Бесплатная оплата
27.09.2007, Журнал "Оазис" ? 18 (62) Сентябрь 2007
Зарина Юсупова (Ташкент)
Пролог
Конституция Узбекистана, обещающая бесплатное медицинское обслуживание, действует по принципу нашего же узбекского ХОП - сделаю, но потом, может быть:
Одна ташкентская журналистка, несколько месяцев назад подарившая миру нового человечка, убедилась в этом на практике. Назовем ее Карина. Муж Карины, скромный работник редакционной администрации, действовал в этом случае под лозунгом: «Родился сам - помоги другому!». Но, в условиях современной экономики Узбекистана доходы молодой четы нельзя было назвать солидными. Вдвоем они еще как-то справлялись, а как только беременная жена снизила трудовой темп, возникли серьезные трудности. И, как раз в этот период случилась крупная неприятность - возникла угроза выкидыша. Тогда впервые будущие родители столкнулись с Шестым родильным домом города Ташкента.
Часть I. Беременность
Чтобы не отвечать сто раз на одни и те же вопросы, в приемном покое, будущая мама предоставила медикам свою, случайно оставшуюся на руках амбулаторную анкету. Затем, не менее часа, бедняжка, держась за живот, упрашивала обслуживающий персонал гинекологии выдать ей постельное белье. Отсутствие денег не позволяло решить все проблемы одним махом. Затем она еще часа полтора лежала на койке, ожидая появления ангела в белом халате. Наконец, не выдержав, отправилась на пост медсестер. У стола перебирала бумаги строгая, солидная дама. На вопрос Карины, сколько часов ей еще ожидать помощи, дама бесцветным голосом поинтересовалась фамилией пациентки. Минут через пятнадцать ее стационарная карточка вынырнула из кучи других, и тут свершилось чудо! Безразличная дама преобразилась. Теперь это было море чрезмерного внимания и, даже некоего подобострастия. Выяснилось, что эта дама заведующая отделением. Через пять минут нашу героиню перевели в отдельную палату, провели подробнейший медосмотр, назначили лечение и даже все необходимые лекарства оказались в наличии. Хотя, несколько часов назад, в приемном покое было сказано, что с медикаментами очень сложно, пациентам приходится закупать и приносить свои.
И только во время выписки, при заполнении больничного листа Карина узнала, в чем причина такой перемены в поведении медперсонала. Записывая ее данные, старшая медсестра внезапно спросила:
- Как вам у нас понравилось? Напишите что-нибудь хорошее в «Правду Востока»?
В «Правде Востока», газете Кабинета министров Узбекистана Карина работала год назад. Но, надпись в амбулаторной анкете так и не сменила. Теперь все стало на свои места.
Часть II. Роды
Время пришло - дитя попросилось на волю. Счастливый и немного испуганный супруг повез жену и двести североамериканских долларов все в тот же Шестой роддом. Разумеется, врач встретила со вниманием, но тут же предложила кесарево сечение.
- Ребенок идет ягодичками, надо резать, - вынесла она свое решение. Только громкий протест всей семьи заставило ее отказаться от этой идеи.
- И вам не долго мучиться придется, и я пораньше домой уйду, - тщетно высказала она последний аргумент.
Заплатив три тысячи сумов (около $2,3) за вход и три тысячи за право присутствовать при родах, муж остался рядом с роженицей. Затем пришлось оплачивать палату без насекомых. Младенца отдали через пять минут после рождения. Выяснилось, что детские комнаты в роддомах Узбекистана исчезли. Видимо, местные мамы настолько крепки, что послеродовой отдых им не положен. Через сутки ребенок закапризничал, а у Карины поднялась высокая температура. Молоко, почему-то никак не хотело появляться, донорское молоко запрещено законом. Что делать? Вызванные дежурные врачи появились после ряда звонков, со скандалом. Даже не осмотрев пациентку, поставили диагноз «острый пилонефрит». И вручили молодому папе список лекарств, включая антибиотики, на двадцать тысяч сумов ($15,7). Надо учесть, что новоиспеченный отец только за право увидеть жену с ребенком отдавал ежедневно по три тысячи сумов, а если случалось выскочить в аптеку, то еще по три и так далее. Да в палате каждая новая медсестра обязательно просила по тысяче «на мороженое». Если бы супруга не отказалась в резкой форме от назначенного лечения, семья рисковала бы остаться без средств к существованию. Кроме того, не секрет, что антибиотики, получаемые кормящей матерью, негативно отражаются на кишечнике младенца, вызывая дисбактериозные проявления. Поэтому, Карина потребовала взять повторные анализы, пригрозив, в противном случае, передать сообщение о случившемся в редакцию газеты, где она работает. Тон зарвавшихся «медичек» тут же смягчился. А через сорок минут подоспел результат анализа, показавший, что диагноз поставлен в корне неверно. Только на следующий день выяснилось, что у молодой матери застоялось в груди молоко. И никто из медперсонала не помог ей открыть каналы. Еще сутки и у женщины мог начаться мастит, что привело бы к операции груди. Эта история закончилась хорошо, опять же только благодаря статусу корреспондента.
Часть III. Дитя
Педиатр пришел к малютке только после крупного скандала по телефону с администрацией поликлиники ?8 Чиланзарского района. Ребенку не было и месяца, когда его направили к местному инфекционисту, а тот, в свою очередь, потребовал сделать ряд платных анализов. И все потому, что у малышки поднялась температура 37,2 - 37,3 градусов по Цельсию. Благодаря подруге-медсестре Карина выяснила, что такая температура нормальна для грудничка, а все действия сотрудников этой поликлиники неправомерны. На возмущение молодой матери последовала рекомендация нанять платного врача. Помог опять же статус журналиста.
Эпилог
Разговаривая со многими молодыми мамами, я убедилась, что ситуации, подобные описанной выше, в Узбекистане складываются повсюду. Причем, Шестой родильный дом далеко не самое запущенное учреждение. И даже статус не всегда помогает. Выходит, наша конституционно бесплатная медицина является самой платной в мире. Невероятно - но факт.