас Саркози и Браун идут к консенсусу в смысле своей американской политики, сближаясь с германским канцлером. Меркель, в свою очередь, отошла от антиамериканского курса своего предшественника Шредера. Ее позиция сводится к тому, что дружба с Америкой не требует полного совпадения взглядов».
При этом, отмечает Халсман, имидж Америки среди рядовых европейцев не претерпел особо положительных изменений.
Того же мнения придерживается и лондонский аналитик Дейна Аллин. Европейцы, по его словам, не очень доверяют США в стратегическом отношении, считая, что Вашингтон слишком часто пренебрегает интересами союзников: «Человеческие симпатии европейцев к Америке порядком ослабли, о чем постоянно свидетельствуют социологические опросы. Неизвестно, каких усилий потребует восстановление в Старом Свете репутации Америки, которая давно не падала так низко».
В частности, продолжает Аллин, Ближний Восток видится европейцам совсем иначе, чем американцам: «Европа, включая проамериканскую Великобританию, гораздо больше, чем США склоняется к тому, что решение палестино-израильского конфликта - ключ к стабилизации всего региона и отношений с арабо-мусульманским миром. Вашингтон же воспринимает Ближний Восток как регион, нуждающийся поначалу в глубокой демократизации, без которой немыслимо обеспечение прочного мира между евреями и арабами».
Как отмечает Аллин, европейцы полагают, что США проигрывают «битву за умы и сердца» мусульман из-за войны в Ираке и некоторых неприглядных методов борьбы с терроризмом. Многие европейцы винят Америку в нарушении международных конвенций о правах человека и требуют закрытия тюрьмы в Гуантанамо и положить конец допросам подозреваемых за пределами США.
Корень евро-американских разногласий многие аналитики видят в различиях военно-политических концепций, принятых сторонами после окончания «холодной войны». После Второй мировой войны прошло уже более 60 лет, и трансатлантическое партнерство нуждается в переосмыслении. Одним из новых элементов партнерства, по мнению Майкла Бреннера из Питтсбургского университета, должно стать более решительное отстаивание Европой своих взглядов:
«Европа и Америка, живущие собственным умом и по-своему взаимодействующие с внешним миром, смогут легче договариваться и действовать сообща. Союзники полезны тем, что могут вносить поправки в твою политику и поднимать неприятные вопросы. Они могут указывать на негативные последствия твоих действий. На сегодня соотношение сил между США и Европой настолько перекошено, что нормальный в моем понимании диалог для них невозможен».
Бреннер отмечает, что следующим испытанием для трансатлантических отношений будет проблема разработки ядерных вооружений в Иране. Руководство США тяготеет к быстрому решению этой проблемы, полагая, что в противном случае ядерный Иран расшатает всю систему безопасности на Ближнем Востоке. По мнению Белого Дома, если дипломатия не поможет, не исключена вероятность нанесения удара по иранским ядерным объектам. Большинство европейцев, однако, решительно возражает против силового варианта. Снова - Джон Халсман: «Иран определит, какими будут евро-американские отношения. Все положительные наработки будут уничтожены, если Америка в одностороннем порядке начнет бомбить Иран. Такого испытания альянс, много переживший на своем веку, сегодня не выдержит».
Впрочем, Европа тоже эволюционирует в своем восприятии Ирана, отмечает Дейна Аллин: «Саркози, например, прекрасно сознает, что в какой-то момент дилемма "ядерный Иран или превентивный удар" может оказаться неотвратимой. Саркози дал понять, что бомбардировка Ирана, скорее всего, станет катастрофой, но ядерное оружие в руках Тегерана еще более неприемлемо. Французский президент добивается более значимой международной роли для Европы, но такой, которая была бы совместима с политикой Америки».
Иела де Франчески
«VOAnews»